Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»
консультация (средняя группа)

Логачева Елена Геннадьевна

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_znanij_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_c.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»

Логачева Е.Г. – воспитатель МБДОУ

                                                    «Детский сад №54 «Золушка»

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в педагогике как важные черты детского поведения. Экспериментальная, поисково-исследовательская активность -природное состояние ребенка. Именно эта активность создает условия, для того, чтобы психическое развитие ребенка, развитие мыслительных процессов разворачивалось как процесс саморазвития. Задача родителей- не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия  субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменения, дополнения, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знания. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Можно выделить два основных вида исследовательской деятельности:

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка.
  2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.

Экспериментирование можно использовать в различных видах совместной деятельности и самостоятельной деятельностях детей. Детям нравится занятие, на которых они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях сверстникам, взрослым, ставя опыты, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опыт работы показывает элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая ее тайны,отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. В младшем школьном возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы:

  • Как зернышки в муку превращаются?
  • Как замесить тест?
  • Как поймать воздух?
  • Поему осенью много луж?
  • Зачем растение пьет?
  • Как слышит кошка?

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники,расширяется. Дети  определяют свойства магнита, знакомятся с электричеством. Живая природа- это тоже объект исследования: чем нюхает червяк,сколько лет рыбе, как распускаются цветы. Опыты позволяют многое узнать  и о человеке: слух, цвет кожи, стук сердца. И поэтому родители должны поддерживать и помочь ребенку, а не отмахиваются от « докучных вопросов ребенка». Те взрослые, которые не отвечают на интересующие вопросы детей совершают непоправимое: они задерживают его действенный рост, тормозят духовное развитие.

Родительский долг не только отвечать детям, но их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития в младенчестве и дошкольном детстве. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных странах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами  и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнение и классификаций, обобщение и экстраполяций. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.  Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фантами, но и накопление фонда действенных приемов и операций, которые рассматриваются как действенные умения. Китайская пословица гласит. « Расскажи – и я забуду, покажи -  я и запомню, дай пробовать- и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Мы можем вам предложить простые опыты с бумагой, водой, воздухом и природными материалами в домашних условиях. Для проведения данных опытов, не нужно специальная лаборатория, все, что для них необходимо, вы найдете дома. Занимательные исследования можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Все материалы просты и безопасны. При проведении данных опытов вы развиваете любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывается бережное отношение к воздушному пространству. В природе, бережное отношение к природе, к воде. Знакомите детей с основными свойствами воды, воздуха, природных материалов, бумаги. Учите ребенка зарисовывать и отличать результаты наблюдений.

 Опыты с бумагой:

1. Исследование свойства бумаги

  • Познакомить с основными свойствами бумаги;
  • Узнать, как сгибается бумага;
  • Исследовать звук, который издает бумага при сгибании;
  • Проверить сколько места занимает бумага в пространстве;
  • Выяснить, как пишущие инструменты (карандаши, кисточка) взаимодействуют с бумагой.

2. Исследование бумаги на прочность

  • Узнать, может ли бумага служить мостом;
  • Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал;
  • Выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги;
  • Исследовать режущие свойства бумаги;
  • Исследовать прочность бумаги на разрыв.

Опыты с водой:

1. Свойства воды

  • Исследовать воду на вкус;
  • Узнать имеет ли вода форму;
  • Исследовать воду на прозрачность;
  • Исследовать плавучесть предметов;
  • Узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане.

2. Состояние воды.

  • Убедиться в том, что снег и лед состоят из воды;
  • Убедиться в том, что пар состоит из воды;
  • Исследовать различные стояния воды;
  • Знакомство со строением снежинки.

3. Взаимодействие воды с другими веществами.

  • Наблюдать процесс попадания воздуха в воду;
  • Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке;
  • Проверить, есть ли в воздухе вода;
  • Узнать, какие материалы как пропускают воду.

Опыты с воздухом:

1.  Обнаружение воздуха в пространстве.

  • Ощутить давление воздух при помощи веера;
  • Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы;
  • Проверить есть ли в почве воздух;
  • Почувствовать разницу между чистым и загрязненным воздухом.

2.Исследование свойства воздуха.

  • Исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе;
  • Исследовать падение различных предметов в воздухе;
  • Наблюдать реактивную силу воздуха;
  • Исследовать перемещение воздуха в пространстве;
  • Исследовать давление воздуха в мече.

Опыты с природными материалами:

1. исследование свойств природных материалов

  • Установить какие материалы имеют природное происхождение;
  • Исследовать взаимодействие природных материалов с водой;
  • Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков;
  • Выяснить состав песка:
  • Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.

2. Исследование свойств почвы

  • Узнать состав почвы;
  • Сравнить сухую и мокрую почву;
  • Сравнить глинистую и песчаную почву;
  • Сравнить результаты посадок (луковицу в почву, глину и песок).

Цель поисково-исследовательской деятельности: Углубить представление о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогаетуспешно развивать творческие способности и в дальнейшем в школьные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятель...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»          Игра – ведущ...

Консультация для родителей "Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через семью"

Задача педагогов и родителей - пробудить у детей любовь к Родине....

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...

Консультация для родителей: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.Развитие личности в старшем ...

Консультация для родителей «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразовани...