Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Особенности адаптации ребенка к детскому саду. Игры в адаптационный период»
консультация

Сугундукова Евгения Сергеевна

Консультация содержит основные рекомендации по оказанию педагогической поддержки на основе анализа индивидуальных затруднений ребенка, включения разнообразных способов превентивной и оперативной помощи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей групп раннего  возраста  

 «Особенности адаптации ребенка к детскому саду. Игры в адаптационный период»

Для ребенка, поступающего в детский сад, открывается новая реальность с неизученным пространством, незнакомым  окружением и непривычными отношениями. К этим неизведанным условиям  нужно каким-то образом приспособиться - адаптироваться. В связи с этим, важным для рассмотрения становится вопрос адаптации ребенка раннего возраста к условиям образовательной организации.

Процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям жизни при поступлении в детский сад, требует со стороны взрослого окружения организации эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения. Вместе с тем на данный момент в большей мере изученным является проявление механизмов дезадаптации, и в меньшей – факторы, влияющие на успешность адаптационного процесса, в том числе, влияние воспитателя на этот процесс.

            Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что адаптация понимается как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».  Организм ребенка прилагает большие усилия, чтобы приспособиться к незнакомым обстоятельствам, адаптироваться в новой среде и обязательно приспосабливается к ней. Очевидно, что столь сложный и многоплановый процесс требует длительного периода времени.

Проанализировав работы Н.Д. Ватутиной, И.А. Лыковой, Р.В. Тонковой-Ямпольской, можно выделить три вида адаптации:

Легкая адаптация – отрицательные эмоциональные реакции носят временный характер. В течении первого месяца ( до 15 дней)  его состояние нормализуется и появляется потребность в активности, самостоятельности, общении со взрослым.

Адаптация средней тяжести – отрицательные эмоциональные проявления нормализуются медленно, и при этом ребёнок может на короткое время потерять в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней. Потребность в активности и проявлении самостоятельности формируется в течении 20 дней.

Тяжелая адаптация – признаки эмоционального неблагополучия характеризуются длительным течение (от 20 дней до нескольких месяцев). Ребёнок может проявлять стойкие нарушения поведения, истерики, может потерять уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить, как и физическое, так и психическое истощение организма.

Из анализа таблицы 1 «Типовые состояния и их проявления, характерные для ребенка раннего возраста» следует, что признаки дезадаптационного состояния малыша (утомления и стресса) в период адаптации могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки;

- в рассеянности, невнимательности;

- нервно-эмоциональном перенапряжении (обидчивость, плаксивость, повышенная агрессивность);

- в беспокойстве и непоседливости;

-в отсутствии уверенности в себе, в проявлении упрямства;

- признаках нарушения аппетита;

- в страхе контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников.

На физиологическом уровне: в подергивании плеч, в верчении и качании головой, раскачиваниях всем телом, чесании, дрожании рук; в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; в повышенной тревожности; в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

           Взрослому окружению ребенка необходимо проявлять внимание к его общему состоянию, к особенностям поведения, настроения, эмоциональным и физиологическим реакциям и своевременно предупреждать переход от стадии оптимального состояния на стадии «утомление» и «стресс».

   Степень выраженности тяжести процесса адаптации у детей свидетельствует о том, что им крайне необходимо участие воспитателя в оказании педагогической поддержки в адаптационный период к условиям детского сада.

    Ребенок раннего возраста легче приспосабливается к условиям детского сада, если воспитатель осуществляет педагогическую поддержку на основе анализа индивидуальных затруднений ребенка, включения разнообразных способов превентивной и оперативной помощи ребенку, организуя при этом  партнерское взаимодействие дошкольной организации с семьей.

При планировании различных видов детской деятельности в утреннее и вечернее время и  планировании совместной и индивидуальной деятельности в группе воспитателю необходимо учитывать оказание педагогической поддержки каждому ребенку, используя индивидуальные и групповые формы поддержки.

Все мероприятия по оказанию педагогической поддержки  участниками педагогического процесса необходимо проводить строго в соответствии с режимом дня и циклограммой деятельности группы раннего возраста.

Существуют базовые потребности ребенка, актуальные и в образовательном контексте, качественное удовлетворение и проектирование  которых создаст условия для успешной адаптации ребенка к детскому саду (И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева):

  • Потребность в любви педагог может удовлетворить с помощью обращения по имени, прямого открытого взгляда, чередования мимических выражений, чередование обращений от уменьшительно-ласкательного до нейтрально-делового, вариаций интонации, использования мягких жестов.
  • Познавательную потребность воспитатель может удовлетворить такими способами, как: показ модели, техники выполнения чего-либо.
  •  Потребность ребенка в активности – использованием побуждающих слов, действий, создание условий для движений, двигательной активности в разных помещениях, чередование состояний покоя и активности, использование предметов, материалов, имеющие эффект новизны для ребенка.
  • Потребность ребенка во взаимодействии, в общении с другими – использование приглашающих, открытых жестов, поз, вариаций голоса, создание обстоятельств общения, наличие свободного пространства между педагогом и ребенком.
  • Потребность ребенка в самореализации педагог может удовлетворить такими способами, как, создание ситуаций успеха, использование открытых побуждающих слов, жестов, движений, создание «мест личного присутствия» (М. Хайдеггер).

Во избежание осложнений на начальном этапе адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОО. Четкость, профессионализм, продуманность деятельности медицинского персонала и педагогического состава дошкольной организации, благоприятный микроклимат, партнерские взаимоотношения с родителями - залог успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если взрослое окружение объединят свои силы и создадут для малыша комфортную среду, организуют разнообразную и содержательную деятельность в детском саду и в домашних условиях, то можно с уверенностью сказать, что происходящие изменения в жизни ребенка будут восприняты им как благоприятные.

Таблица 1

Характеристики типовых состояний и их проявлений у детей раннего возраста

Состояние и его общая характеристика

Психофизиологическая характеристика ребенка раннего возраста в данном состоянии

Релаксация – это состояние успокоения, расслабления и восстановления. Во время расслабления происходит восстановление нормального функционирования всех систем организма.

Ребенок спокоен, мышцы расслаблены, состояние умиротворенности и покоя.

Сон – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере.

Ребенок спит, находясь в состоянии значительной обездвиженности. Могут возникнуть неяркие проявления физиологических реакций. Состояние расслабленное.

Оптимальное рабочее состояние – это состояние комфорта. Тем не менее, это состояние сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции.

Ребенок сосредоточен на чем-либо, манипулирует предметами. Психофизиологически умеренно напряжен, присутствует чередование состояний напряжения и расслабления.

Утомление – состояние, характеризующиеся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласованности в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.

Данное состояние проявляется на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

На физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов; на психологическом уровне происходит снижение чувствительности, наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др., наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах; на поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

При утомлении у ребенка может наблюдаться вялость, заторможенность, невнимательность, отвлекаемость или расторможенность, двигательная активизация, беспокойство, «выключенность» из контакта.

Стресс – это функциональное состояние, характеризующеесяповышенной физиологической и психической активностью. Состояние отличается крайней неустойчивостью.

Ребенок находится в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения: плачет, кричит или причитает, совершает хаотичные движения, порывается бежать «куда глаза глядят», стучит руками по предметам, топает ногами, кидает предметы и т.п. Яркие проявления физиологических реакций: гримассы, нарушен ритм дыхания, изменение состояния кожных покровов (бледность, покраснение) и т.п. Ярко выражено состояние аффекта.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«В нашей группе»https://u-skazki.com/upload/iblock/5aa/main.jpg

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создать положительный эмоциональный климат в группе; снять эмоциональное напряжение.

Ход игры:

Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть ... Настя

А у нас есть ... Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Лови мячик!»https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d95/000c1b84-5375b241/hello_html_1e264e40.png

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры:

Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловить мяч.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Догоню-догоню»https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_582731e60b637/podborka_riebusov_dlia_slovarnoi_raboty_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie_2.png

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

- Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!

- Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Иди ко мне»https://static.wixstatic.com/media/3386e4_f6ed8237d5d142768a0e423bec19d7ec~mv2_d_2265_2303_s_2.png/v1/fit/w_1024,h_1042,al_c,q_80/file.png

Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково

приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:

«Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Доброе утро!»https://crosti.ru/patterns/00/04/07/a073da9f9b/picture.jpg

Ход игры:

Взрослый напевно произносит текст:

-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Солнышко и дождик»https://i.pinimg.com/736x/f3/0d/a3/f30da3aa0e6cb999f24eda8184f731ac.jpg

Ход игры:

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Поезд»https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/119a/000f05b9-c3d277d0/hello_html_m399b7580.png

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд водном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит:«Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Прыгай веселей»https://stihi.ru/pics/2015/11/28/778.jpg

Ход игры:

Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

- Прыгай, прыгай веселей!

(Прыгают на двух ногах)

- Прыгай, прыгай побыстрей!

- Вверх, вниз, вверх, вниз!

(Руки поднимают вверх, опускают вниз)

- И немного покружись! (Кружатся на месте).

- Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Солнечные зайчики»https://2.bp.blogspot.com/-s-SYQ1MPefE/V2kTKsaAryI/AAAAAAAAxgk/Ej-TFNOwcUs76JGwZm913jQDZUqJyGYUQCLcB/s1600/main_513752_original.jpg

Оборудование:  маленькое зеркальце.

Ход игры:

 Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

«Солнечные зайчики играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Осенние листочки»https://img2.freepng.ru/20180311/iaq/kisspng-maple-leaf-vector-leaves-children-5aa5477a8a0f03.5139586515207811785655.jpg

Оборудование: игрушка Собачка, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Взрослый рассказывает детям, что сегодня к ним пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Собачка приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с собачкой?

Взрослый, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так собачка «танцует» со всеми детьми по очереди. Затем собачку помещают в центр, дети дарят ей листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг собачки. В заключение собачка благодарит малышей.

МДОАУ ЦРР - детский сад «Фантазия»

Рекомендации педагога-психолога

Игры в адаптационный период

«Мы топаем ногами»https://cd-m.maminuklubs.lv/cache/fd/a2/fda294295a62f49d4b5812e57713c301.jpg

Ход игры:

Дети становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении и не задевать соседей. Взрослый вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая консультация для педагогов групп раннего возраста «Особенности адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению»

Цель: рассмотреть особенности  протекания адаптации у детей раннего возраста, поступающих в ДОУ; содействовать проявлению искренней заинтересованности педагогов в обеспечении гибкой адаптации реб...

Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".

Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад». Отвели ребенка в сад - Мама рада, папа рад: Не мешает им никто, Делать...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста "Итоги адаптации детей к детскому саду"

Задачи: 1. Дать представление родителям о возрастных особенностях детей 2. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу....

Консультация для педагогов групп раннего возраста "Особенности адаптации ребёнка к ДОУ"

Целью данной консультации является рассмотреть особенности  протекания адаптации у детей раннего возраста, поступающих в ДОУ; содействовать проявлению искренней заинтересованности педагогов ...