Игра- это важно!
статья (младшая группа)

Кудрявцева Наталья Викторовна

Статья о важности игры в развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kudryavtseva_statya_pechat.docx274.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это важно для детей!

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.      Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как ничто другое.

В игре ребёнок  приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев. Ребенку важно играть не только в детском саду, но и дома, вместе с родителями.

Роль взрослого в детской игре

 Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре.

Дети любят, когда взрослые принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка — помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

Детские игры делятся на настольно-печатные , сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.:

Насто́льно-печатные  игры.

Содержание настольных игр очень разнообразно.

Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино.  Разные  виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами.

В процессе игры у  детей  развиваются  память, внимание, воображение. Вот пример настольно-печатных игр:

«Картинки-половинки» 

Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

575dcc3e3e4d99bbcda8d011d3e6bfa8.jpg230039_1.jpg

«Большие и маленькие» 

Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» -  домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

63585d7db2fe785a8b0335178a9d7a3a.jpg

Сюжетно-ролевые игры

В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжеты игр «Покатаем кукол на машине»,

«День рождение куклы», «Купание куклы», «Катя заболела» и т.д.

Сюжетно-ролевая  игры  «День рождения Степашки»

 Цель: Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры:

Взрослый сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью взрослого сервируют стол.

Подвижная игра  — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

 По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

 Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

 Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. 

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Это игры

 развивающие координацию движений,  например:

Большие и маленькие ножки»

Цель: Развитие координации слов и движений, работа на темпом и ритмом.
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги 
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ, 
Топ топ топ топ топ

 «Маленькие ножки бежали по дорожке», и д.р.

- игры, обучающие быстро бегатьнапример:

« Пес Барбос»

Возьмите в руки игрушечную собачку, которая «спит», сядьте на стул и говорите:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

Ребенок встает с места и подходит к собачке.

Ну, Барбос, скорее вставай!

И (имя ребенка) догоняй!

Вы бежите за ребенком и говорите: «Гав-гав-гав!»

- игры, развивающие чувство равновесия, например:

« По извилистой дорожка» Разложите на полу шнур зигзагом и предложите ребенку пройти по этой «дорожке» в гости к мишке (игрушка, которая находится на другом конце шнура)

« По летаем»

Предложите ребенку поиграть в игру «Самолеты» и приготовиться к полету, показав, как «заводить мотор» и как «летать». («К полету приготовиться! Завести мотор!») Ребенок вместе с вами производит вращательные движения руками перед грудью и произносит звук: «р-р-р». После сигнала «Полетели!» ребенок и вы разводите руки в стороны (как «крылья» у самолета). "Летят» -бегают по комнате. По сигналу «На посадку!» приседают.

-игры с мячом

« Игры с мячом»

Предложите малышу соревноваться с вами, у кого лучше получится:

1. Бросать мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).

З. Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.

4. Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на

лету.

5. Бросать мяч друг другу - кто поймает.

б. Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.

7. Катать мяч вперед и стараться его догнать,

8. Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч,

отталкивая от себя ладонями и пальцами, в сторону игрушки. Кто

прикатит первым.

9. Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.

10. Поставить стул или табуретку на определенном расстоянии.

Катнуть мяч так, чтобы он прокатился между ножками.

Если вы будете соревноваться с малышом по-настоящему, то конечно победите, но ведь игра предназначена не для вас , а для того, чтобы научить ребенка бросать, ловить и катать мяч, способствуя тем самым формированию и развитию движений. Всегда помните об этом, смело поддаваясь и проигрывая.

Хороводные игры

Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

« Раздувайся пузырь»

Образуете вместе с детьми круг, стоя близко друг к другу и держатся за руки. Произнесите слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся!

(Играющие маленькими шагами отходят назад, постепенно расширяя круг.)

Лопнул пузырь!

(Дети говорят слово «Хлоп!», хлопают в ладоши и быстро приседают) После слов «Лопнул пузырь» дети двигаются маленькими шагами к центру круга и произносят звук «ш-ш-ш-ш» или звук «с-с-с-с». Это – пузырь лопнул, и из него выходит воздух.

Взрослый регулирует движение детей.

«КОШКИ – МЫШКИ»

Становитесь в хоровод!

Оля – мышка,

Саша – кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

Е.Серова

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другим котом и мышкой.

Использованная литература :

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»  С.Д. Ермолаев

Детство - пресс — 2011.

«Новые сюжетно – ролевые игры»  Н.В. Краснощеков,  Феникс — 2006.

«Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» Е.А.Тимофеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры разные важны,игры разные нужны.

Представлены игры на формирование у детей культуры общения,на развитие эмоционально-нравственной сферы,развитие коммуникативных  способностей,на развитие слухового восприятия....

Дидактические игры как важная составляющая развития речи детей.

Развитие речи дошкольника- актуальная проблема нашего времени, требующая решения. Дидактические игры являются неотъемлемой частью педагогического процесса и позволяют в увлекательной для дошкольника ф...

Пальчиковые игры,как важное средство развития речи

Пальчиковые игры для младших дошкольников...

Проект " Игры разные нужны, игры всякие важны"

    Физмческое воспитание-это то,что обеспечивает здоровье и доставляет радость.  Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть в содержательные развивающие ...

Игры всякие нужны, игры всякие важны!

Воспитывать у детей желание участвовать в совместной игре, развивать воображение , мышление , расширять словарный запас....

"Игры разные важны, игры разные нужны!"

Проектная деятельность. Проект по физическому развитию "Игры разные важны, игры разные нужны" в старшей группе детского сада....

Буклет "Игры разные нужны,игры разные важны"

Буклет для родителей в какие игры можно поиграть с детьми дома....