модель сопровождения одаренных детей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Шерафетдинова Любовь Викторовна

модель сопровождения одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya_odarennyh_detey.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

Модель сопровождения одаренных детей в МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.

Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребёнка. В нём он должен познавать все тонкости общения с окружающими людьми. Одно из  направлений  работы нашего детского сада - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одарёнными детьми  в детском саду может  быть реализована в рамках образовательной программы МБДОУ.

В основу образовательной программы нашего МБДОУ входит программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, направленная на развитие разнообразных видов детской деятельности.      

Концептуальную основу педагогической деятельности с одаренными детьми в МБДОУ составляют определенные подходы:

  • инновационный подход – предусматривает перестройку педагогического сознания в работе с одаренными детьми, учитывая при этом психологические, дидактические и иные инновационные изменения в данной области. Перестройка педагогического сознания подразумевает ломку сложившихся раннее у педагогов стереотипов восприятия (воспитанника, воспитательно-образовательного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов и средств воспитания;
  • комплексный подход – представляет собой психолого-педагогический характер (знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения педагогами психологии и педагогики одаренности) и профессионально-личностный характер образования педагогов;
  • диалектический подход - позволяет не только выявить исходную основу развития одаренности дошкольников, но и создавать условия для его развития и определять необходимые для этого средства;
  • гуманный подход – гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы; опирается на восприятие человека как наивысшей ценности;
  • создание образовательной инфраструктуры – данный подход характеризует особенности условий, в которых проводится работа с одаренными дошкольниками, связанные с наличием тех или иных компонентов воспитательно-образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимые научно-методические пособия, помещения, оборудования, кадровый потенциал и др.).
  • Выявление одаренных детей, организация и выстраивание деятельности педагогов по данному направлению в МБДОУ строится на интеграции следующих психолого-педагогических принципов:
  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
  • принцип дифференциации – при выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на определенном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах детской деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию;
  • принцип «принятия другого» - данный принцип предусматривает партнерские отношения педагога и ребенка, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах;
  • принцип оптимальности – это принцип учета реальных возможностей МБДОУ и семьи в работе с одаренными детьми;
  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду являются следующие:

  • Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
  • Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
  • Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
  • Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

Принципы сопровождения:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
  • защита интересов ребенка;
  • индивидуальный путь развития ребенка;
  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;
  • принцип диалогичности;
  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога, они включают:

  • последовательное осуществление цикла сопровождения одаренного ребенка;
  • владение комплексом диагностических методик;
  • выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);
  • поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
  • признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
  • систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка

Первый этап - диагностический.

Он предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.

Второй этап - уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.

На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В детском саду заведующий проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Третий этап - проведение развивающей работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду; консультативной и другой работы с родителями. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей.

Четвертый этап - анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка.                                                                                                                                            

На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагоги дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, конкурсы и др.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...

Презентация « Модель психологического сопровождения одаренных детей»

Презентация « Модель психологического сопровождения одаренных детей»  на методическом объединении педагогов - психологов "Одаренные дети. Проективные методы диагностики" на ...

модель сопровождения одаренных детей

Модель сопровождения одаренных детей...

Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"...

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей...