Программа кружка для детей подготовительной группы "Шахматный клуб"
материал (подготовительная группа)

Коновницына Наталья Александровна

В статье описывается актуальность обучения детей игре в шахматы, цели и задачи, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахматный клуб

В 2017-2018 учебном году работаю воспитателем подготовительной к школе группы. На первый план выходит проблема подготовки детей к дальнейшему школьному обучению.

В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Обучение в школе предъявляет серьёзные требования к познавательной сфере ребёнка. Он должен преодолеть свой дошкольный эгоцентризм и научиться различать разные стороны действительности.

Важным аспектом умственной готовности к школе является также умственная активность и познавательные интересы ребёнка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.

Для полноценной подготовки детей к школе нами была разработана воспитательно-образовательная программа (на основе Программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой) для подготовительной группы, в которой поставленные задачи реализуются через систему занятий, проектов, праздников, наблюдений, экскурсий, игр.

Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребёнок учится, развивается, растёт. Разным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, настольно-печатным, театрализованным) уделяется огромное внимание на протяжении всего дошкольного детства. В старшей группе наши воспитанники учились играть в игры-ходилки с кубиком и правилами, в шашки и поддавки. В сентябре этого учебного года ребята стали проявлять интерес к игре в шахматы. Дети приносили книги об этой игре, просили быть судьёй в шахматной партии, хотя играть ещё не умели. В беседах с родителями выяснилось, что дома ребята просят научить их играть в шахматы. Родителям не всегда хватает знаний, времени и терпения на обучение игре.

Интерес детей и родителей к игре в шахматы, желание детей научиться играть в шахматы, понимание, как много даёт игра для развития ребёнка - всё это подтолкнуло на создание в группе " Шахматного клуба". Это клуб, основанный на интересе к игре, желанию овладеть её правилами, причём, стать членом "Шахматного клуба"- это добровольное желание воспитанника.  

Игра в шахматы - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, находчивость, умение выстраивать внутренний план действий.

Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.

Цель программы "Шахматного клуба": создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.

Задачи программы:

  1. Обучать правилам игры в шахматы.
  2. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
  3. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
  4. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.

Основой организации работы с детьми в "Шахматном клубе" является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к шахматам, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, получать опыт побед и поражений.

Планируемые результаты освоения программы:

  1. У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
  2. Дети научились играть в шахматы.
  3. Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
  4. Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
  5. У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.

Периодичность занятий "Шахматного клуба" - 1 раз в неделю, в месяц 4 раза. Всего 36 занятий.

Занятия "Шахматного клуба" проводятся во второй половине дня, с подгруппой детей 5-6 человек.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Диагностика детей

"Путешествуем в Волшебной стране"

Дать представление о том, откуда появилась игра - шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Показать мультфильм "Фиксики. Шахматы"

октябрь

"Волшебная страна - шахматная доска"

Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнёрами. Дать представление о диагонали, чем отличается диагональ от вертикали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Центр. Количество полей в центре.

Познакомить детей с Шахматным королём и его Шахматным войском.

"Пешка"

Познакомить с солдатом шахматной доски - пешкой.

"Бьём наискосок"

Дать представления о правилах передвижения пешки. Пешка ходит вперёд, а бьёт наискосок.

"Превращение пешки"

Познакомить с правилом превращения пешки в любую фигуру, кроме короля.

ноябрь

"Ладья"

Познакомить с новой фигурой - ладьёй. Дать представления о правиле передвижения ладьи.

"Вежливые слоны"

Познакомить детей с новой шахматной фигурой - слоном, способами передвижения по доске. Белопольные и чёрнопольные слоны. Объяснить детям, почему надо быстрее выводить слонов в центр.

"Могучая фигура"

Познакомить с генералом среди фигур - ферзем и способами его передвижения. Познакомить с правилом: "Ферзь любит свой цвет"

"Шахматная шкатулка"

Упражнять в способах передвижения по полю ферзя, слона и ладьи.

декабрь

"Знакомство с конём"

Познакомить с шахматной фигурой - конём, способами её передвижения

"Конь против коня"

Упражнять в умении правильно делать срубы.

"Ферзь, ладья и слон против коня"

Упражнять в умении правильно делать срубы.

январь

"И король жаждет боя"

Познакомить с самой главной фигурой - королём, способами её передвижения.

"Шах"

Дать представление о том, что такое шах. Тренировка в объявлении шаха.

"Не иди, король, под шах"

Учим подбирать для короля неатакованные поля.

"Мат - цель шахматной партии"

Дать представление о том, что такое мат.

февраль

Сказка "Как ладья похудела"

Дать представление о рокировке.

"Рокировка"

Дать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

"Ценность фигур"

Познакомить детей с приблизительной стоимостью шахматных фигур. Выгодный и невыгодный размен.

"Адрес шахматной фигуры"

Познакомить детей с буквенным и цифровым обозначением шахматного поля. Упражнять в правильном обозначении местоположения шахматной фигуры.

март

"Шахматная партия. Начало шахматной партии"

Закрепить представления детей о позиции "шах". Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.

"Правила шахматного этикета"

Познакомить с правилами шахматного этикета.

"Вилка". Двойной удар.

Познакомить с позицией "вилка".

"Шахматный турнир"

Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры.

апрель

"Пат и другие случаи ничьи"

Формировать представления детей о положении "пат". Выделение отличий пата от мата.

"Пешки. Взятие на проходе"

Познакомить детей с шахматным правилом: "Взятие на проходе"

Шахматная викторина

Закрепить знания детей о названии фигур, способах их передвижения, правилах игры в шахматы.

Развлечение "Сказочная страна - Шахматы"

Формировать интерес у детей к игре в шахматы.

май

Турнир с родителями

Закрепить основные правила, комбинации игры в шахматы.

Диагностика

Творческий отчёт

Подвести итоги работы за учебный год.

Критерии педагогической диагностики:

  • знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
  • знать, что пешка - это не фигура;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
  • уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
  • уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • уметь ставить шах и объявлять о нём;
  • уметь рокировать;
  • владеть шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат;
  • знать правила шахматной этики;
  • использовать шахматные правила в турнирах.

Литература:

1.Калиниченко Н. М. Шахматы для начинающих. - СПб.: Питер, 2015

2.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2017.

3.Чеванес, Сабрина. Шахматы для детей (пер. с английского С. Худякова). - М.: Эксмо, 2016.

4. Цикл статей "Как обыграть папу в шахматы" Игоря Сухина в журналах "Мурзилка" №3, №8, №12 за 2016год; №7 за 2017 год.

5. "Шахматы, математика и логика" Игорь Сухин, журнал "Мурзилка" №4 за 2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Детский дизайн" подготовительная группа

Программа кружка для подготовительной группы. Кружок детского дизайна предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из различного материала, используя раз...

Рабочая программа кружка "Разноцветье", для подготовительной группы.

Рабочая программа кружка "Разноцветье", для подготовительной группы....

Программа кружка «Светофорик» в подготовительной к школе группе

Перспективный план кружка «Светофорик» в подготовительной к школе группе Пояснительная записка          Самое дорогое у человека – э...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...

Программа кружка "Русская старина" подготовительной группы

Реализуемая цель:Приобщение дошкольников к истории и культуре русского народа Задачи:1.Освоение историко – культурного наследия России  через  памятные даты   народного...

Программа кружка "Растем здоровыми" подготовительная группа

Реализуемая цель Формирование здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста средствами инновационных здоровьесберегающих технологий....