Рабочая программа, модуль "Лепка", образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", подготовительная к школе группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Сумакова Елена Владимировна

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детстсво" под редакцией Т.И.Бабаевой, О.В. Солнцевой, А.Г.Гогоберидзе и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей "Цветные ладошки" по редакцией И.А.Лыковой (вариативная часть)

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете    

№   1      от 28 августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МАДОУ ЦРР-

детского сада № 23 «Сказка»

О.Ю.Болониной

от28.08.2020г. № 115-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Модуль «Лепка»

(подготовительная к школе группа, пятая ступень обучения)

на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик:

Сумакова Е.В. - воспитатель    

  1квалификационной категории

Зеленоградск

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка………………………………………………

1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………  

2.Содержательный раздел программы

2.1. Планируемые результаты освоения модуля………………………..

2.2. Содержание модуля………………………………………………….

2.3. Календарно – тематическое планирование…………………….......

3.Организационный раздел программы

          3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ………………………………

Список  использованной  литературы…………………………………..

3

5

7

7

8

13

15

1.Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Актуальность

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.    

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок реализует  в организованной  и самостоятельной продуктивной  творческой деятельности детей реальный  продукт, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении.

Занятия изобразительно-художественной деятельностью удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Неоспоримо, что детское художественное творчество представляет собой необычайную педагогическую ценность.

.Рабочая  программа (далее - Программа) по модулю «Лепка» для детей 6-7 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР - детский сад №23   «Сказка», разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012 с изменениями 2019 года,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23  «Сказка», а также с учетомкомплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой (вариативная часть).

Цель: создание условий для развития способностей, творческой самореализации; обогащение детского эстетического опыта, формирование художественного мышления через различные способы лепки.

Задачи:

  • Знакомить детей с изобразительным искусством, его видами и жанрами.
  • Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения в художественной деятельности.
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивыепредметыи явления.
  • Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствиис их возрастными и индивидуальнымиособенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой , с другими детьми, взрослыми и миром.
  • побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа
  • Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины)

1.2.Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст, его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в т.ч. и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

В продуктивной деятельности дети подготовительной группы знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки.

Скатывание ладонями, которое использовалось в предшествующих группах при лепке отдельных частей простой формы, теперь используется реже.

Старшие дети пользуются стекой – ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. В лепке дети могут создавать изображение с натуры и по представлению, владеют пластическим рельефом. Способны также объединять  изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между  частей работы в композиции и дополнять и украшать свою работу новыми деталями.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

2. Содержательный раздел программы

  1. Планируемые результаты освоения модуля

К семи  годам:

  • Проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности, имеет творческие увлечения.
  • Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты.
  • Предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
  • Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения.
  • Демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность.
  • Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
  1.  Содержание модуля

Лепка с натуры и по представлению

  • Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.

Сюжетная лепка.

  • Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке,используя доступные детям средства выразительности (композицию, форму, динамику)
  • Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой–дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику(как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

Декоративная лепка.

  • Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом или гуашью.
  1. Календарно – тематическое планирование

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»  под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой – обязательная часть

месяц

Раздел, тема, задачи

К-во

занятий

Раздел «Предметная лепка”

3

Сентябрь

2 нед.

Тема: «Школьные принадлежности» (предметная лепка, оценка индивидуального развития)

Задачи:

- расширить и систематизировать знания детей о предметном мире;

- обобщать представления о школе и школьных принадлежностях;

- учить лепить школьные принадлежности, пользоваться лепным материалом;

- выявлять уровень знаний детей о школе, уровень знаний и умений в работ с лепным материалом [4, c.165].

1

Декабрь

2нед.

Тема: «Снежный кролик» (предметная лепка)

Задачи:

- вызвать интерес к такому свойству снега, как пластичность;

- продолжать учить создавать выразительные лепные образы конструктивным способом;

- пояснить связь между пластической формой и способом лепки;

- развивать технику работы с пластилином, мелкую моторику пальцев рук;

- учить задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей, оформлять вылепленную фигурку дополнительными элементами;

- вызвать интерес к сезонным изменениям в природе зимой [4, c.177].

1

Февраль

3нед.

Тема: «Мы летим под облаками, а земля плывет под нами…»  (пластилинография)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей возникновения и развития авиации;

- продолжать учить лепить самолет в технике пластилинографии – работе с пластилином на горизонтальной плоскости;

- закреплять умения делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней;

- продолжать учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи его формы, строения его частей;

- развивать мелкую моторику кистей рук [4, c.188].

1

Раздел «Декоративная лепка»

2

Октябрь

2 нед.

Тема: «Мир скульптуры» (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)

Задачи:

- продолжать знакомить детей со скульптурой как с видом изобразительного искусства;

- показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информацию о работе скульптора;

- познакомить с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее;

- развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

- поощрять речевую активность;

- привлекать к самостоятельным, обдуманным высказываниям по поводу увиденного [4, c.167]

1

.Май

3нед.

Тема: «Бабачка-красавица» (декоративная пластилинография)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с насекомыми;

- расширять знания и представления об особенности внешнего вида бабочки;

- знакомить с симметрией в природе и в рисунке на примере бабочки;

- совершенствовать умения работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином;

- расширять знания о возможностях работы с пластилином: учить наносить мазки плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения;

- развивать наблюдательность, воспитывать интерес и уважение к живой природе  [ 4, c.196].

1

Раздел «Сюжетная лепка»

4

Ноябрь

1 нед.

Тема: «Путешествие в прошлое» (сюжетная лепка)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с первобытным миром;

- инициировать создание коллективной композиции из разных динозавров;

- продолжать учить лепить коллективным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы лепки открытого рта;

- разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения);

- воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности [4 , c.186].

1

Январь

2нед.

Тема: «Зимние забавы. Мы играем со снежками» (сюжетная лепка)

Задачи:

- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях природы;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

- учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними;

- закреплять способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), надрезанного с концов;

- продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибания рук, перемещение ног;

- стимулировать интерес к экспериментированию в работе: включать в оформление работы бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящих в жизни детей в определенное время года [4, c.181].

1

Март

3нед.

Тема: «Мы садимся в два рядка и посмотрим сказку» (сюжетная лепка»

Задачи:

- учить детей лепить по мотивам русских народных сказок, самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способ и приемы лепки в зависимости от характера образа;

- формировать умение придавать персонажам сказочные черты (внешность, элементы костюма, интерьера);

- развивать способности к сюжетосложению и композиции;

- воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность, интерес к театральным постановкам, самостоятельному воспроизведению театральных действий [4, c.194].

1

Апрель

3нед.

Тема: «Аквалангисты» (коллективная сюжетная лепка)

Задачи:

- учить детей учить аквалангиста: формировать умение изображать человека в движении, передавать особенности экипировки (маска ныряльщика, баллоны с кислородом, ласты), характерную позу и движение;

- побуждать к поиску средств образной выразительности;

- продолжать учить лепить конструктивным способом;

- развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности [ 4, c.195].

1

Всего

9

Вариативная часть программы модуля «Рисование» (по программе «Цветные ладошки»  под  редакцией И.А. Лыковой)

месяц

Раздел, тема, задачи

К-во занятий

Раздел «Предметная лепка”

4

Сентябрь

1 нед.

Тема: «Азбука в картинках» (коллективная рельефная лепка)

Задачи:

- закрепить представление детей о начертании печатных букв: показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами;

- предложить передать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами (по замыслу);

- развивать интерес к освоению грамоты [5,c.36].

1

Ноябрь

1нед.

Тема: «Едем – гудим! С пути – уйди!» транспорт для путешествий. Лепка предметная (на каркасе).

Задачи:

- инициировать творческие проявления детей при создании машинок на основе готовых (бытовых) форм;

- вызвать интерес к экспериментированию с формой;

- уточнять представление о форме предметов, анализировать особенности их строения, соотношения частей;

- развивать воображение, чувство формы;

- поощрять инициативу, самостоятельность [5, c.72].

1

Декабрь

2 нед.

Тема: «Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки!»  Лепка из соленого теста (тестопластика).

Задачи:

- учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом или  вырезывать формочками для выпечки;

- показать новый способ оформления лепных фигурок – оборачивание фольгой или яркими фантиками;

- развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих руки;

- воспитывать аккуратность, вызвать желание украсить интерьер [5, c.102]

1

Март

1нед.

Тема: «Конфетница для мамочки» Лепка декоративная модульная (из колец)

Задачи:

- учить детей лепить красивые и в то же время функциональные (полезные предметы в подарок близким людям;

- познакомить с новым способом лепки – из колец;

- показать возможность моделирования формы изделия (расширения или сужения в отдельных частях) за счет измерения длины исходных деталей – «колбасок»;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи [5, c.150]

1

Раздел «Декоративная лепка»

1

Январь

3нед.

Тема: «Нарядный индюк» (по мотивам вятской игрушки). Лепка декоративная по мотивам народной пластики.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства;

- учить лепить индюка из конуса и дисков;

- создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки;

- воспитывать интерес к народной культуре [5, c.114].

1

Раздел «Сюжетная лепка»

4

Октябрь

3 нед.

Тема: «Лебедушка» (лепка коллективная на зеркале или фольге)

Задачи:

- совершенствовать технику скульптурной лепки;

- продолжать учить оттягивать от всего куска такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы;

- свободно применять знакомые приемы лепки для создания выразительного образа;

- развивать чувство формы и пропорций;

- воспитывать интерес к скульптуре  [5, c.54]

1

Февраль

1нед.

Тема: «У лукоморья дуб зеленый…». (коллективная композиция)

Задачи:

- учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения;

- учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта;

- совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приемы, в зависимости от характера образа);

- развивать способности к композиции;

- формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества [5, c.126].

1

Апрель

2нед.

Тема: «Покорители космоса – наши космонавты».

Задачи:

- совершенствовать умение лепить фигуру человека;

- предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами (по выбору детей);

- нацелить на изображение характерной экипировки (скафандр, комбинезон, балонны с кислородом);

- учить самостоятельно находить приемы для передачи движения космонавта в разных космических ситуациях (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идёт по луне или приветствует инопланетян) [5, c.190].

1

Май

2нед.

Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Задачи:

- учить детей лепить на выбор луговые растения, передавая характерные особенности их строения и окраски, придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке);

- формировать коммуникативные навыки;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес к живой природе [5, c.198]

1

Всего

9

3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

№ п\п

Наименование

К-во

Оборудование

1.

Интерактивная доска

1

2.

Ноутбук

1

3.

Проектор

1

4.

Компактная стереосистема «Panasonic»

1

5.

Музыкальный центр

2

6.

Телевизор

1

Средства обеспечения освоения программы

Аудио- и видео – пособия

9.

«Фантазеры, талантливый дизайнер»

1

Наглядный материал

11.

Картины, предметные картинки

Предметы народных промыслов: Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская, загорская, богородская). Предметы быта из бересты (шкатулки, посуда, разделочные доски и т. п.). Роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово), кружево (вологодское, вятское), вышивка и ткачество (расписные полотенца, рубахи), роспись посуды (новгородская, псковская), изделия из теста (поморские козули) и т. п.

Книжная графика: Иллюстрации художников Л. Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы и других.

Натюрморт. А. Головин «Купавки»; М. Кончаловский «Поднос и овощи»; П. Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Э. Мане «Персики»; И. Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Розы в хрустальной вазе»; И. Репин «Яблоки»; Ф. Толстой «Ветка крыжовника», «Клубника»; И.Хруцкий «Цветы и плоды».

Пейзаж. И. Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф. Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; А. Куинджи «Березовая роща»; Б. Кустодиев «Масленица»; И. Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна - большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г. Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль», «Подмосковье»; В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь,. «Домотканово»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер. Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь».

Портрет. И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; А. Архипов «Девушка с кувшином»; А. Венецианов «Захарка»; П. Кончаловский «Лизонька»; А. Мыльников «Верочка»; В. Поленов «Ванька с Окуловой горы»; Д. Рейнольде «Плутовка»; И. Репин «Стрекоза. Портрет дочери художника»; В. Серов «Портрет Микки Морозова»; В. Суриков «Смеющийся солдат (этюд к картине „Переход Суворова через Альпы")»; В. Тропинин «Портрет сына художника»; Ф.Хальс «Смеющийся мальчик», «Цыганочка», «Поющие мальчики», «Мальчик-рыбак», «Дети с кружкой».

Музыкальные диски

12.

Ритмическая мозаика 4

Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет

Новые детские песни «Пойте с нами»

Звуки, голоса и шумы окружающего мира

Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет

Новые детские песни «Пойте с нами»

Е Железнова «Игровая гимнастика».

п/п

Основное направление развития по

ФГОС

Наименование

Имеется

в наличии (шт)

1.

Художественно- -эстетическое развитие

Наборы для художественного творчества для каждого ребенка

35

2.

Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка и др.)

1

3.

Кукольный перчаточный театр («Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Красная шапочка»

1

4.

Набор театра «Репка» (деревянный)

1

5.

Набор театра «Красная шапочка» (резиновый)

1

6.

Театральная ширма «Домик»

1

Дидактический материал

№ п\

п

Наименование

Имеется в наличии

(шт)

1.

 «Времена года – демонстрационный материал

   1

2.

«Дикие и домашние животные» - демонстрационный материал

1

3.

«Посуда» - демонстрационный материал

1

4.

«Деревья» - демонстрационный материал

1

5.

«Транспорт» - демонстрационный материал

1

6.

Альбомы «Роспись» - демонстрационный материал

1

7.

«Мебель» - демонстрационный материал

1

8.

«Птицы» - демонстрационный материал

1

9.

«Любимые сказки» - демонстрационный материал

1

10.

Декоративно-прикладное искусство (Павлово-Посадские платки, орнамент, палитра, основные и смешанные цвета, гжель, мозаика, цвет в геральдике, теплые цвета, хохломская роспись, деревянные игрушки)

1

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  -  утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для детского сада с изменениями 2021 года. https://potrebitel-expert.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskih-sadov/
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (разработано в соответствии с ФГОС). СПб.: Детство- Пресс, 2019.  352 с.
  4. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе  группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты (разработано в соответствии с ФГОС).   СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.  Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие.М.: Цветной мир, 2013. 208 с
  6. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). М.: Цветной мир, 2007.  144 с. 16-е издание, перераб. и доп.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.

В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)

Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...