«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»
картотека (старшая, подготовительная группа)

Похальчишина Анна Зиновьевна

Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranst-vremen._predstav.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14 Березка»

(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

Картотека игр   

«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

 

 

 

Составила: педагог-психолог

А.З. Похальчишина

г. Ханты-Мансийск, 2020г

 «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера»«сегодня»«завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера»«сегодня»«завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит«Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание. В.объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материалкартинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3. Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует«День!»«Ночь!».

«Про вчерашний день»

Цель: показать детям, как необходимо беречь время.

Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:

-Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …

-Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.

Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:

-Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.

-Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.

-Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.

-А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.

-И попробую, - ответил Сережа.

Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:

-Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?

-Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?

-Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.

-Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.

«Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.

-Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.

-Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.

Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.

И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.

-Вот наш вчерашний день, - говорит мама.

Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.

Далее В. проводит беседу о том, почему Сережа потерял вчерашний день, и как нужно беречь время.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает«Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям, вызывают 5-6 детей.

«Найди игрушку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит воспитатель, - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти».Распечатывает конверт и читает«Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д.»

«Разговор по телефону»

Цельразвитие пространственных представлений.

Содержание. Вооружившись палочкой (указкой) и проведя ею по проводу, нужно узнать: кто кому звонит по телефону? Кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, Колобок, волк. Игру можно начать с рассказа. «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц» Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил

Гена, колобок и волк спешили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?»

«Я возьму тебя в космический полет»

Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны, ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.

Игровое действие: занять места в ракете

Игровое правило: в ракету садится тот, кто назвал «кусочек времени»

Описание:

Воспитатель: Я возьму тебя в космический полет, если ты назовешь кусочек времени.

Дети (по очереди): Весна. Час. Минута. День. Вечер. Месяц. Неделя. и т. д.

«Назови соседей»

Цель: формировать осознание последовательности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Закрепить умение определять по моделям временные отрезки, стоящие перед или следующие за называемым. Ввести в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т. д., названия исторических эпох.

Игровое действие: выстроить цепочку из трех карточек.

Игровое правило: первое звено цепочки – то, что было до заданного ведущим, последнее - то, что будет после.

Материалы: карточки-символы «кусочков времени».

Описание: ведущий объявляет «кусочек времени», ребенок называет предыдущий и последующий «кусочек», подбирает карточки и выстраивает цепочку.

Например: Соседи утра – цепочка из карточек ночь, утро, полдень.

Соседи ранней весны – цепочка из карточек конец зимы, ранняя весна, середина весны.

Соседи исторического времени «средние века» – цепочка из карточек древний мир, средние века, новое время.

«Путаница»

Цель: формировать осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Продолжать вводить в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т. д., названия исторических эпох.

Игровое действие: расставить карточки по порядку

Игровое правило: составлять цепочку карточек в соответствии с последовательностью смены временных отрезков.

Материалы: карточки с изображением времен года, частей суток, исторических эпох.

Описание: ведущий расставляет карточки с изображением или схемой единиц временных эталонов (например, времена года, намеренно допуская ошибки. Дети исправляют ошибки, восстанавливая порядок.

«Что лишнее»

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов, обосновывать свой выбор в развернутом самостоятельном высказывании. Побуждение детей к использованию предложений со сложноподчиненной связью.

Игровое действие: ребенок, правильно выполнивший задание, становится ведущим.

Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний кусочек времени.

Описание: ведущий называет кусочки времени какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее.

Например:

Ведущий: ночь, день, апрель, утро, полдень.

Ребенок: апрель, потому что это название месяца, а все остальные «кусочки времени» – названия частей суток.

«Поезд времени»

Цель: учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития, развивать связанную речь: умение называть временной отрезок своего вагончика и обосновывать его местоположение в поезде. активизировать выражения: потом, до, после того как.

Игровое действие: построить поезд времени

Игровое правило: вагончики выстраиваются в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения

Материалы: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (жизнь человека, состояние природных объектов в разные времена года, историческое развитие объектов рукотворного мира и т. д.).

Описание: карточки раздаются играющим. Дети-вагончики выстраивают поезд времени.

Примечание: игра может идти со всей группой командами. У каждой команды свой набор карточек. Каждая команда старается быстрее построить свой поезд времени и продемонстрировать его противнику.

«Определи отношение»

Цель: учить количественной характеристике временных эталонов. Учить сравнивать отрезки времени между собой, используя количественные характеристики: больше – меньше, раньше – позже, длиннее – короче.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: из предложенных карточек-символов «кусочков времени» подобрать символы заданного отрезка времени и его соседей, расставить карточки по порядку.

Материалы: карточки-символы «кусочков времени».

Описание: воспитатель задает вопросы, например: Как месяц (зима, утро, минута и т. д.) относится к своим соседям?

Дети (отвечают и выстраивают цепочку): Месяц больше недели, но меньше года (неделя – месяц – год).

Утро позже ночи, но раньше полдня (ночь – утро – полдень)

Минута длиннее секунды, но короче часа (секунда – минута – час)

«Больше - меньше по продолжительности»

Цель: овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой; формирование восприятия продолжительности отрезков времени; формирование умения выражать мысли краткой пояснительной речью.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: выбор соответствующего знака между карточками.

Материалы: карточки-символы «кусочков времени», карточки-знаки

>, <, =.

Описание: между двумя карточками с символами кусочков времени, предложенными ведущим, дети помещают знак <, >,=.

Например: Неделя < месяц, 7 месяцев < год, 7 суток = неделя и т. д.

Примечание: игру можно проводить в форме эстафеты между двумя командами. В таком случае потребуется 2 комплекта карточек.

«Найди пару»

Цель: осознание зависимости между временными эталонами разных звеньев (месяцев года и времен года). Расширение запаса слов обозначающих времена года: ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т. п.

Игровое действие: бросание и ловля мяча.

Игровое правило: отвечает ребенок, получивший мяч от воспитателя. После ответа он бросает мяч снова воспитателю или ведущему.

Описание: ведущий называет месяц, ребенок ищет пару среди времен года. Или наоборот.

Например: Январь - середина зимы, ранняя весна - март

«Назови пропущенное слово»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: -

Мы завтракаем утром, а обедаем (дети называют пропущенное слово) –

Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой … -

Днём ты обедаешь, а ужинаешь…

«Когда это бывает»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры:

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени.

Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые, нарисованные на картинке, когда они это делают.

Предлагает вопросы«А ты что делал утром? Днем?»

Или«А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

«Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры:

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей:

«Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать».Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например«Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

«Что за чем?»

Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.

Ход игры:

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: - Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.

«Когда это бывает»

Цель игры: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры:

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: - Что дети делают ночью дома? –

Что делают днём? –

Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.

«Назови все части суток»

Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры:

У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

«Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры:

Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос: - Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем… - Сегодня у нас было рисование, а вчера… - сегодня у нас математика, а завтра…

Ориентировка в "схеме собственного тела".

1. Покажи свою левую руку.

. Покажи свою правую ногу.

. Покажи свой левый глаз.

. Покажи своё левое ухо.

. Левой рукой дотронься до правой ноги.

. Правой рукой дотронься до левого уха.

. Правой рукой дотронься до левого плеча.

. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

Ориентировка в "схеме тела" человека, стоящего напротив.

1. Покажи мою левую руку.

. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

. Скажи, какой рукой я держусь за левое колено?

. Скажи, какая из моих рук сверху?

. Скажи, какая из моих ног сверху?

. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

. Скажи, какую руку я подняла вверх?

. Скажи, какую руку я положила на плечо?

. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (воспитатель тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

. Воспитатель левую руку кладет себе на плечо.

. Воспитатель пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Воспитатель правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).

Понимание предлогов по картинке.

Инструкция: "Покажи. "

. Что ты видишь над деревом?

. Что ты видишь под деревом?

. Кто находится на дереве?

. Кто находится перед деревом?

. Кто находится за деревом?

. Кто смотрит из-за дерева?

. Кто двигается от дерева?

. Кто двигается к дереву?

. Кто вылезает из-под дерева?

. Что падает с дерева?

. Что за отверстие в дереве?

. Кто смотрит из дупла?

Ориентировка на листе бумаги.

1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

. Скажи, в каком углу нарисована белка?

. Покажи след от левой ноги.

. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

. Нарисуй слева от крестика кружок.

. Нарисуй справа от точки треугольник.

. Под кружком проведи волнистую черту.

Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.

1. "Прогулка в парке". Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?

. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?

. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?

. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?

. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?

. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?

. Скажи, с какой стороны от дороги, по которой ты возвращаешься, сидит ежик?

. Покажи третью ёлку слева от тебя.

. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?

. Покажи след от правой ноги.

. Покажи отпечаток левой руки.

. Покажи указательный палец правой руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непоср...

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста...

Памятка для родителей «Игры на развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность. В которой...

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....