Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
проект (подготовительная группа)

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие». Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Цель проекта - осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение их к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №7»

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила:

Кирпичёва Наталия Юрьевна

воспитатель группы №12

г. Сосновый Бор, 2019г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

hello_html_m723de9fd.jpg

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Содержание проекта:

  1. Актуальность проекта ………………………………………………. 3                                      
  2. Цели и задачи проекта………………………………………………..5
  3. Участники проекта. Сроки реализации проекта ..………………….6
  4. Этапы реализации проекта .………………………………………….7
  5. Обеспечение проекта ……………………………………………….. 11
  6. Перспективный план работы ………………………………………..12
  7. Предполагаемые результаты и  оценка результатов проекта ……..18
  8. Приложения …………………………………………………………. 20
  9. Список литературы ….……………………………………………….27


Актуальность проекта

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

            Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.  Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы города. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребенок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала – максимально доступная, а сам процесс ознакомления – разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест г. Сосновый Бор, экскурсии в городской музей.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Детство, по мнению психологов, – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Тем более, что 2018 год для жителей г. Сосновый Бор особенный – ему исполняется 45 лет.


Цели и задачи проекта

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение их к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Создать условия для приобщения и ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;

- Сформировать и систематизировать у детей систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала, познакомить с нашим городским музеем «Музей боевой славы».

- Познакомить детей с традициями и обычаями родного края, знаменитыми земляками.

Развивающие:

- Развивать связную речь детей;

- Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Развивать личность дошкольника, его творческие способности, желание и умение к познанию.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение и бережное отношение к своему краю и его природе, к  достопримечательностям и культурным ценностям и традициям;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, интерес к прошлому и настоящему;

          Новизна данного проекта состоит в соединении игровых, познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов, что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

           Кроме этого, реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами – городской детской библиотекой, выставочными залами в ДК и в здании мэрии города.

Участники проекта. Сроки реализации проекта.

Участники проекта: 

Дети подготовительной группы (6-7 лет).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Тип проекта: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Длительность проекта – 1 год

           Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья. 

           Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.

           В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории г. Сосновый Бор, его природе. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по п пешеходным маршрутам.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю (экскурсионный день); и 2 раза в неделю – теоретическая и практическая часть по 30 минут.


Этапы реализации проекта

          Реализация краеведческого проекта «С чего начинается Родина» осуществляется по этапам: подготовительный, основной и итоговый.

I этап – подготовительный, включает в себя:

  1. Проведение диагностики для определения уровня сформированности знаний о г. Сосновый Бор и Ленинградской области,
  2. Анкетирование родителей.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе и области (знать название своего города и области, домашнего адреса).  Называть достопримечательности города, названия улиц, представителей флоры и фауны.

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии, презентация «Город мой родной и летом, и зимой».

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми (ответы  на вопросы к беседе).

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города и области, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, названия природных объектов.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На вопросы отвечает с трудом и неверно.

Задание 2. «Символика родного края»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе  и гимне г. Сосновый Бор и Ленинградской области.  

Материалы:   Герб и гимн г. Сосновый Бор, Ленинградской области.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание государственной символики родного края.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет элементы герба и знает порядок их расположения, может объяснить значение символики. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий городской музей, музейные занятия. Музейная экспозиция – «Уголок крестьянского быта»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в музее «Уголок крестьянского быта». Проводится интерактивное занятие «Русская изба».

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Работа на подготовительном этапе позволить также:

  1. организовать сбор фотографий о городе и его окрестностях, составить электронные презентации по темам занятий – сотрудничество с городским музеем.
  2. Подготовить обращение к родителям для мотивирования их участия в проекте;
  3. Разработать перспективный тематический план работы

Прогнозируемый результат 1 этапа.

- Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

- Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций в сотрудничестве с городским музеем.

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу и в городской музей,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

     Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по г.Сосновый Бор; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

  • игровой;
  • музейной педагогики;
  • информационно-познавательной с использованием ИКТ.

Экскурсовод вместе с педагогами проводит экскурсии по эко - тропе и памятным интересным местам г. Сосновый Бор.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Обеспечение проекта

  1. Формирование базы тематических бесед и дидактических игр по  

             проекту в электронном виде.

      2. Дидактические игры по краеведению:

          «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»,  

          «Город  будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя

          улица, вот мой дом родной».

  1. Обеспечение материально-технического сопровождения проекта: компьютер, интерактивная доска.


Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем детей подготовительной группы на 2018-2019 учебный год.

Месяц

Неделя

Тема

Содержание занятия

Сентябрь

1 неделя

«День знаний»,

Экскурсия по городу. ПДД.

  1. Презентация, интерактивная игра,
  2. Рисование «Собери портфель»,
  3. Творческое рассказывание

           «Я будущий школьник».

2 неделя

«Осенины»,

Экскурсия в сквер им. Александрова

  1. Презентация, интерактивная игра,
  2. Рисование «Ветка рябины в хохломской росписи»,
  3. Вечер загадок по теме «Дары осени».

3 неделя

«Лекарственные растения»,

Экскурсия по

эко - тропе

  1. Викторина «Растения луга,

сада, леса»,

  1. Беседа «Лекарственные растения. Польза и вред»,
  2. Лепка «Поляна».

4неделя

«Деревья Соснового Бора»,

Экскурсия в парк «Белые Пески»

  1. Презентация «Осень, деревья, кусты»,
  2. Аппликация из природного материала «Осенний лес».

Октябрь

1 неделя

«Русская изба»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Игра на ложках,
  3. Слушание русских народных песен,
  4. Рисование «Расписная тарелка».

2 неделя

«Устье. История рыболовецкого колхоза».

Экскурсия в музей.

  1. Беседа о представителях разных профессий в рыбколхозе, на рыбзаводе, о тяжести и необходимости их труда в годы войны.
  2. Рассматривание картинок «Профессия рыбак»,
  3. Создание макета подводного мира,
  4. Подвижная игра «Караси и щука».

3 неделя

4 неделя

«Реки и озера в окрестностях города»,

Экскурсия на реку Глуховка, в музей.

«Птицы домашние, перелетные, зимующие»,

Экскурсия в музей, на берег реки Коваш.

  1. Презентация,
  2. Создание тематического альбома «Обитатели рек, морей, океанов»
  3. Лепка «Подводный мир».
  1. Презентация,
  2. Игра – путешествие «В жаркие края»,
  3. Конструирование из природного материала «Птички - невелички».

5 неделя

«Устьинская школа»,

Экскурсия  в музей

  1. Рассматривание экспонатов музея, фотовыставка,
  2. Презентация,
  3. Рисование

«Моя будущая школа»,

  1. Фантазийная игра

«Учитель будущего».

Ноябрь

1 неделя

«Крепость Копорье»,

Экскурсия к малой Копорской крепости в городской музей.

  1. Презентация

           «День народного единства»,

  1. Игра – путешествие

           «Исторический пробег по    

           памятным местам      

           Ленинградской области»,

  1. Конструирование «Крепость»,
  2. Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

2 неделя

Экскурсия в музей,

Мастер – класс

«Русская народная кукла – кувадка».

  1. Презентация,
  2. Выставка рисунков

«Портрет моей семьи».

3 неделя

Экскурсия в музей,

Мастер – класс «Зайчик - на - пальчик» - пальчиковые куклы.

  1. Презентация,
  2. Оригами «Животные»,
  3. Театральные игры с пальчиковыми куклами-оригами.

Декабрь

1 неделя

«Национальные костюмы народов Северо – Запада»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Решение проблемных ситуаций «Почему человек носит одежду по сезонам»,
  3. Рисование, конструирование из бумаги «Одень Марию в национальный костюм».

2 неделя

3 неделя

«Народные зимние забавы»,

Экскурсия в музей.

«Русское застолье»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Конструирование из природного материала «Снеговик и снежная баба»,
  3. Подвижная игра «Снежки», «Царь горы», «Лепка снеговика»,
  4. Составление рассказала по картине.
  1. Презентация,
  2. Экспериментирование «Материалы для изготовления разных видов посуды»,
  3. Создание объемных моделей посуды (папье - маше),
  4. Рисование «Укрась тарелку».

4 неделя

«Новый год», Экскурсия в музей на выставку новогодних открыток и игрушек.

  1. Мастер – класс по изготовлению новогодних игрушек,
  2. Сочинение сказки «Новогоднее волшебство»,
  3. Украшение группы к Новому году.

Январь

1 неделя

«Рождественская кукла»

Экскурсия в музей.

  1. Презентация, интерактивные игры,
  2. Рассматривание экспонатов музея,
  3. Конструирование из ткани «Рождественская кукла».

2 неделя

«Блокада»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Рассказ «О той войне…»,
  3. Рисование «Жизнь блокадного города»,
  4. Подвижные игры «Попади в цель», «Летчики», «Мы военные»

3 неделя

«История одного музейного экспоната»

Экскурсия в музей.

  1. Презентация, интерактивные игры,
  2. Беседа о музейном экспонате, его истории,
  3. Рисование «Экспонат».

4 неделя

«Комнатные растения»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Рассматривание музейных экспонатов,
  3. Беседа «Правила ухода за комнатными растениями»,
  4. «Фантазийная игра

«Если бы я был растением».

Февраль

1 неделя

«ПДД, улицы города»,

Экскурсия на улицу Солнечная и 50 лет октября.

  1. Презентация,
  2. Составление творческих рассказов «Если бы все знаки перепутались», «Моя любимая улица»,
  3. Дидактические игры «Наша улица», «Светофор», «Логическая дорожка»,
  4. Лепка «Веселый светофор».

2 неделя

«Профессии. ЛАЭС»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация, игры на интерактивной доске,
  2. Встречи с родителями, Беседы о профессиях родителей «Моя семья – моя гордость»,
  3. Словесные игры «Все профессии важны», «Пожарные» и тд.
  4. Конструирование из природного материала «Наш ЛАЭС».

3 неделя

«День защитника Отечества. 23февраля»,

Экскурсия в музей и на памятники.

  1. Презентация,
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий,
  3. Лепка «Военная техника»,
  4. Выставка детских рисунков «Мой папа - самый лучший».

4 неделя

«Масленица»,

Экскурсия в музей,

Мастер – класс «Изготовление куклы оберега «Масленица».

  1. Презентация, интерактивные игры,
  2. Беседа «История и традиции Масленицы»,
  3. Конструирование из ткани «Кукла - оберег «Масленица».

Март

1 неделя

«8марта»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация
  2. Составление творческих рассказов «Зачем мамы людям на свете»,
  3. Аппликация «Подарок любимой маме».

2 неделя

«День Земли»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация, интерактивные игры,
  2. Ситуативная беседа

«Планета Земля в опасности»,

  1. Изготовление стенгазеты

«Я житель планеты Земля».

3 неделя

4 неделя

«Стекольная фабрика»,

Экскурсия в музей.

«Русская народная роспись»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Рассматривание музейных экспонатов,
  3. Решение проблемных ситуаций

«Зачем нужна профессия стеклодува».

  1. Экспериментирование

«Свойства стекла»,

  1. Рисование «Ваза».
  1. Презентация,
  2. Рассматривание тематических альбомов и наглядно -демонстрационного материала,
  3. Разучивание стихотворений «Семеновские матрешки», «Узоры гжели» (Е.А. Никонова),
  4. Пластилинография

 «Гжельский узор».

Апрель

1 неделя

«Неделя здоровья и спорта»,

Экскурсия в медкабинет, в музей.

  1. Презентация,
  2. Рассматривание книг и альбомов о видах спорта,
  3. Анкетирование для родителей «Какое место физкультура занимает в вашей семье»,
  4. Подвижные игры «Попади в цель», «Самый сильный, быстрый, смелый»,
  5. Рисование «Любимый вид спорта».

2 неделя

«Космос. История человечества».

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Фантазийная игра

«Если б я был космонавтом»,

  1. Рассматривание картинок «Солнечная система»,
  2. Коллективное панно «Космический коллаж».

3 неделя

«История города»,

Экскурсия к памятным местам города и достопримечательностям, в музей.

  1. Презентация
  2. Рассматривание тематических альбомов, книг, фотовыставки,
  3. Сочинение творческих рассказов (сказок) о достопримечательностях города,
  4. Создание книги «Мой любимый город Сосновый Бор».

4 неделя

«Родная страна. Москва»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов «Москва- столица нашей Родины»,
  3. Викторина «Моя Родина»,
  4. Обрывная аппликация «Спасская башня».

Май

1 неделя

«Игры наших

предков»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация,
  2. Разучивание русских народных считалок,
  3. Подвижные игры «Кошки – мышки», «Лапта», «Веселые ребята»,
  4. Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьей».

2 неделя

«День Победы»,

Экскурсия к Стеле, в музей.

  1. Презентация,
  2. Чтение отрывков из произведений,
  3. вечер загадок на военную тематику,
  4. Аппликация по технике квиллинг – поздравительная открытка «9мая».

3 неделя

«Традиционные орнаменты»,

Экскурсия в музей.

  1. Презентация, интерактивные игры,
  2. Беседа «Значение орнаментов и символов»,
  3. Рисование «Вышивка и орнаменты на предметах одежды».

4 неделя

«Насекомые»,

Экскурсия на поляну, в музей

  1. Презентация,
  2. Беседа – обсуждение «В чем польза и вред насекомых»,
  3. Составление загадок описательного характера,
  4. Конструирование из цветной бумаги – оригами «Бабочка».


Предполагаемые результаты и  оценка результатов проекта 

Практическая значимость  этого проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процессов. Материалы проектов используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного края.
• Символику города  и области.
• Национальный состав Ленинградской области, обычаи, игры,  виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
• Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.

             Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

             Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.


Приложение №1

Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города и области, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города и области?

_________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, области? _________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?    

_________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные источники.

_________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

_________________________________________________________________

Приложение№2

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного города

  1. Как называется наш город и область?
  2. Назови улицу, на которой ты живёшь.
  3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
  4. Какие названия улиц нашего города ты знаешь?
  5. Как улицы получили своё название?
  6. Есть ли в городе улицы, названные в честь земляков? Назови их. Чем они прославили наш город?
  7. Как называется площадь нашего города?
  8. Есть ли в нашем городе городской музей? На какой улице он располагается?
  9. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего города?
  10.  Как можно сделать наш город красивым? Что для этого можете сделать вы?

Вопросы мониторинга освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне

  1. Когда празднуется День Победы?
  2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
  3. Какие военные профессии вы знаете?
  4. Какую боевую технику вы знаете?
  5. Участвовали ли жители города в Великой Отечественной войне?
  6. Чем награждают Героев войны?
  7. Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?
  8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?
  9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
  10. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного города

1. Какие природные зоны есть в нашем городе и районе?

2. Назови животных леса.

3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе и его окрестностях.

4. Назови птиц, живущих в нашей местности.

5. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?

6. Как люди заботятся о животных?

7. Как люди заботятся о птицах?

8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

 

Приложение №4

Дидактические игры

Игра «Тайны имени, или здравствуй, Петрушка»

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о значении имени человека, названиях города, области, улиц и прочее.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • Имя, название,
  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Дидактическая кукла «Петрушка»,
  • Дидактическая игра «Что как называется»

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Петрушка»;


Тема «Мой детский сад»

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
  • Развивать желание быть в детском саду.
  • Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • улица Солнечная,
  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Дидактическая кукла «Петрушка», фотографии помещений и территории детского сада.
  • Дидактическая игра «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.
  • Карта «Страны Детсадии».

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Петрушка»;
  • Слушание стихотворения «Сад».

Я думала и в правду,
Что сад – это сад. 
Где бабочек ловят, 
Едят виноград . . .
Ой, мамочка – мама,
Куда я пришёл?!
Сажают детей
За обеденный стол!
Котлеты несут
И молочный кисель!
А после, как дома,
Уложат в постель!
Ой, мамочка,
Лучше вернемся назад, –
Я сам покажу,
Где находится сад!

Вопросы к детям

  • Про какой сад рассказала кукла Петрушка? (Детский)
  • Вы можете рассказать кукле Петрушке, где находится ваш детский сад? (На улице Солнечная)

Детская игра «Угадай и назови»

Взаимодействие с родителями: нарисовать дидактическую игру- карту нашего детского сада и его территории.

Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.

Петрушка читает стихотворение:

Хорошо у нас в саду
Не дождусь, когда пойду.
– Мама, раньше разбуди, 
Раньше в садик отведи!

Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.) Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»


Тема «Мой город СосновыйБор»

Цели

  • Расширять представление детей об улицах и достопримечательностях города;
  • Закрепить понятие адреса.
  • Вызвать желание делиться впечатлениями о своей улице.
  • Находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
  • Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.

Лексика

  • улица,
  • адрес,
  • жилой дом,

Материал к занятию

  • конверт с рисунками детей,
  • презентация,

Структура, методические приемы

  • Игровая ситуация «Построй главную улицу» (из детских рисунков, изображающих впечатления от экскурсии по улице Солнечной);
  • Рисование: маршруты «детский сад – мой дом»
  • Беседа «Мой адрес»;

Совместная деятельность

  • Экскурсия по городу – улица Солнечная;
  • Д/игра «Красивые слова – тебе, родной город»;
  • Рисование «Главная улица города»;

Список использованной литературы

Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991

Ахметова Н.Н.  План-программа по краеведению. I часть. Пермь, 1998 г.
Ахметова Н.Н. Люби и знай свой край. II часть. Пермь, 1998 г.

Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.

Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003

Витушкина, Н. Туризм и краеведение в детском саду // Управление ДОУ. – 2009. - № 8. – С. 80-85.

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

Ермачкова, Н. Краеведо-туристская работа в детском саду // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 3. – С. 74-79.

Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Звонарева, Н. Регионоведческая программа для дошкольников // Воспитание дошкольников. – 2008. - № 2. – С. 39-73.

Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2012. - 635 c.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника )

Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина Н.В.Москва, 2001 г.
Пименова Л.В. «Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста».

Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности» (пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы»). Москва «Аркт» 2003г.

Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу"; Детство-Пресс, 2012. - 
579 c.
Сазонова Н. П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности; Детство-Пресс, 2010. - 
342 c.
Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие; Айрис-Пресс, 2010. - 224 c.

Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012. - 821 c.

Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» «С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем д...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»        «С чего начинается Родина?С картинки в твоем бук...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..»  С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...