Представление педагогического опыта на тему: «Развитие художественно - творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
консультация (подготовительная группа)

Яковлева Людмила Викторовна

На современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на воспитание творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. В последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта на тему:

«Развитие художественно - творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Актуальностьи перспективность опыта.

На современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на воспитание творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. В последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. В условиях гуманистической образовательной тенденции и внедрения Федерального Государственного  Образовательного  Стандарта в дошкольные учреждения, творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Сегодня как никогда стала актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач. Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждает детей осваивать знания, умения, навыки. Формируют них способность к самообучению и саморазвитию. Активное усвоение детьми навыков и умений художественного восприятия и исполнения является необходимым опытом, на основе которого творческое самовыражение получает полное развитие, становится содержательным, насыщенным, приобретает эстетический характер. Формирование художественно-творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и  воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования художественно-творческих способностей дошкольников имеют продуктивные виды деятельности. Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально-личностном становлении ребенка, в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации, получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

В связи с актуальностью данной темы цель опыта заключает в себе раскрытие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности. Считаю, что данный опыт актуален при решении следующих задач:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самого педагога.

Условие формирования опыта.

Детское творчество-это создание субъективно нового продукта (рисунки, лепка, аппликация), придумывание различных вариантов, добавление к известному новых деталей, проявление инициативы. Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, я создаю определенные условия:

1.Связь обучения с жизнью ребенка.

2.Важно, чтобы новые знания и умения он мог применить.

3.Познание мира должно носить наглядный характер.

4.Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели.

Работа по обобщению опыта проводилась по нескольким этапам.

На диагностическом этапе проводила изучение теоретической части вопроса, проходила повышение квалификации, проводила мониторинг на выявление уровня художественно-творческой активности  детей 4-7 лет, разработала перспективно-тематический план, работала над созданием соответствующей предметно-развивающей среды;  проводила работу с родителями на выявление запросов по организации учебно-воспитательной работы с детьми,  проводила  с родителями анкетирование, беседы,  организовывала изготовление поделок совместных с детьми, выставки с участием родителей.

  В результате выявленные недостатки и противоречия позволили мне организовать работу на этапе теоретического исследования проблемы по накоплению материала для создания условий по развития художественно - творческих способностей через внедрение продуктивных видов деятельности.

    На этапе практического освоения проблемы, мною был разработан перспективный план работы на весь год, в котором я запланировала занятия по продуктивным видам деятельности(рисование с использованием нетрадиционных техник рисования, лепка из соленого теста, аппликация) , а затем составила конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп, запланировала работу с родителями по данной проблеме.

Теоретическая база опыта.

    Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией. Васильевой за основу разработки моего педагогического  опыта я брала теоритические и практические исследования педагогов и психологов:

- исследования  Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов;

- теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности  взрослого  и развивающей образовательной среды как факторах,  обеспечивающих  свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников;

- современные  технологии  Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»;

 - методические рекомендации  Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов  художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками.

Технология опыта.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Для обеспечения наибольшей результативностипо развитию художественно-творческой активности детей дошкольного возраста через внедрение продуктивных видов деятельности разделила на следующие этапы.

I. Подготовительный этап

1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей дошкольников;

2. Организация и пополнение развивающей среды;

3. Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

4. Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей

5. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников;

6. Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами;

II. Основной этап:

1. Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

2. Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

1. Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности с детьми.  

Для обеспечения наибольшей результативности по развитию художественно - творческих способностей работа организовывалась в двух основных направлениях образовательного процесса:

1. Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя (организация НОД 1 раз в неделю в 1 половине дня).

2. Игровая  познавательная  деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения по развитию художественно творческих способностей дошкольников, 2 раза в неделю);

Для развития художественно-творческих способностей использую следующие методы и приемы:

1.Изучение и анализ источников по проблеме исследования;

2.Наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;

3.Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

4.Анкетирование и беседы с родителями;

5.Репродуктивные:

- объяснительно - иллюстративный (разные средства сообщения детям готовой информации);

- репродуктивный (ребенок  не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу);

6.Продуктивные:

- частично-поисковый (ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя);

- исследовательский метод (путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск)

В своей работе использую следующие игры и упражнения.

- Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;

- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),  игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);

- Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;

- Использование приемов сотворчества(дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;

- Применение нетрадиционных техник и материалов:рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;

- Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;

- Рассматривание привлекательныхигрушек, предметов быта;

- Рассматривание ярких книг с иллюстрациямик русским народным сказкам,  потешкам.

Анализ результативности опыта.

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение материала, но и в том, чтобы продвинуть воспитанников в развитии. Здесь очень важную роль играет мониторинг системы контроля, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков. Результаты мониторинга показали, что благодаря включению в образовательную деятельность продуктивных видов деятельности, оптимально составленному плану образовательной деятельности, уровень художественно-творческих способностей заметно повысился.

Разработка и внедрение педагогического проекта эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах деятельности. Мои воспитанники являются участниками, призерами и победителями всероссийских, районных конкурсов и фестивалей: творческие конкурсы на сайте «РАЗВИТУМ», на сайте «Я УЧИТЕЛЬ», на сайте «МААМ.RU», районные: «Новогодний серпантин», «Дорожный калейдоскоп», конкурс рисунков по безопасности дорожного движения «Дорожная капель», конкурс рисунков к Дню Матери «Мы любовью маминой согреты». Мои воспитанники являются постоянными участниками различных тематических выставок на всех мероприятиях, проводимых в нашем селе.

 Материалы моего  опыта  опубликованы на сайте педагога в Социальной сети работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru)

Трудоемкость опыта.

    На мой взгляд, трудности и проблемы в использовании конкретного опыта заключаются в том, что воспитатель сам должен на достаточно высоком уровне владеть методикой применения методов и приёмов развития художественно-творческих способностей в работе с детьми дошкольного возраста. Он должен  обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом. Роль педагога я считаю, заключается в формировании способности Смотреть и Видеть, Чувствовать-Познавать-Творить. Задача дошкольного  педагога, на мой взгляд, состоит в том, что необходимо вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); также вовлечь родителей в активную совместную деятельность

    Эту проблему можно  решать  посредствам участия в обучающих семинарах, в мастер-классах; использованием информационно-коммуникативных технологий  для  самообразования.

Адресность опыта.

    Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен творческим педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

    Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Задания можно использовать как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности, а также в ходе индивидуальной работы с детьми. Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний детей об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Наглядные приложения

1.Конспект интегрированной НОД (подготовительная группа) Тема: «Зимующие птицы»

Цели и задачи: Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать их с помощью рисунка.  Знакомить со стихами русских поэтов о временах года.  Углублять интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку. Способствовать формированию обобщённых представлений детей о зимующих птицах, как птицы приспособлены к жизни в это время года.  Развивать умение, сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя при этом схему – модель.

Использование в работе ИКТ.

Предварительная работа:  Наблюдение за птицами на прогулках, беседы в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадывание загадок о птицах, чтение энциклопедической и художественной литературы, изготовление кормушек.

Материал:  Бумага альбомного формата с нанесённым на неё голубым фоном, картины с изображением разных времён года, картины зимующих и перелётных птиц, овалы из картофелин, катушки.    

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы собрались для того, чтобы вместе порадоваться зиме. Она в этом году очень красивая, сказочная. Давайте вспомним стихи о зиме.

1 ребенок:

Кругом глубокие снега

Куда я взгляд не кину

Метет и кружит пурга

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы

Нам ветер дует в спину

Нет веселее той поры

Вы узнаете зиму?

2 ребенок:

Ой, ты зимушка краса

Побелели все леса

Горы снега намела

Нас кататься позвала

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса

Мы с горы кататься будем

И поэтому нам очень-очень

Нравиться зима.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь и как вы об этом догадались.

1 ребенок:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится

И под утро снегом поле заболело

Точно пеленою все его одело. (И. Суриков)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, найдите среди них картинки на которых изображена зима. Почему зима? Назовите признаки зимы?

2 ребенок:

На дворе звенит капель

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник. ( С. Маршак)

Воспитатель: Посмотрите на картинки, и найдите среди них те, на которых изображена весна? Почему весна. Назовите признаки весны.

3 ребенок.

Если в небе ходят грозы

Если травы расцвели

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный

Если солнышком сагрета

Вся вода, в реке до дна

Значит, это уже… (лето)

Е. Трутнева.

Воспитатель: Посмотрите опять на картинки и найдите среди них те, на которых изображено лето? Почему? Назовите признаки лета?

4 ребенок:

Стали дни холоднее

Поспевает брусника,

И от птичьего крика

Сердцу только грустнее

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

И деревья блистают

В разноцветном уборе. (осень)

А. Плещеев

Воспитатель: Теперь найдите картинки на которых изображена осень. Почему? Назовите признаки осени?

Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах.

Как называются птицы, которые улетают осенью и прилетают весной?

Дети: (Перелетные)

Воспитатель: Найдите на экране перелетных птиц и назовите их (ласточка, грачи, скворцы, кукушка, соловей)

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас (зимующие) Найдите и назовите зимующих птиц (воробьи, синицы, сороки, дятлы, голуби, снегири). Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, съедают плоды и семена деревьев. И все- таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В зимнее время птицы приближаются к жилью человека.

Воспитатель: Чем похожи все птицы?

Дети: (клюв, лапки, два крыла, перья)

Воспитатель: Чем птицы отличаются друг от друга? (величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

Воспитатель: У нас в гостях зимующие птицы. Чтобы узнать, какие именно,  давайте отгадаем загадки.

В красной шапке расшитой,

В черном кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та

(дятел)

Зимой на ветвях яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это…(снегири)

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет

Крошки собирает

(воробей)

(Трое детей берут маски птиц)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Найди свою зимующую птицу» Давайте встанем вокруг птиц (дети разбиваются на три группы, каждая образует круг вокруг одного из детей в маске). Запомните своих птиц. Сейчас под музыку они будут летать и клевать зернышки. Когда музыка закончится, вы должны найти свою птицу и окружить ее. Выигрывает та группа, которая быстрее образует кружок (звучит музыка и с ее окончанием дети ищут и находят свою птицу).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо играли. А сейчас подойдите к столам. Мы будем рисовать птиц. Подумайте, какую птицу вы выберете. Можно нарисовать птицу в разных позах: сидячих, клюющих, летящих. Как рисовать: у вас на столе картофелины, катушки, гуашь. Всем понятно задание? Приступайте к работе (дети рисуют под пение птиц (аудиозапись), изображают птиц, используя нетрадиционные материалы и навыки, полученные на предыдущих занятиях). Изображение птиц получается быстрее и аккуратнее, если для головы использовать катушку от ниток, а для тела печатку из картофелины и т.д. Воспитатель помогает советами по выбору сюжета, материала для работ.

Воспитатель: Закончили? Рассмотрим ваши работы (дети и воспитатель рассматривают рисунки, высказывают свои мнения, воспитатель задает наводящие вопросы).

Воспитатель: Все наши птички разные, но все красивые. Сейчас вы все превратитесь в птиц.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Отдохнули. А сейчас я предлагаю послушать голоса птиц на экране (ТСО).

( Воспитатель подводит итог занятия)

О чем мы сегодня говорили?

Что понравилось?

Ребята, скоро весна, и ласточка передала для вас сладкое угощение (конфеты  «ласточка»).

2. Конспект интегрированной НОД(старшая группа)Тема: «Осенняя сказка»


ЦЕЛЬ:
познакомить детей с новым нетрадиционным способом деятельности – работа с пенопластом и материей.

        ЗАДАЧИ:

        1. Развивать умение и навыки в свободном экспериментировании с материей различных цветов, необходимой для создания листьев нетрадиционным способом.

        2. Развивать наблюдательность, чувство важности и необходимости всего, что происходит в природе.

        3. Упражнять в цветовосприятии отбором тонких оттенков яркого колорита  осени.

        4. Закреплять знания о приметах осени.

        5. Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе.

        ОБОРУДОВАНИЕ: пенопласт в форме березового листа, лоскутки разноцветной материи, зубочистки, разноцветные геометрические фигуры, письмо, аудиозапись, корзинка с яблоками, театральные деревья, шерстяная нить.

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

        1. Экскурсия в осенний лес или парк.

        2. Рассматривание картин: «Золотая осень»  И.Левитана, «Золотая осень» В.Поленова, «Октябрь» Е.Волкова.

        3. Наблюдение за листопадом.

        4. Заучивание стихотворений «Осень» З.Федоровской, «Унылая пора!...» А.Пушкина, «Осень наступила…» А.Плещеева.

        5. Закрепление примет и поговорок об осени.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

        Звучит тихая композиция «Звуки природы».

        В.: Ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы находимся в сказочном лесу. Дует прохладный ветерок, воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю. Высоко над головой шелестит на деревьях желтая, красная, бурая листва. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Вот, несколько листочков сорвались с дерева, закружились в осеннем вальсе и мягко ложатся на землю, покрывая её пестрым, пушистым ковром.

                                             Осень

                                Поспевает брусника,

                                Стали дни холоднее.

                                И от птичьего крика

                                В сердце только грустнее.

                                Стая птиц улетает

                                Прочь за синее море.

                                Все деревья блистают

                                В разноцветном уборе.

                                                                (К.Бальмонт)

        Дети открывают глаза.

        В.: Ребята, где мы с вами очутились? (В осеннем лесу) Почему вы так решили? Посмотрите, нет ли в нашем саду, что-нибудь подозрительного, необычного? Что это?

        На березе вместо листьев висят геометрические фигуры различные по цвету и форме.

        В.: Что это за дерево? Как называются эти геометрические фигуры? Какая геометрическая фигура висит на самом верху дерева? Какого она цвета? Какая снизу? Слева? Что висит в середине дерева? Сколько их всего? Сколько листочков осталось висеть на клене? Сколько на орешнике? А на рябине? Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)

        В.: Ой, ребята, посмотрите, а что это у нас здесь лежит? (Письмо) Как вы думаете, от кого оно? (Предположение детей) Письмо не простое, нам предлагается отгадать загадку, только после этого мы сможем узнать от кого оно и о чем говорится в этом письме. Внимательно слушайте:

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает –

Когда это бывает?

(Осень)

        Воспитатель открывает конверт и читает письмо. «Дорогие ребята, если вам читают письмо, значит вы смогли отгадать про меня загадку. Не далеко от вашего детского сада есть лес, в который я недавно пришла и принесла самые яркие краски. Березы и клёны покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко красным, весь, как огонь горит. Забрела я на лесную полянку. Стоит посреди неё столетний дуб богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыре нужно в медную кованную броню одеть». Так вот и обрядила старика.

        Гляжу – а не подалеку, с краю полянки густые, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила  по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный… Одна  только березка стоит грустная, нет у неё листвы, а висят непонятные фигуры. Если вы сможете  нарядить её в пушистую яркую листву, тогда все деревья заснут спокойным сном и всю зиму им будут сниться красивые, сказочные сны. Помогите, пожалуйста, продлить осеннюю сказку. Я вас за это награжу.

                                                        Ваша Золотая Осень!»

        В.: Ребята, поможем осени? Как мы это сделаем? (Изготовим листья для березки).

        Игра «Волшебное превращение».

Мы – листочки, мы – листочки.

(дети стоят свободно, руки вверх)

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели, (покачиваются)

Ветер дунул – полетели (разбегаются)

Мы летали, мы летали

А потом летать устали.

(бегают, кружатся)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(приседают на корточки)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(садятся на свои места)

        В.: И так, кто же мне напомнит, что мы будем делать? (березовые листочки) Как мы это сделаем? (предположение детей)

        В.: А листочки будут не простые. Для их изготовления нам понадобится: пенопласт, разноцветные лоскутики материи, набор зубочисток и шерстяная нить. Как вы думаете, для чего нам понадобятся зубочистки? (предположения детей) С их помощью мы будем прикреплять лоскуточки к нашему листочку.

        В.: У вас на столе у каждого есть набор всего необходимого для выполнения работы. Проверьте, у всех всё есть? (дети проверяют)

        В.: Возьмем листик из пенопласта, аккуратно приложим лоскуток ткани и в нескольких местах проткнем его нашим инструментом – зубочисткой. И так, шаг за шагом, пока весь листок не будет разукрашен. А чтобы можно было его подвесить, таким же образом прикрепим из шерстяной нитки  петельку (объяснения сопровождаются показом выполнения работы).

        В.: Перед тем как приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Первый пальчик – маленький,

Второй пальчик – слабенький,

Третий пальчик – длинненький,

А четвертый – сильненький,

Пятый пальчик – тостячок,

Получился кулачок.

        В.: Что вы будете делать? Как вы это будете делать? Приступайте к работе.

        Звучит тихая музыка. Дети выполняют работу, а воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

3. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема «Хоровод красок»

Цель: Закрепить у детей знания об основных цветах спектра. Продолжать учить подбирать цветовую гамму. Развивать речь детей, умение передавать свои впечатления в рассказе, мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать интерес к происходящему, желание сопереживать, оказывать посильную помощь сказочным персонажам.

Материалы:  изображение семи королей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), предметные картинки на цветовую гамму, гуашь, кисточки, нитки, вуаль черного цвета.

Персонажи: Черноведьмовка

Методические приемы:

 1) Загадывание загадки

2) Рассказывание сказки

3) Чтение стихов

4) работа с картинками

5) Сюрпризный момент

6) Индивидуальная работа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите сказки? А любимые сказки у вас есть? Какие? Сегодня сказка сама пришла к нам в гости. А вот о чем эта сказка, попробуйте догадаться:

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки

Только выпустишь на волю

Разукрасят  чисто поле

Где была пустота –

Там, глядишь – красота!

(Краски)

Звучит фонограмма песни « В гостях у сказки»

Воспитатель: Итак, далеко-далеко, не в наших краях, не в наших местах есть семь стран, семь государств. Необычные страны. В каждой стране все предметы и вещи какого-то одного цвета. А правили теми государствами, семь братьев, семь королей красок. Все они сегодня пришли к нам в гости:

На доске появляется изображение семи королей.

Король красной страны любил все красное.

Ребята:

Красная редиска выросла на грядке

Рядом помидоры – красные ребятки

Красные тюльпаны на окне стоят

Красные знамена за окном горят

Воспитатель: Найдите картинки с изображением  предметов и вещей красного цвета, которые могут быть в стране красного короля?  (Выполняют)

Воспитатель: У короля оранжевой страны все было оранжевое:

Ребята:

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится

На лисий цвет похожа:

Оранжевая тоже.

Воспитатель: Найдите картинки с изображением предметов и вещей, которые можно встретить в оранжевой стране? ( Выполняют)

Воспитатель: В желтой стране желтого короля

Ребята:

Желтое солнце на землю глядит

Желтый подсолнух за солнцем следит

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Воспитатель: Найдите картинки с изображением  предметов и вещей желтого цвета, которые могут быть в стране желтого короля?  (Выполняют)

Воспитатель: Зеленый король хвастался вот чем:

Ребята:

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые

А за рекой зеленый луг

И домики зеленые.

Воспитатель: Найдите картинки с изображением  предметов и вещей зеленого цвета, которые могут быть в стране зеленого короля?  (Выполняют)

Воспитатель: Король голубой страны обожал все голубое.

Ребята:

Глаза голубые у куклы моей

А небо над нами еще голубей

Оно голубое как тысячи глаз,

Мы смотрим на небо ,а небо на нас.

Воспитатель: Найдите картинки с изображением  предметов и вещей голубого цвета, которые могут быть в стране голубого короля?  (Выполняют)

Воспитатель: Синий король в своей стране выкрасил все в синий цвет:

Ребята:

В синем море -  островок

Путь до острова далек

А на нем растет цветок,

Синий – синий василек.

Воспитатель: Найдите картинки с изображением  предметов и вещей синего цвета, которые могут быть в стране синего короля?  (Выполняют)

Воспитатель: А король фиолетовой страны имел вещи только фиолетового цвета.

Воспитатель: Найдите картинки с изображением  предметов и вещей фиолетового цвета, которые могут быть в фиолетовой стране короля?  (Выполняют)

Воспитатель: Семь королей, семь красок были очень дружны, никогда не ссорились и друг на друга не обижались. А когда они собирались вместе, вот как сейчас, в небе появлялась радуга. Ведь радуга – это хоровод красок.

Воспитатель: Давайте вместе с Королями покружимся в сказочном хороводе и поиграем в хороводную игру « Шёл король по лесу»

(Звучит фонограмма.Прерывается и влетает краска Черноведьмовка)

Краска Ведьма: ( Смотрит на королей) А, так вот вы где, милые мои братья, короли-краски.  Веселитись?, хороводы устраиваете, мир цветными красками раскрашиваете. А про меня, про свою младшую сестру Черноведьмовку забыли? Ну, я вам покажу! Ну, я вам устрою!

Все чернотой замажу, пусть во всем мире будет черная-черная ночь. А вы, мои братья, век свой будете доживать в темнице. И не будет больше радуги, не будет цветного мира.

(накрывает черной тканью)

Воспитатель: Ребята, какая несправедливая история. Нужно выручать Королей красок, иначе мир будет скучным, унылым, безрадостным и черным. А поможет нам справиться с этой трудностью Волшебная кисточка, она уже приходила к нам в гости. И вы знаете, что она умеет творить чудеса. Итак, ребята за дело. Давайте с помощью кисточки и её помощников прогоним прочь черноту и вернем королей.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два,  три, четыре, пять.

(Дети соединяют поочередно пальцы, начиная с мизинцев)

Будем пальцы разминать

(Хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой

(Идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю)

Этот пальчик для того…

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал

Очень ловок и удал.

Воспитатель: Сейчас мы будем рисовать техникой, которая называется «волшебные нитки» Вам надо опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Затем уложите нити на лист бумаги, сверху придавите другим листом, кончик ниточки должен обязательно высовываться. Потяните за кончик  ниточки, одновременно прижимая верхним листом. А теперь посмотрите, что у вас получилось. Дорисуйте красками и кистью, тот образ, который вы увидели на бумаге.

(Дети рисуют под спокойную мелодию)

Воспитатель: Что у вас получилось? (рассказы детей)

(Работы вывешиваются на стенд)

Воспитатель:  Посмотрите, чернота отступила куда-то далеко, стала почти незаметной. Исчезла ночь, испарилась темница, а Короли Краски вновь вернулись к нам! Все живы и здоровы. И вновь в небе засияла радуга!!!

Итог занятия (рефлексия)

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что делали? Что вам понравилось?

4. Конспект НОД  по художественно-эстетическому развитиюв средней группе Тема: «Весенний цветок - Подснежник»

лепка с использованием природного материала (тыквенные семечки), ИКТ

Вид: продуктивная деятельность (лепка с использованием природного материала)

Образовательные области: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие

Цель:

Развитие восприятия целостной картины мира, познавательных и творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов конструирования из природного материала

Задачи:

Образовательные:

- Расширение представлений  детей о  времени года – весне, ее  признаках, о первых весенних цветах. Познакомить детей с подснежником, активизировать речь, обогащать активный словарь детей словами: проталинка, первоцвет.

-Упражнять детей в умении раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, выполнять прием прикрепления, учить детей вставлять семечки тыквы в скатанный шарик из пластилина, создавать композицию

  Развивающие:

- Развивать чувство формы и композиции

- способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; память, эстетическое восприятие

Воспитывающая

- Воспитание  у детей самостоятельности, интереса к оказанию взаимопомощи во время совместной деятельности, аккуратности при выполнении работы ,создание дружеской доброжелательной атмосферы, бережное отношение и любовь к природе, цветам

Предварительная работа: Беседа о первых весенних цветах; рассматривание картинок и фотографий с изображением подснежника, слушание музыки (П.Чайковский «Времена года»).

Методы и приёмы:

   Наглядный,  художественное слово, вопросы, объяснение и показ, практическая деятельность, поощрение.

Оборудование:  весенняя дорожка с изображением цветов (тканная).

Мультимедийная презентация по теме «Весна», крышки из-под майонеза, высушенные тыквенные семечки, пластилин зеленого и белого цвета, коктейльные трубочки зеленого цвета, бумага зеленого цвета для лепестков подснежника, цветные иллюстрации с изображением подснежника. Мольберт.

Организация детей:

1 часть – просмотр видеоролика о весне  на стульчиках перед проектором  

2 часть  - рассматривание пейзажа у мольберта

3 часть -  работа за столами

Ход занятия:

(дети стоят на середине ковра)

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас на занятии. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они тоже очень рады видеть вас. Давайте поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, а что бы узнать, кто это отгадайте загадку.

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Дети: Солнце!

(показать солнышко из воздушных шариков)

Воспитатель: Правильно – солнце. Солнышко приглашает нас в путешествие в чудесную страну. Куда же ты нас приглашаешь, солнышко?

(Рассказ от имени солнца)

В лес весенний, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Эта страна называется Весна. В этой стране я на небе свечу ярко-ярко, пригревая землю (слайд 1), под моими лучами тают сосульки на крышах домов, начинается веселая капель (Слайд 2), становиться тепло, тают снежные сугробы (слайд 3), звенят веселые ручьи (слайд 4),на деревьях набухают почки и появляются первые зеленые листочки (слайд 5),с юга прилетают птицы и начинают распевать веселые трели (слайд 6). В этой чудесной стране есть волшебная цветочная поляна, на которой растут первые весенние цветы (слайд 7). Как они называются?

Дети: Подснежники

Солнце: Но случилась беда в чудесной стране (слайд 8).На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучам никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег.

(Воспитатель показывает грустное солнце) (слайд 9)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое солнышко стало грустное. Поможем ему растопить снег на цветочной  полянке? Тогда придется отправлять в путешествие по весенней дорожке, которую мы с вами недавно сделали.

(дети встают за воспитателем и шагают по дорожке)

Давайте представим, что мы с вами красивые цветы, и сделаем зарядку

Физминутка

Говорит цветку цветок

Подними – ка свой листок

(Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка

(Наклоны туловища)

А теперь росой умойся

Отряхнись и успокойся

(Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

Помогать Весне

   (Дети подходят к цветочной  полянке)

Воспитатель: Вот и наша цветочная поляна! Что наделала вьюга, ни одного цветочка не пожалела. Но мы с вами поможем солнышку и весне, растопить снег, чтобы появились  новые цветы. Какие цветы у нас самые первые появляются из под снега?

Дети: Подснежники.

Воспитатель: Ребята давайте присядем на пенечки и рассмотрим как выглядит первый весенний цветок - подснежник

(Воспитатель показывает на мольберте фотографию подснежника, вместе с детьми рассматривают строение и внешний вид цветка)

Воспитатель:Из каких частей состоит подснежник?

Дети:Стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Попробуем разобраться, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь – «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?

  Дети: Потому что он растет из-под снега. Место, где вырос подснежник называется проталина. Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля.

Воспитатель: Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.

   А научное название цветка  «галантус», что значит молочная капля. Как вы думаете, почему этот цветок сравнили с молочной каплей?

Дети: Лепестки похожи на капли, а цвет белый, как у молока.  

Воспитатель: Правильно, молодцы. С наступлением темноты цветок подснежника закрывается и становится  очень-очень похож на каплю молока.

   Вы знаете, что подснежник – это лесной цветок. А знаете ли вы, что он занесен в Красную Книгу? Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы. 

Но мы с вами – Друзья Природы и никогда 
     Мы не будем рвать цветы

       – Это капли красоты!
     Пусть они растут, цветут.

      Радость нам они несут!

Воспитатель: А теперь давайте пройдем в мастерскую, сядем за столы, и  я предлагаю вам сделать красивые подснежники для весенней полянки, чтобы они радовали нас. А использовать мы будем вот такой разный материал, (показываю: пластилин, тыквенные семечки).

Пальчиковая гимнастика

Расцвели у нас цветы

Небывалой красоты

(Дети поднимают руки вверх)

На стебельках качаются

(качать руками из стороны в сторону)

Друг другу улыбаются

(Закрывать и открывать пальчики)

(Дети приступают к работе под музыкальное сопровождение) (слайд 10)

Воспитатель: Из белого пластилина скатаем шарик, это будет основа цветка, на которой будет держатся стебелек. Сам цветок подснежника делаем из шарика зеленого цвета, в него втыкаем острым кончиком тыквенные семечки, достаточно 3- х семечек. Один конец трубочки втыкаем в шарик белого пластилина, а на другой конец трубочки прикрепляем пластилин зеленого цвета с семечками. Прикрепляем лепестки к стебельку. Подснежник готов!

Воспитатель: Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! (слайд 11) Оно опять дарит нам тепло. Несите подснежники сюда на полянку. (Воспитатель помогает расставить подснежники на весеннюю полянку) Посмотрите, как стало по- весеннему красиво. Давайте рассмотрим получившиеся подснежники.

 – Сквозь что прорастает подснежник?

 – Сквозь снег.

 – К чему он тянется?

 – К солнцу.

 – Какой цветок?

 – Белый, маленький, красивый, нежный, хрупкий, ранний, весенний, необыкновенный.

– Давайте расскажем про наши подснежники стихотворение

Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник. 

Солнышко говорит нам огромное спасибо, что вы большие молодцы.

Пора возвращаться нам в группу ( дети идут за воспитателем по цветочной дорожке)

       Ребята, вам понравилось путешествие? - Как называется цветок, с которым сегодня познакомились? Красивые цветы у нас получились?

Сегодня мы помогли солнышку и Весне победить зиму. Солнышку пора возвращаться на небо. Давайте мы его отпустим, чтобы оно согревало и освещало нашу землю(воспитатель выпускает солнышко в окошко). До свидания Солнышко!

А вот вам от солнышка угощение (мандарины)

Дети прощаются с гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Методическая разработка   «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...

"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразо...

Педагогический проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Актуальность.Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и  ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого ...