Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»
консультация (средняя группа)

Логачева Елена Геннадьевна

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_znanij_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_c.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»

Логачева Е.Г. – воспитатель МБДОУ

                                                    «Детский сад №54 «Золушка»

Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в педагогике как важные черты детского поведения. Экспериментальная, поисково-исследовательская активность -природное состояние ребенка. Именно эта активность создает условия, для того, чтобы психическое развитие ребенка, развитие мыслительных процессов разворачивалось как процесс саморазвития. Задача родителей- не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия  субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменения, дополнения, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знания. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Можно выделить два основных вида исследовательской деятельности:

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка.
  2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.

Экспериментирование можно использовать в различных видах совместной деятельности и самостоятельной деятельностях детей. Детям нравится занятие, на которых они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях сверстникам, взрослым, ставя опыты, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опыт работы показывает элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая ее тайны,отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. В младшем школьном возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы:

  • Как зернышки в муку превращаются?
  • Как замесить тест?
  • Как поймать воздух?
  • Поему осенью много луж?
  • Зачем растение пьет?
  • Как слышит кошка?

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники,расширяется. Дети  определяют свойства магнита, знакомятся с электричеством. Живая природа- это тоже объект исследования: чем нюхает червяк,сколько лет рыбе, как распускаются цветы. Опыты позволяют многое узнать  и о человеке: слух, цвет кожи, стук сердца. И поэтому родители должны поддерживать и помочь ребенку, а не отмахиваются от « докучных вопросов ребенка». Те взрослые, которые не отвечают на интересующие вопросы детей совершают непоправимое: они задерживают его действенный рост, тормозят духовное развитие.

Родительский долг не только отвечать детям, но их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития в младенчестве и дошкольном детстве. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных странах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами  и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнение и классификаций, обобщение и экстраполяций. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.  Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фантами, но и накопление фонда действенных приемов и операций, которые рассматриваются как действенные умения. Китайская пословица гласит. « Расскажи – и я забуду, покажи -  я и запомню, дай пробовать- и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Мы можем вам предложить простые опыты с бумагой, водой, воздухом и природными материалами в домашних условиях. Для проведения данных опытов, не нужно специальная лаборатория, все, что для них необходимо, вы найдете дома. Занимательные исследования можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Все материалы просты и безопасны. При проведении данных опытов вы развиваете любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывается бережное отношение к воздушному пространству. В природе, бережное отношение к природе, к воде. Знакомите детей с основными свойствами воды, воздуха, природных материалов, бумаги. Учите ребенка зарисовывать и отличать результаты наблюдений.

 Опыты с бумагой:

1. Исследование свойства бумаги

  • Познакомить с основными свойствами бумаги;
  • Узнать, как сгибается бумага;
  • Исследовать звук, который издает бумага при сгибании;
  • Проверить сколько места занимает бумага в пространстве;
  • Выяснить, как пишущие инструменты (карандаши, кисточка) взаимодействуют с бумагой.

2. Исследование бумаги на прочность

  • Узнать, может ли бумага служить мостом;
  • Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал;
  • Выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги;
  • Исследовать режущие свойства бумаги;
  • Исследовать прочность бумаги на разрыв.

Опыты с водой:

1. Свойства воды

  • Исследовать воду на вкус;
  • Узнать имеет ли вода форму;
  • Исследовать воду на прозрачность;
  • Исследовать плавучесть предметов;
  • Узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане.

2. Состояние воды.

  • Убедиться в том, что снег и лед состоят из воды;
  • Убедиться в том, что пар состоит из воды;
  • Исследовать различные стояния воды;
  • Знакомство со строением снежинки.

3. Взаимодействие воды с другими веществами.

  • Наблюдать процесс попадания воздуха в воду;
  • Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке;
  • Проверить, есть ли в воздухе вода;
  • Узнать, какие материалы как пропускают воду.

Опыты с воздухом:

1.  Обнаружение воздуха в пространстве.

  • Ощутить давление воздух при помощи веера;
  • Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы;
  • Проверить есть ли в почве воздух;
  • Почувствовать разницу между чистым и загрязненным воздухом.

2.Исследование свойства воздуха.

  • Исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе;
  • Исследовать падение различных предметов в воздухе;
  • Наблюдать реактивную силу воздуха;
  • Исследовать перемещение воздуха в пространстве;
  • Исследовать давление воздуха в мече.

Опыты с природными материалами:

1. исследование свойств природных материалов

  • Установить какие материалы имеют природное происхождение;
  • Исследовать взаимодействие природных материалов с водой;
  • Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков;
  • Выяснить состав песка:
  • Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.

2. Исследование свойств почвы

  • Узнать состав почвы;
  • Сравнить сухую и мокрую почву;
  • Сравнить глинистую и песчаную почву;
  • Сравнить результаты посадок (луковицу в почву, глину и песок).

Цель поисково-исследовательской деятельности: Углубить представление о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогаетуспешно развивать творческие способности и в дальнейшем в школьные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее....

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

laquo;Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлински...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...

Консультация для воспитателей  «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»  

На сегодняшний день одно из приоритетных направлений обучения считается экологическое образование детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий большой дом, каждый человек, должен бережн...

Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения.Задачи:-Повысить уровень профессиональной компетенции участни...