Семинар - практикум с педагогами "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"
учебно-методическое пособие
Конспект проведения семинара - практикума с педагогами "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Дошкольного Образования Детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка» корпус «Искорка»
Семинар – практикум
«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников»
«Палочки Кюизенера»
Подготовила и провела
Любина И.П.
Воспитатель высшей категории.
Ноябрь 2020 год.
Семинар - практикум с педагогами.
Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников»
«Палочки Кюизенера»
Цель: Познакомить педагогов с развивающими играми нового поколения, дидактическим средством которых являются палочки Кюизенера.
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах математики.
Задачи:
1. Показать, игры можно использовать для интеллектуального развития детей.
2. Развивать познавательный интерес к математике, умение делиться приобретённым опытом с детьми.
Практическая значимость: Данные игры с палочками Кюизенера помогут педагогам в интеллектуальном развитии дошкольников. Эти игры можно использовать на занятиях по математике с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересно.
В ходе проведения практикума будут продемонстрированы дидактические игры с палочками Кюизенера, а также все атрибуты для их проведения.
Ход проведения семинара – практикума. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры с палочками Кюизенера.
Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.
Игры с палочками формируют представление о числе, понятие числовой последовательности, отношений «больше – меньше», «между», «длиннее», «выше».
Развивают воображение, познавательную активность, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление.
Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше трех лет. Занятие с их использованием желательно проводить в системе, чтобы дети не теряли приобретенные навыки.
Kaждaя пaлoчĸa – этo чиcлo, выpaжeннoe цвeтoм и вeличинoй. C мaтeмaтичecĸoй тoчĸи зpeния пaлoчĸи этo мнoжecтвo, нa ĸoтopoм лeгĸo oбнapyживaютcя oтнoшeния эĸвивaлeнтнocти и пopядĸa. B этoм мнoжecтвe cĸpыты мнoгoчиcлeнныe мaтeмaтичecĸиe cитyaции. Цвeт и вeличинa, мoдeлиpyя чиcлo, пoдвoдят дeтeй ĸ пoнимaнию paзличныx aбcтpaĸтныx пoнятий, вoзниĸaющиx в мышлeнии peбeнĸa ecтecтвeннo ĸaĸ peзyльтaт eгo caмocтoятeльнoй пpaĸтичecĸoй дeятeльнocти.
Bыбop цвeтa пpecлeдyeт цeль oблeгчить иcпoльзoвaниe ĸoмплeĸтa. Πaлoчĸи 2,4,8 oбpaзyют «ĸpacнyю ceмью», 3,6,9 – «cинюю ceмью». «Ceмeйcтвo жeлтыx» cocтaвляют 5 и 10. Πoдбop пaлoчeĸ в oднo ceмeйcтвo (ĸлacc) пpoиcxoдит нe cлyчaйнo, a cвязaн c oпpeдeлeнным cooтнoшeниeм иx пo вeличинe. Haпpимep, в ceмeйcтвo ĸpacныx вxoдят чиcлa ĸpaтныe двyм; “семейство синих” – числа, кратные трём; “семейство жёлтых” – числа, кратные пяти;
кубик белого цвета – семейство белых (единица);
палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь).
С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество, на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.
Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа.
Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет)
Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)
Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).
Палочки Кюизенера используют также и при обучении грамоте, выкладывание букв и слов из палочек.
Чудесные палочки можно использовать не только для формирования элементарных математических представлений. Они могут свободно стать необычной мозаикой или увлекательным конструктором.
Палочки Кюизенера можно использовать и в подвижных играх.
Вашему вниманию я предлагаю несколько развивающих игр с палочками:
Игра «Мороженое»
Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета?
Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? - Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.
Игра «Магазин»
Новая валюта - палочки Кюизенера Раскладываем “товар” в “витрине” и назначаем цены. Но говорим, что сегодня платить будем в новой валюте, другими денежками - палочками. Чтобы детям было легче найти нужную палочку, раскладываем белые палочки - “единички” в ряд и покупатели по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая ее к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится, наконец, нужная палочка, “покупатель” радостно несет ее в кассу и получает свой товар. Соотнося длинные палочки с количеством единиц измерения, ребенок легко усваивает деление целого на части, состав чисел из единиц, отношения больше – меньше - равно. Сложение, вычитание чисел 1. Предложить детям в одну руку взять желтую палочку, в другую – красную. - Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку, равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9. 2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами и знаками (+, =). 3. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).
Игра «Построй квадрат»
Игра «Построй дом»
Какие бывают дома? Дети отвечают. Вос-ль предлагает детям построить дом по схеме. Дети выполняют задания.
Вопросы детям:
- сколько этажей в доме, как называют такие дома (многоэтажные).
- сколько палочек и какого цвета понадобилось?
Игра «Волшебный кубик»
На столе набор счетных палочек от 1 до 6, игральный кубик. Ведущий бросает кубик, а игроки выбирают, показывают и называют палочку, соответствующую количеству точек на грани кубика. Игру можно усложнить, предложив найти и показать другую палочку, которая больше (меньше) данного числа на один или длиннее (короче) первой палочки. Правильность ответа подтверждается и проверяется путем наложения или приложения одной палочки к другой.
Игра «Собака Жучка»
Цель. Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 белая, 11 красных, 3 розовые, карточка.
Описание:
Воспитатель загадывает загадку
Вопросы
– О ком идет речь?
– Где находится хвостик у собаки?
– Сколько передних ног? Сколько задних?
– Какие по величине ноги у собаки?
– Какой длины уши? Какой длины хвост?
Задания
– Поставьте столбиком 2 красных палочки. Какое число она обозначает? (Четыре.)
Положите слева вверх белую палочку от верхней горизонтальной красной палочки.
– положите справа под вертикальной красной вниз 8 палочек в 4 ряда.
– от верхнего ряда красных палочек поставьте вверх столбиком розовую палочку. Какое число обозначает розовая палочка? (Два)
- Под нижним рядом красных палочек справа и слева поставьте столбиком две красные палочки.
– от вертикальной красной палочки справа внизу поставьте одну розовую.
Теперь то же самое сделайте с правой стороны. Получилась собака.
– В какую сторону идет Жучка?
– Сделайте так, чтобы она шла влево.
– Какие палочки надо переложить, чтобы выполнить это задание?
– Сколько длинных палочек вы использовали?
– Сколько коротких?
- Сколько красных палочек вы положили, составляя туловище собаки?
Подвижная игра «Жильцы дома»
На столе цветные счетные палочки. На полу в обручах – по одной палочке (в каждом обруче палочка своего цвета).
Воспитатель говорит детям: «Представьте, что палочки – это квартиры, а обручи – это дома, в которых будут располагаться квартиры. В каждом доме квартиры определенного цвета. Возьмите по одной палочке - квартире и расположите в доме, где она должна находиться.
После выполнения задания педагог спрашивает:
– Сколько квартир в каждом доме?
– Если голубая палочка обозначает число три, то сколько комнат в каждой квартире? А красная?
– Сколько жильцов в квартирах каждого дома?
Затем воспитатель предлагает детям снова положить палочки на стол. Педагог добавляет в один обруч палочки разного цвета. Снова предлагает детям заполнить дома квартирами. Если в обруче разные палочки, спрашивает, почему так выполнили задание. Задает детям вопросы:
– Какие квартиры в этом доме? (Двухкомнатные, трехкомнатные, пятикомнатные и т. д.)
– Сколько всего квартир?
– Сколько однокомнатных квартир? Трехкомнатных?
– Как одним словом можно назвать этот дом? (Многоквартирный).
В заключении я хочу сказать, что цветные палочки являются многофункциональным пособием для развивающих игр нового поколения, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Играя с палочками Кюизенера, дошкольники открывают мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логиче...
Семинар-практикум «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников».
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в усло...
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»...
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Семинар - практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»Цель семинара:- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инн...
Семинар-практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Семинар-практикум«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»Инновация для детей – это внедрённое новшество, обеспечивающие более качественный и прогре...