Методическое пособие «Использование игровых макетов - как элемент предметной среды для развития речетворчества детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Горбунова Оксана Александровна

Методическое пособие «Развитие речевых способностей детей через игровую деятельность с использование макетов» составлено в соответствии  с :

- Федеральным  государственным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);

Основано на нормативно-правовых документах:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;

- Закон «Об образовании в Томской области»  от 12.08.2013г. № 149 – ОЗ;

- СанПин 2.4.1.3049-13;

- ФГОС ДО (Приказ от 17.10.2013г. № 1155);

- Концепции развития речевого развития (Распоряжение Правительства России от 01.01.2014г. О концепции речевого развития образования в Российской Федерации)

- Локальные акты ДОУ (протокол педагогического совета, приказ заведующего ДОУ)

Пособие рассчитано на 4 года для дошкольного возраста, носит обучающий характер в познавательном развитии дошкольников и направлено на развитие речевых способностей детей через игровую деятельность с использованием макетов, что обеспечивает интеграцию и   соответствует ФГОС ДО.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx238.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида

городского округа Стрежевой

Рассмотрено:

на педагогическом совете

протокол №2 от 07.02.2019г.

Утверждено:

Заведующий МДОУ

«Д/С №12 «Семицветик»»

________ О. Г. Лунёва

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Использование игровых макетов - как элемент предметной среды для развития речетворчества детей дошкольного возраста»

                                                                      Автор:

                                                                                                                    Горбунова Оксана Александровна

                                                                                                               воспитатель: первой категории

г.Стрежевой

2019г.

Пояснительная записка

Методическое пособие «Развитие речевых способностей детей через игровую деятельность с использование макетов» составлено в соответствии  с :

- Федеральным  государственным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);

Основано на нормативно-правовых документах:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;

- Закон «Об образовании в Томской области»  от 12.08.2013г. № 149 – ОЗ;

- СанПин 2.4.1.3049-13;

- ФГОС ДО (Приказ от 17.10.2013г. № 1155);

- Концепции развития речевого развития (Распоряжение Правительства России от 01.01.2014г. О концепции речевого развития образования в Российской Федерации)

- Локальные акты ДОУ (протокол педагогического совета, приказ заведующего ДОУ)

Пособие рассчитано на 4 года для дошкольного возраста, носит обучающий характер в познавательном развитии дошкольников и направлено на развитие речевых способностей детей через игровую деятельность с использованием макетов, что обеспечивает интеграцию и   соответствует ФГОС ДО.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Л.С. Славина в своем исследовании показала, что даже трех-четырех летние дети с большой эмоциональностью воспринимают рассказ о куколке, которая осталась без крыши над головой, после того как киска разрушила ее домик. Если рассказчик конкретизирует непонятное для ребенка условие («осталась без крыши над головой»), поясняя, что негде было кукле спать, дождь лил прямо на нее и негде было от него спрятаться, то при такой подаче текста рассказ понятен ребенку. Понимание слушаемого рассказа быстро прогрессирует, открывая четырех-, семилетнему ребенку богатейший источник получения новых знаний о жизни людей, явлениях природы.

Слушая речь других, рассказы и сказки, ребенок 4—6 лет начинает интересоваться не только их содержанием. Его внимание привлекает и форма, в которой выражено это содержание.

Освоение разговорной речи

В процессе развития слушания у детей-дошкольников растет интерес к слову, его звучанию, форме и отношению к обозначенному предмету. Дети дошкольного возраста часто сами придумывают новые слова, которых нет в родном языке.

Некоторые авторы считают создание новых слов произвольной выдумкой ребенка, которому якобы не хватает слов, имеющихся в родном языке, для выражения мыслей и желаний. Однако такое объяснение явно неудовлетворительно. Можно предположить, что нарастающая у ребенка дошкольного возраста потребность в общении и познании «убегает вперед» и поэтому темп накопления словаря отстает от широты речевого общения ребенка. Ребенок хочет, чтобы его поняли, хочет что-то сказать товарищу или взрослому об увиденном, о чем-то спросить. Он легко создает слово по образцу тех, с которыми уже знаком, которые слышал от взрослых.

Анализ детских словообразований (которые требуют специального исследования) показывает, что в их основе лежат освоенные ребенком грамматические наблюдения, стереотипы, которые ребенок применяет к новым словам в аналогичных ситуациях. Он не может знать, что в русском языке существуют разные склонения и спряжения, род и число и к тому же много слов, составляющих исключение из общих правил.

Исследования и педагогическая практика показывают (О. И. Соловьева, М. Я. Покровская), что дети-дошкольники удивительно чутки к словам и особенно к грамматической форме слов. Желая сказать о чем-то очень маленьком, четырех - пятилетний ребенок сам придумывает слово, используя интуитивно найденные соответствующие суффиксы: «мой козленочек», «бара-ночек», «свинчик» или «голова у него большущая, рот широчу-щий, зубы острючие и весь он громаднейший».

Интерес к слову, возникающий в середине дошкольного возраста, вызывает у пяти-семилетнего ребенка внимание к стихам, к образным выражениям, к поэтическим сравнениям и эпитетам. Заметные изменения происходят и в освоении ребенком-дошкольником грамматического строя языка. Расширяющееся общение со взрослыми развивает у ребенка умение подбирать слова и строить предложения, которые будут правильно поняты собеседником.

Развитие связной речи

В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она экспрессивна, отрывочна. (А..М. Леушина). Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, трех-, четырехлетний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей или людей местоимениями и говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события.

Специальное изучение разговорной речи у детей от 3 до 5 лёт (В. И. Ядэшко) показывает, что одновременно с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку... тянет, а вытянуть не может».

Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают о виденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, в колхозе, тем быстрее развивается у них связная речь.

В семье и в детском саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно. Для этого они должны уметь подбирать «красивые» слова и произносить их разным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, воспитатель стремится вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение.

Формирование внутренней речи

Развитие разговорной связной и выразительной речи теснейшим образом связано с формированием внутренней речи.

Внутренняя речь, составляя основу и внутренний план разговорной грамотной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений. Особенно отчетливо внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.

Как показывают исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т.е. как беззвучную разговорную речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный слухо-речевой образ. Некоторые слова замещаются образами соответствующих вещей.

Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка.

Внутренняя речь наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности ребенка, особенно тогда, когда он встречается с затруднениями. В деятельности речь ребенка приобретает разные формы. Аккомпанементом совершаемого ребенком действия может быть речь-игра. В этом случае ребенок говорит длинными, развернутыми, эмоционально насыщенными предложениями. В проблемной ситуации ребенок использует и речь-вопрос, речь-сомнение, речь-утверждение. В некоторых формах ориентировочной деятельности эти словесные выражения выступают только в виде поискового жеста.

Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность и необходимость осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение какой-то практической цели.

Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.

Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.

С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Одним из традиционных методов  для социального становления  детей в группе я использую  инновационные педагогические технологии.

Остановимся подробнее на таком виде деятельности ребенка как макетирование.

Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.

Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. Чтение стихов, рассказов, загадок способствует выразительности речи.

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия.

У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.  Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.             

Подводя итоги актуальности познавательной деятельности, в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, изучив литературу и особенности речевого развития с использованием макетов, была определена цель:

Развитие речи через макетирование, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к игровой деятельности.

Задачи:

Развивающая:

  • Развитие всех компонентов речи ( Словарь, звуковая культура речи, связная речь, грамматический строй речи).
  • Развитие психических процессов (воображения, память, мышление).
  • Развитие коммуникативных навыков у детей.
  • Развитие диалогического и монологического строя речи

Обучающая:

  • учить детей для игры с макетом подбирать готовые игровые предметы,  предметы-заместители, создавать свои дополнения, обогащая предметную среду игры;
  • учить детей придумывать новые сюжеты, объединяя два-три макета, соединяя в одном макете фигурки-персонажи, с  соответствующим   им   антуражем   из двух – трёх разных тематических контекстов, соединять в сюжете игры  события реалистические и фантастические.

Воспитывающая:

  • Воспитания у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к развитию речи в игровой деятельности с макетом.
  • Создание условий для делового сотрудничества всех участников образовательного процесса.

 Вышеуказанная цель и задачи определяют систему педагогических принципов, отражающих представление о само ценности дошкольного возраста и его значение для становления и развития личности ребенка:

  • Принцип обучения деятельности – деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач
  • Принцип опоры на предшествующее развитие – опора на предшествующее, самостоятельное, житейское развитие
  • Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности,
  • Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе,
  • Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Ожидаемые результаты:

Организованная работа по развитию речевых способностей дошкольников с использованием макетов способствует повышению уровня развития игровой деятельности дошкольников.

  • Сформированность речевого развития средствами технологии макетирования:
  • Формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества
  • Увеличение объема внимания, памяти и мышления.
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
  • Формирование культурно речевое общение, Развитие связной речи
  • Формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
  • Формирование  произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для определения результативности методического пособия разработан мониторинговый инструментарий, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и особенностей реализуемой программы.

Критерии особенности освоения детьми речевого развития.

Технологическая  карта

 Образовательная область «Речевое развитие»

                                                                                              /речь/                                                                   (младшая группа)

Фамилия Имя ребенка

Грамматический стой речи

Связная речь

Образование имени существительного суффиксальным (уменьшительноласкательные, ик, иц)способом

Употребление существительных с предлогами

Употреблять в речи имена существительных, обозначающих животных и их детеныша

Перезказ текста 2-3 предложений

Рассказывание (описание) об игрушках

Заучивание стихотворения

Умение поддержать диалог со взрослыми и сверстниками

Пересказ худ.произведения

Умение вести монолог со взрослым и сверстниками

в

на

под

за

около

Высокий

Средний

Низкий

Фамилия Имя ребенка

Фонематический строй речи

Умение правильно произносить и различать гласные звуки

Умение правильно произносить и различать согласные звуки

Умение различать слова по звучанию (мышка-мишка)

а

у

и

о

э

п

б

д

к

г

ф

в

с

з

ц

Высокий

Средний

Низкий

Фамилия Имя ребенка

Лексика (словарь)

Понимает и употребляет обобщающие слова

Называет части суток

Объясняет назначение предметов

Понимает слова

Итог

одежда

овощи

посуда

фрукты

мебель

птицы

Домашние животные

Дикие животные

транспорт

утро

день

вечер

ночь

Н.г.

К.г.

Высокий

Средний

Низкий

Результаты мониторинга:

Результаты  сформированности речевого развития.

Начало года:

Конец года:

Исходя из результатов мониторинга видно, что созданные условия и речевое развитие через игровую деятельность с использованием макета дошкольного возраста дают положительную динамику   сформированности  интереса к познанию, и эффективно отражаются на повышении речевых способностей.

Данное методическое пособие отражает инновационные подходы повышения эффективности речевого развития дошкольников с использованием нетрадиционных форм, а именно через применение макетирования – как элемент речевого развития.

Содержательная часть

С целью систематизации и последовательности работы с детьми составлен перспективный план, состоящий из следующих  разделов:

  • Тема занятия, цель;
  • Работа в режимных моментах;
  • Оборудование;

Тематика непосредственной образовательной деятельности определяется на основе  программных задач развития детей дошкольного возраста  в соответствии реализуемой программы (в данном случае Комплексной программы развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100 Детский сад 2100)» А.А. Леонтьева и комплексно-тематического планирования ДОУ, занятия по развитию речи В.В. Гербова.

В основу построения деятельности положен принцип развивающего обучения. В структуре деятельности используются методы прямого обучения с помощью макета. Большое значение придается эмоциональной стимуляции, таким образом, создается атмосфера успеха и комфортности. Важным является также и то, что новое знание не дается ребенку в готовом виде, а вводится через самостоятельное его «открытие» детьми. При этом на протяжении всего цикла занятий введение нового материала происходит с учетом взаимосвязи изучаемого с предметами и явлениями окружающего мира.

При организации образовательной деятельности учитываются:

  • Психологические особенности дошкольников;
  • Сбалансированность нагрузки;
  • Индивидуальные возможности;
  • Объем программного материала;

Формы  организации  детей:

  • Индивидуальная работа;
  • Работа в парах;
  • Подгрупповая работа;
  • Групповая работа;

Основные принципы организации образовательного процесса.

  • Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию игровой деятельности детей.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Психолого - педагогическая поддержка ребенка.
  • Использование новых образовательных технологий.

Обучение по данному  пособию происходит с  использованием следующих инновационных технологий:

  • технология деятельностного подхода;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемного диалога – обучение воспитанников  самостоятельной постановке цели (проблемы) и поиску решения (в т.ч. открытию нового знания);
  • технология развивающего обучения;
  • информационно-коммуникативные технология;
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия;

        Структура  занятия остается традиционной, трехчастной, но основанной на практической и игровой деятельности, что позволяет создать условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся для них жизненно необходимыми и потому усваиваются легче и быстрее.

Первая часть занятия  - мотивационно-организационная (3-4 мин.)

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. К началу занятия предшествует ситуацию, мотивирующая детей к игре.

Вторая часть – основная  (12-14 мин.)

Актуализация и затруднение в игровой ситуации. На данном этапе организуется предметная деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные  операции детей, необходимые для следующего шага.

Открытие детьми нового. На этом этапе используется подводящий диалог, организуется построение нового знания.

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. Для этого используются игры в которых новое знание используется совместно с изученными ранее, для тренировки мыслительных операций через подвижную деятельность детей здесь включаются подвижно-дидактические игры, а также задания развивающего типа с применением двигательной деятельности.

Третья часть – итоговая (2-3 мин.)

На данном этапе совместно с детьми подводится итог, фиксируются новые знания в устной речи и организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов

Подвижно-дидактические игры и игровые упражнения с речевым содержанием включены традиционного занятия по речевому развитию. Что способствует закреплению знаний и навыков у детей, помогают детям проявить свою сообразительность, смекалку. Подвижно-дидактические игры  - это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребенка. Они способствуют развитию приемов умственной деятельности. Их основу составляет взаимосвязь игры, двигательной деятельности и доступного, продуманного процесса усвоения знаний.

Перспективное планирование

http://www.s-p-profi.ru/Dizayni.ru_Notepad_Bloc_notes.png

Примерный комплексно-тематический план речевого развития с использование макетирования         (младших дошкольников)

Тема месяца

Тема недели

Развернутое содержание работы

Период

Варианты игровых мероприятий

Макетирование

«Осень»

«Детский сад»

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Сентябрь

1неделя

Речевое развитие

Тема: Рассказ воспитателя. Экскурсия по групповой комнате.

Макет: «Детский сад и ближайшее окружение»

Материал:

Фанера, клейкая пленка, коробки для оформления сада, природный материал

Ягоды.грибы

Уточнить представления детей о знании леса в жизни людей; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах; знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания

Сентябрь

2 неделя

Речевое развитие

Тема: «В лес за грибами и ягодами»

Макет: «Лесная поляна»

Материал: природный материал, пластелин

Деревья кустарники, растения, цветы

Закреплять представление о названии и об основных частях растений; учить видеть их характерные особенности, ввести названия растений в активный словарь; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

Сентябрь

3 неделя

Речевое развитие

Тема: Растения (деревья, кусты, цветы)

Макет: добавление природного материала

Овощи, фрукты

Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимении в роде, числе; активизировать в речи прилогательные.

Сентябрь

4 неделя

Речевое развитие

Тема: описательный рассказ «Описание овощей и фруктов»

Макет: добавление из пластилина и соленого теста.

Если хочешь быть здоров

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Сентябрь

5 неделя

Речевое развитие

Макет:

"На спортивной площадке"

Материал:

Пластилин, вата, палочки, природный материал, киндары для обыгрывания

«Животные

и птицы»

Дикие животные

Учить узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных, развивать зрительное восприятие, память, активизировать и расширять словарь, формировать интонационную выразительность речи, мышление.

Октябрь

1неделя

Речевое развитие

Тема: «Дикие животные»

Макет: «Дикие животные в лесу»

Материал:

Игрушки диких животных, природный материал, цветная бумага, клей.

Животные жарких стран

Познакомить с животными жарких стран. Дать представление о животных жарких стран (слон, попугай, обезьяна). Называть отличительные особенности внешнего вида. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Октябрь

2 неделя

Речевое развитие

Тема:Описательный рассказ «Путешествие в зоопарк»

Макет:

"Зоопарк"

Материал:

Игрушки животных для обыгрывания, картон, клей, краски.

Домашние животные

Познакомить с домашними животными. Дать представления о домашних животных (собак, кошка, корова, коза).

Октябрь

3 неделя

Речевое развитие

Тема: «Домашние животные»

Макет: «Ферма»

Материал:

Игрушки животных для обыгрывания, соленое тесто для построения, природный материал.

Птицы

Познакомить детей с разными видами птиц. Различать и называть отдельных птиц.

Ноябрь

1неделя

Речевое развитие

Тема: Чтение детям русской народной потешки «Сорока, сорока…»

Макет: «Птицы на нашем участке»

Материал:

Игрушки птиц, поделки из бумаги птиц, добавление к макету наш детский сад.

«Зима»

Зимушка – зима

Различать зиму и осень по ярким характерным признакам. Развивать умение устанавливать связь между временем года и погодой.

Декабрь

2 неделя

Речевое развитие

Тема: Рассматривание макета «Зимой на прогулке»

Макет: «Зима»

Материал: фанера, самоклеющаяся бумага, картон, клей, природный материал, вата.

Библиотека

Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания главных героев.

Январь

2 неделя

Речевое развитие

Тема: Рассказывание детям сказки «Три Медведя» Л.Толстого

Макет: «Три Медведя»

Материал: фанера, листы бумаги для изготовления мебели с помощью оригами, пластилин, природный материал для изготовления леса.

« Мой город»

Мой город. Моя улица

Расширять знания детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу

Февраль

2 неделя

Речевое развитие

Тема: Составление рассказа «Мой город»

Макет: «Мы живём в городе»

Материал: фанера, природный материал, клей, бумага, вата.

Транспорт

Дать понятие транспорт, познакомить с некоторыми видами транспорта, назначение транспорта (легковой, грузовой)

Апрель

1 неделя

Речевое развитие

Тема: Рассказ воспитателя о средствах передвижения. Рассматривание макета «Город с транспортом»

Макет: «Дорожное движение»

Материал:

Ленолиум, клейкая бумага, знаки дорожного движения, транспорт.

Космос

Пополнять и активизировать словарный запас на основе углубления знаний детей о космосе и её планетах. Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (планеты, звёзды).

Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя рассказать о своих впечатлениях при полёте в космос).

Апрель

2 неделя

Речевое развитие

Тема: «Путешествие в космос»

Макет:

"Космоса"

Материал:

Пластилин, вата, палочки, природный материал

Весна

Познакомить детей с характерными признаками весны; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание; активизировать словарь.

Апрель

3 неделя

Речевое развитие

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Макет:

"Весенней природы"

Материал:

Пластилин, палочки, природный материал, герои сказки для обыгрывания, бумага.

Работа с родителями

Реализация вышеуказанных целей и задач невозможна без тесного взаимодействия с родителями, без активной совместной и педагогически правильной работы по формированию речевого развития детей, где используются разнообразные формы и методы по повышению родительской компетенции по обучению детей. С целью систематизации, последовательности работы составлен перспективный план работы с родителями, где указаны основные мероприятия и сроки реализации.

Мероприятия

Форма проведения

Сроки

Ответственный

 «Что такое развитие речевых способностей детей через игру с макетом»

Родительское собрание

сентябрь

воспитатель

Макет «Сказочный городок»

для игры ребенка в домашних условиях

Мастер класс

октябрь

воспитатель

Макет «Сказка»

для игры ребенка в домашних условиях

Консультация

ноябрь

воспитатель

Коллаж «Наш город зимой»

Совместная деятельность

январь

воспитатель

Макет «Весна пришла»

(Создание мини-макетов для одного большого)

Круглый стол

март

воспитатель

Макет «В гости к сказке»

Родительское собрание с детьми

май

воспитатель

Литература:

  1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи»
  2. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи»
  3. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
  4. Леонтьев А.А.  «Программа развития и воспитания в образовательной системе  «Школа2100 Детский сад 2100»
  5. Михайлова З.А.  «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Приложение:

Конспект НОД во второй младшей группе.

Тема: Рассматривание картины «Зимой на прогулке».

Цель: учить детей понимать изображённое на картине;

отвечать на вопросы воспитателя;

делать простейшие выводы;

слушать рассказ воспитателя, составленный по картине.

Задачи:

Обучающая:

-Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать рассказ педагога,  составленный по картине. Упражнять в четком и выразительном чтении текста.

Развивающая:

- Содействовать развитию связной речи, умению детей эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитывающая:

- Воспитывать в детях чувства прекрасного к зиме. Формировать дружеские отношения.

Словарная работа:

Оборудование:

Использование педагогических технологий:

-Технология здоровьесбережения

-Игровая технология

-Технология макетирования

Методы и приемы:

беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, указание, игра  и др.    

I. Психологический настрой

-В: Встанем, дети встанем в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

II. Вводно-организационный момент.

Беседа с детьми:

 - В: На дворе зима. На улице снег, можно кататься на санках. А что ещё можно делать?

(ответы детей)

III. Мотивационно-побудительный момент.

-В: Ребята, а хотите я покажу вам детей, которые уже вышли гулять?

(ответы детей)

Демонстрация картины. Пояснение, что старший мальчик везёт малыша.

- В: Как вы думаете, малыш доволен? Почему?

(ответы детей)

-В: А что делают девочки?

(ответы детей)

-В: Ребята смотрите в санках сидит медвежонок. Не для него ли девочки что-то строят?

(ответы детей)

-В: Мишка не хочет сидеть в санках, капризничает.  (Э-э-э подражание с детьми хнычущему медвежонку).

-В: Девочки говорят ему….. Как вы думаете, что они говорят?

(ответы детей)

-В: Ребята дети наши на картине замерзли давайте поможем им согреться.

             Физкультминутка

                  «На дворе».

           На дворе мороз и ветер.

           На дворе гуляют дети,

           Ручки, ручки потирают,

           Ручки, ручки согревают.

Дети вместе с воспитателем отправляются к макету. Воспитатель начинает рассказ:

- «Зима. Идет пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везет в санках малыша. Малыш доволен. Девочки взяли с собой на прогулку медвежонка. «Сейчас, мишенька, мы сделаем горку и покатаем тебя. А пока посиди в санках.»-говорят девочки».

В дальнейшем дети вместе с воспитателем составляют рассказ по макету.

IV. Рефлексия.

В.-А теперь, ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили?

(ответы детей)

 В Ребята, что вам понравилось сегодня?

В.-Молодцы!

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем.

Задача: мотивация детей на игровую деятельность.

Организация направленного внимания.

Задача: Формировать представление детей о предстоящей деятельности.

Задача:

учить детей понимать изображённое на картине;

отвечать на вопросы воспитателя;

делать простейшие выводы;

слушать рассказ воспитателя, составленный по картине.

Физминутка проводится с целью смены вида деятельности, предупреждения утомляемости

В соответствии с рассказом выставляются персонажи на готовый макет зимы.

Задача: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии и создать ситуацию успеха.

Конспект НОД во второй младшей группе.

Тема: Рассказывание детям сказки «Три Медведя» Л.Толстого

Цель: учить детей понимать изображённое на картине, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, слушать внимательно воспитателя, составленный по картине.

Задачи:

Обучающая:

-Учить детей внимательно слушать большое по объему произведение, сопереживать героям. Закреплять правильное произношение звуков [э], учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.

Развивающая:

- Содействовать развитию связной речи, умению детей эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитывающая:

- Воспитывать в детях чувства прекрасного к зиме. Формировать дружеские отношения.

Словарная работа:  большая, поменьше, маленькая, четкое произношение звука э

Оборудование: Сундучок, мешочек, игрушка сказочник, макет, герои сказки, ноутбук, проектор.

Использование педагогических технологий:

-Технология здоровьесбережения

-Игровая технология

-Технология макетирования

- Технология ИКТ

Методы и приемы:

беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, указание, игра  и др.    

 I. Психологический настрой

-В: Встанем, дети встанем в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

II. Вводно-организационный момент.

(На столе стоит сундучок)        

-В: Посмотрите ребята, какой красивая сундучок. Это не простой сундучок – волшебный. В нем сказки живут. Отгадайте, какие это сказки (дети рассматривают коробку и называют знакомые им сказки). А ещё в этой сундучке живёт добрый сказочник. Он очень старенький, слышит плохо и устаёт быстро. Пришёл сказочник к нам из леса, принёс вам лесную сказку. Устал и уснул. Давайте его разбудим, громко похлопаем в ладоши (дети хлопают в ладоши).

Нет, всё равно спит. Давайте потопаем ногами (дети топают).

Всё равно спит! Давайте похлопаем и потопаем одновременно (дети топают и хлопают) .

III. Мотивационно-побудительный момент.

        (из коробки появляется Сказочник)

Здравствуйте ребятишки! Что-то притомился и заснул. Из леса я к вам шёл. Сказочку лесную принёс. Называется она «Три медведя». Хотите послушать?

(Ответ детей)

         Сейчас я вам из волшебного мешочка её достану (достаёт мешочек, вытряхивает его). Ой-ой-ой! А где же сказка? В мешке большая дырка! Что же делать?

      -В: Не горюй Сказочник. В волшебной коробке остались герои сказки, а саму сказку мы с ребятами сами расскажем. Правда, ребята? (Ответ детей)

        В одной деревне жила-была девочка (рассказ сопровождается слайдами). Звали её Машенька.                           Отправилась она в лес с подружками за грибами да за ягодами. И мы с ней в лес отправимся. Представим, как ветер листвой шумит ш-ш-ш (дети повторяют, ветви деревьев качаются (дети качают руками).

        Ходила Машенька по лесу, полную корзинку грибов набрала, да не заметила, как заблудилась. Стала она кричать – Ау-Ау-у! Но подружки её не слышат. Помогите ей ребята.

       Нет, далеко ушла Маша. Не слышат её подружки. Шла она. Шла и подошла к большому дому, стоящему на лесной полянке. Дверь открыта и Маша решила зайти.

          Зашла Маша в избушку. Прошла в столовую. Видит, стоит в комнате стол. А за столом три стула. Какие (большой, средний и маленький). Залезла девочка на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нём было неудобно; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо.

       Посмотрела Маша на стол, а на столе три чашки с похлёбкой стоят. Какие? (большая, средняя и маленькая) Попробовала Маша похлёбку из трёх чашек и в самой маленькой ей понравилось больше всех.

       Прошла девочка в спальню. Здесь стоят три кровати. Какие? (ответ детей)

Девочка легла в большую – было просторно. Легла в среднюю – было слишком высоко. Легла в маленькую – кроватка пришлась ей в пору и она заснула.

        А в это время, из леса к дому вышли три медведя. Самый большой – папа медведь. Звали его Михайло Иваныч. Потом медведица – Настасья Петровна. И самый маленький – медвежонок Мишутка. Зашли медведи в дом. Видят – везде беспорядок. Посмотрел Михайло Иваныч и зарычал: - Кто сидел на моём стуле?

     Что спросила Настасья Петровна (дети задают вопрос интонацией выделяя голос медведицы)

       Что спросил Мишутка (дети задают вопрос интонацией выделяя голос медвежонка)

Посмотрел Михайло Иваныч на стол и заревел страшным голосом: - Кто хлебал из моей чашки?              Настасья Петровна спросила потише, как (отвечают дети). А маленький Мишутка пропищал, как (отвечают дети)

          Прошли медведи в спальню. Михайло Иваныч спросил: - Кто лежал на моей постели и смял её?

Что спросила Настасья Петровна?

Что спросил Мишутка?

         Тут девочка проснулась и увидела медведей. Испугалась девочка. Выскочила в окно, да так быстро побежала, что ноги сами привели её до дома. С той поры, девочка никогда одна в лес не ходила. И вы, ребята, в лесу гуляйте только с мамами и папами. Вот и сказке конец.

             Физкультминутка

Сейчас мы покажем, какие они были. Вставайте и повторяйте за мной:

Старший мишка лапой топ, лапой топ, лапой топ

И другою лапой топ, лапой топ, лапой топ.

Средний мишка лапой хлоп, лапой хлоп, лапой хлоп

И другою лапой хлоп, лапой хлоп, лапой хлоп.

А мишутка по коленкам шлёп, шлёп, шлёп

Шлёп, шлёп, шлёп.

          Рассказ детей по макету:

Понравилась вам сказочка?

Как она называется?

Как звали девочку?

Почему она пошла в лес?

Как девочка заблудилась?

Кто в доме жил?

Как звали медведей?

Что спрашивал Михайло Иваныч?

Где медведи нашли девочку?

Как девочка смогла убежать?

Кто в сказке вам понравился и почему?

Сказочник: Спасибо вам ребята. За помощь вашу я вас отблагодарю гостинцем (угощает сладостями) .

IV. Рефлексия.

В.-А теперь, ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили?

(ответы детей)

 В Ребята, что вам понравилось сегодня?

В.-Молодцы!

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем.

Задача: мотивация детей на игровую деятельность.

Организация направленного внимания.

Задача: Формировать представление детей о предстоящей деятельности.

Задача:

Учить детей слушать сказку, сопереживать героям.

Развивать воображение; обогащать словарный запас детей.

Рассказ сказки по слайдовой презентации воспитателя вместе с детьми.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Физкультминутка проводится с целью смены вида деятельности, предупреждения утомляемости.

Перемещение детей к макету для закрепления пройденного рассказа с целью обыгрывания.

Задача: восстановить в памяти детей, то что делали на занятии и создать ситуацию успеха.

Конспект НОД во второй младшей группе.

Тема: Составление рассказа «Мой город».

Цель: Расширять знания детей о городе,

Сформировать представления о ближайшем окружении.

Задачи:

Обучающая:

- Учить связно строить предложения

 - Прививать любовь к близким, к дому

 - Активизировать словарь за счет слов (квартира, улица, многоэтажный дом)

Развивающая:

- Содействовать развитию связной речи, умению детей эмоционально откликаться на происходящее.

-Развивать познавательный интерес.

Воспитывающая:

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу. Формировать дружеские отношения.

Словарная работа: квартира, улица, многоэтажный дом, малоэтажный дом.

Оборудование:

Использование педагогических технологий:

-Технология здоровьесбережения

-Игровая технология

-Технология макетирования

Методы и приемы:

беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, указание, игра  и др.    

I. Психологический настрой

-В: Встанем, дети встанем в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

II. Вводно-организационный момент.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята кто-то в дверь стучится. Сейчас я посмотрю, кто это может быть. 
Воспитатель входит с игрушкой домовенком
Домовенок:  Здравствуйте ребята
Дети:  Здравствуйте
Домовенок:  А, вы меня узнали?
Дети:  Нет
Домовенок: Меня зовут Домовенок, я живу в вашем д/с (группе). Слежу за порядком и уютом. Ой, совсем забыл, я вам принес в подарок игру ведь в гости с подарками ходят (приносит игру- «четвертый лишний»). Ребята вот у Вас наверно есть братья и сестры?
Дети: Да

III. Мотивационно-побудительный момент.
Домовенок: И у меня есть много братьев и сестер , и все они живут в разных домах. Давай те посмотрим в каких они домах живут. Домовенок показывает дети называют.
Дети: В замке, в избушке на курьих ножках, в избушке, многоэтажный дом.
Домовенок: Ребята посмотрите, какие у нас здесь герои.
Дети: Бабушка с дедушкой, принцесса, баба- яга, мальчик.
Домовенок: Давайте расселим их каждого в свой домик.
Дети: Дедушку с бабушкой мы поселим в избушку; принцессу поселим в замок; бабу – ягу в избушку на курьих ножках; мальчика в многоэтажный дом.
Домовенок: Почему мы поселили мальчика в многоэтажный дом, а остальных героев нет. Ведь в многоэтажном доме много места. 
Дети: Потому что это сказочные герои и они живут в сказочных домах.
Домовенок: Молодцы справились!

                              Физкультминутка

Мы работали, устали. 
Дружно на ковёр все встали. 
Ручками похлопали - 1. 2. 3. 
Ножками потопали - 1. 2. 3. 
Сели, встали. 
Сели и друг друга не задели. 
Мы немножко отдохнём 
И рассказ составлять начнём.
Воспитатель: Ребята, давайте домовенку расскажем, где вы живете, в каких домах?!
Схема ответа по макету:

- я живу на улице…. Дом, кВ.  

- в многоэтажном доме на …. Этаже
     - со мной в квартире живут……..
    - рядом с моим домом находится(детская
 
      площадка, аптека, магазин, автобусная остановка…)

IV. Рефлексия.
Домовенок: молодцы, как хорошо знаете сои адреса. Но мне пора идти дальше следить за порядком! Досвидания!
Дети: Досвидание!
Воспитатель: Ребята давайте поиграем с вами в игру  «Бездомный заяц»

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем.

Задача: мотивация детей на игровую деятельность.

Организация направленного внимания.

Задача: Формировать представление детей о предстоящей деятельности.

Задача:

Расширять знания детей о городе,

Сформировать представления о ближайшем окружении

- Учить связно строить предложения

 - Прививать любовь к близким, к дому

 - Активизировать словарь за счет слов (квартира, улица, многоэтажный дом)

Физминутка проводится с целью смены вида деятельности, предупреждения утомляемости

Дети опираются уже на готовый макет с улицами и дорогами, домами и т. д.

Задача: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии и создать ситуацию успеха.

Конспект НОД во второй младшей группе.

Тема: Рассказ воспитателя о средствах передвижения.

Рассматривание макета  «Город с транспортом»

Цель: Уточнить представления детей о некоторых видах транспортных средств.

Задачи:

Обучающая:

- Учить связно строить предложения

 - Активизировать в речи детей слова кабина, руль, колеса, шофер, салон.

Развивающая:

- Содействовать развитию связной речи, умению детей эмоционально откликаться на происходящее.

-Развивать познавательный интерес.

Воспитывающая:

- Воспитывать дисциплинированность, чувство ответственности за происходящее, дружелюбие.

Словарная работа: легковой, грузовой автомобиль, автобус, кабина, руль, колеса, шафер, салон.

Оборудование: Сюжетная картина, готовый макет, кубики, маленькие машинки, мелкие игрушки.

Использование педагогических технологий:

-Технология здоровьесбережения

-Игровая технология

-Технология макетирования

Методы и приемы:

  • Информативный – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, показ воспитателя);
  • Словесный метод (словесный, художественное слово, использование образцов педагога);
  • Репродуктивный метод (прием повтора).
  • Эвристический метод (проявление самостоятельности).

I. Психологический настрой

-В: Встанем, дети встанем в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

II. Вводно-организационный момент.

Воспитатель заходит с детьми в группу, там разбросаны кубики большого и маленького размера:

- Ребята посмотрите, кто-то разбросал кубики. Как же вернуть их на место?

Для этого нам нужна машина. Машина грузовая.

К нам приехала машина,

Вот колеса, вот кабина,

Вот руль, вот кузов,

Кузов нужен ей для грузов

Вот какая машина грузовая к нам приехала.
III. Мотивационно-побудительный момент.

 (рассматривание картин с машинами)

-Это у машины кабина.

 Здесь сидит водитель. Покажите кабину. Что это?

-Это кузов.

Здесь лежит груз.

Покажите кузов.  Что это?

Это Колеса.

 Покрутите колеса. Колеса крутятся, машина едет.

Покажите колеса. Что это?

Это руль. Что это?

Как гудит машина? (би-би-би). Воспитатель  показывает и называет части машины, затем просит показать детей.

Упражнение: « Перевезем кубики»

- Помогите мне перевезти кубики. Сначала машина повезет большие кубики.

Загрузите в кузов большие кубики. Где лежат кубики? Для больших кубиков - большая коробка.

Артем довези большие кубики до большой коробки. Выгрузи их. Какие это кубики? Какая коробка?

  Так же с маленькими кубиками.

Молодцы справились!

                              Физкультминутка

По команде воспитателя «заводятся моторы» - дети произносят на выдохе «р – р – р - р», держат «руль» и взлетают «ж – ж – ж - ж». руки расставлены как крылья и поворачиваются на виражах – «у – у – у - у», «самолёты» кружатся и садятся на посадку – «ух – ух - ух» (дети приседают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь стоит? 
Дети: Машина. 
Воспитатель: Какие детали есть у машины? Давайте их назовем. 
Дети: - кабина
- руль
- дверь
- кузов
- колеса. 
Дети: Кабина, руль, дверь, кузов, колеса. 
Воспитатель: Молодцы. Теперь наши машины могут отправляться в дорогу.

IV. Рефлексия.

Сюрпризный момент: В группу привозят большую грузовую машину. В кузове машины лежат маленькие машины и куклы.

Воспитатель раздает детям машины с  куклами. Предлагает покатать кукол в машинах.

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем.

Задача: мотивация детей на игровую деятельность.

Организация направленного внимания.

Задача: Формировать представление детей о предстоящей деятельности.

Цель: Знакомить с частями машины, пополнение номинативного, предикативного словаря.

Физминутка проводится с целью смены вида деятельности, предупреждения утомляемости

Дети идут к макету города и продолжают игру.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе
Тема: «Полёт в космос»

Цели: Пополнять и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний детей о космосе. Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (планеты, звезды). Формировать у детей умение согласовывать слова в предложения.

Задачи:

Обучающая:

- Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

 Развивающая:

- Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (планеты, звёзды).

- Развивать познавательный интерес.

- Развивать интонационную выразительность (при рассказывании текста физминутки).

Воспитывающая:

- Воспитывать дисциплинированность, чувство ответственности за происходящее, дружелюбие.

Словарная работа: легковой, грузовой автомобиль, автобус, кабина, руль, колеса, шафер, салон.

Оборудование: Сюжетная картина, готовый макет, кубики, маленькие машинки, мелкие игрушки.

Использование педагогических технологий:

-Технология здоровьесбережения

-Игровая технология

-Технология макетирования

Методы и приёмы:

Практические: физминутка, создание ракеты из пластилина, выполнение задания «Обведи по точкам».

Наглядные: рассматривание портретов космонавтов, иллюстраций ракет, звёзд, планет;

Словесные: составление простых предложений.

Материалы и оборудование: портреты космонавтов и Ю.А. Гагарина, иллюстрации ракет, звёзд, Луны, планет; образец ракеты из пластилина, сделанной из геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников); магнитофон с диском космической музыки;

Деятельность воспитателя

Воспитатель:

- Ребята я хочу прочитать Вам стихотворение:

«В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля,

Расстилается земля».

Воспитатель:

- Ребята, сегодня 12 апреля – день Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет.

- А вы знаете кто такие космонавты?

- А вы хотите полететь в космос?

- А на чем туда можно полететь?

Воспитатель:

- А давайте, ребята,

Поиграем в космонавтов,

В космос все мы полетим.

Собираемся в полет,

Строим новый звездолет.

Посмотрите на доску. Сегодня мы будем делать вот такую ракету (воспитатель показывает образец).

- Ребята, а из каких геометрических фигур состоит ракета? (Квадраты, треугольники, круги).

- А куда летит ракета? (В космос, вверх).

- А что есть в небе, в космосе? (звезды, луна, другие планеты).

Воспитатель:

- Сейчас я покажу вам, как делать ракету. Берем кусочек пластилина, раскатываем между ладошками - столбик, соединяем друг с другом столбики в виде квадратов, треугольников и кругов.

Воспитатель:

- Давайте выполним пальчиковую гимнастику в стихотворном виде:

«Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки».

Воспитатель:

- Какие красивые ракеты у нас получились! Теперь можно лететь в космос.

Воспитатель включает космическую музыку и имитирует полёт.

 

Воспитатель:

- Ребята, давайте возвращаться назад на Землю. Для этого нужно провести линию по пунктирным линиям от ракеты к планете Земля.

Итог непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вспомните, что интересного было сегодня?

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Дети слушают стихотворение.

Пробуждение интереса к теме «Космос» через произведение литературы.

Дети отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Развитие речи и познавательных способностей, создание эмоционального положительного фона.

Дети отвечают на вопросы.

Развитие речи, познавательных способностей и ориентации в пространстве.

Дети вместе с воспитателем делают ракету из пластилина.

Развитие мелкой моторики, фантазии и аккуратности.

Дети произносят слова физминутки и делают движения, которые показывает воспитатель.

Предотвращение утомляемости детей, смена пассивного поведения на активное.

Дети слушают музыку и выполняют движения за воспитателем.

Развитие познавательных способностей и способности переживать музыку и творчески выражать себя в образном импровизацион-ном движении. Создание эмоционально-положительного фона.

Дети выполняют задание «Обведи по точкам»

 

Освоение детьми изобразительно-выразительного средства - линия (в игре «Обведи по точкам»).

Дети рассказывают, какая деятельность им особенно понравились.

Развитие речевой активности (умение делиться впечатлениями).

Конспект НОД во второй младшей группе.

Тема: Рассказывания детям русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку, вызывать эмоциональный отклик на услышанное.

Задачи:

Развивающая: Развитие памяти, зрительного восприятия, воображения.

Обучающая: закрепить умения отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки, работать в коллективе

Воспитывающая: Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, узнавать и называть героев.

Словарная работа: ледяная, лубяная - объяснить значение слов.

Оборудование: игрушки, макет по сказке.

Используемые технологии:

- Технология здоровьясбережения

- Игровая технология

- Технология макетирования

Методы и приемы: беседа, игра, рассказ, пояснение и т.д.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

  1. Психологический настрой:

- Соберемся дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Я улыбнулась, и вы друг другу

Чтоб у нас было хорошее настроение

  1. Водно-организованный момент:

-В: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте поздароваемся! (ответ детей)

Ребята кто к нам утром пришел в гости? (ответ детей)

-В: Ребята посмотрите буратино наш загрустил!

-В: Буратино что ты плачешь? Что у тебя случилось?

-Б: Я очень люблю сказки, но только вот я маленький и не умею читать! А так очень хочется сказку новую узнать!

-В: Ребята как мы поможем буратино?

(ответ детей)

  1. Мотивационно-побудительный момент:

-В: Ребята, а вы сами любите сказки? (ответ детей)

Попробуйте отгадать мои загадки

- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушёл (Колобок)

- Тянут-потянут, а вытянуть не могут (Репка)

- В: Молодцы ребята, хорошо вы знаете сказки! -В: Ребята,буратино смотрите какой большой и красивый сундучок! Хотите узнать, что в нем лежит? Давайте подойдем и посмотрим. ( Пытается открыть сундучок, но не может.) Что-то ничего у меня не получается… Наверное он заколдован. Ребята давайте отгадаем загадки и тогда он откроется

  1. Хвост пушистый, краса, а зовут её ….лиса
  1. По полю прыг, прыг, по снегу тык, тык…Заяц
  2. Гладишь-ласкается, дразнишь-кусается.. Собака
  3. Кто зимой холодной, ходит злой голодный… Волк
  4. Кто зимой спит в берлоге снеговой…. Медведь
  5. Кто рано встает, деткам спать не дает… Петух

(После ответов детей сундучок открывается.) 

-В: Ребята это герои нашей новой русской народной сказки под названием «Заюшкина избушка». И сейчас наши герои оживут и мы вместе с Буратино увидим и услышим новую сказку. Давайте все вместе скажем дружно: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».

Что это? — Домики.

Этот домик ледяной, он изо льда, Лубяной — значит деревянный. Слова дети повторяют хором и индивидуально. — А вот кто в них живет, вы узнаете из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка расстаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу - собака:
- Гав-гав-гав! Что, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала!
- Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, собака забрехала:

- Гав-гав-гав! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу - медведь:
- Э-э-э. О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!

- Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:
- Э-э-э. Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, ему навстречу волк:
- у-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

-Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- у-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!
- Нет, волк, не поможешь! Собака гнала- не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, волк как заревел:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму навстречу - петух с косой:
- Кукареку-у! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!

- Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:
- Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
- Обуваюсь!

Петух опять:
- Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит: "Одеваюсь!"
Петух в третий раз:
- Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах!...

Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

Ребята, а давайте сейчас поиграем:

Физкультминутка:

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет:

Ку-ка-ре-ку!

Беседа по содержанию сказки.

 Ребята Буратино очень понравилась наша сказка

Про кого была сказка?

- Какая была избушка у лисы?

Что с ней случилось?

- А у зайца?

- Что сделала лиса?

- Кто хотел помочь зайцу?

Помогли? А почему не помогли? ( испугались лису).

- Кто же помог зайчику? Как он говорил? Спросить2—3 детей.

- Какой был петух? — Смелый, храбрый, добрый.

IV. Рефлексия.

- В: А теперь ребята давайте вспомним кто был у нас в гостях? (ответ детей). Что мы делали? Что понравилось вам? Вы такие молодцы! Давайте буратино скажем досвиданья!

Дети встают в круг на ковре

Включить плач буратино

Все вместе встаём возле стола, где стоит сундук.

Дети садятся на стулья, буратино садим рядом

Вместе с детьми звукоподражание

Вместе с детьми звукоподражание

Вместе с детьми звукоподражание

Дети идут на ковер

Подходим к макету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образователь...

Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Презентация "Использование метода Синквейна и элементов нейропсихологических заданий для развития речи детей дошкольного возраста"

ull;Основой развития человека является речь, которая используется для общения с другими людьми. Что касается связной речи, то она важна для развития дошкольников, поскольку предполагает овладение зн...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО – ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: Предметно – игровая среда как условия развития речи детей дошкольного возраста....