Статья: "Как общаться с родителями в детском саду?"
статья

Веселова Анна Николаевна

Как общаться с родителями в детском саду?

Веселова Анна Николаевна, воспитатель.

Ведущая роль в организации общения с родителями принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.

Специфика позиции воспитателя по отношению к родителям состоит в том, что в ней одновременно совмещаются две функции – формальная и неформальная. Педагог выступает в двух ролях – официальным лицом и доверительным собеседником. Отношения между ним и родителями складываются в том случае, если обе стороны выступают с правом собственной позиции, как равные собеседники. Но при этом каждый имеет свою манеру общения, способы восприятия, несет свои переживания, которые должны стать обоюдными. На этих основаниях и зарождается диалог. Все матери, и отцы хотели бы отдать ребенка в руки такого воспитателя, который огорчается по поводу отсутствия у детей доброжелательности друг к другу, сочувствия, сопереживания, умения прийти на помощь, беспокоят успехи ребенка, эгоизм, жадность, грубость. Свои усилия педагог направляет на устранение недостатков, на установление, прежде всего доброжелательных отношений между детьми, созданию условий для разнообразной содержательной детской деятельности. Советы воспитателя выражаются в мягкой форме, гибки и аргументированы. Педагог, как правило, дает детям больше положительных, чем отрицательных оценок; и дети более доброжелательны, отзывчивы друг к другу.

Воспитатель способен принять ребенка, каков он есть, его родителей, объективно оценить, помочь им. Родители верят ему, принимают рекомендации, даже самокритичнее начинают относиться к себе. Педагог должен помнить, что мать и отец – главные воспитатели своего ребенка,

которые отвечают за его воспитание. Ответственность родителей сочетается с правом выбора отцом и матерью форм и методов воспитания, его содержания. И это важно учитывать педагогам: давать советы, что-то рекомендовать, но не навязывать, не «давить», прислушиваться к мнению родителей.

Нужно помнить, что родители приходят в детский сад не столько за тем, чтобы получить новую, необходимую для себя информацию, сколько услышать добрые слова о своем ребенке, узнать, как ему живется, как складываются его отношения со сверстниками, почувствовать, как относится к нему воспитатель, как проявляет себя сын или дочь в различных видах деятельности. Очень важно с первых встреч не обмануть ожидания родителей.

Большинство семей, воспитывающих детей дошкольного возраста – молодые. Многие семьи испытывают материальные трудности, зависимость от родителей, отсутствие своей жилплощади. Трудности социального и психологического порядка, тесно переплетаясь и взаимодействуя, влияют на воспитательный процесс. Недостаточный жизненный опыт, опыт ведения домашнего хозяйства дополняются сложностью воспитания детей. У молодых родителей ещё не сложилась установка на воспитание, недостает педагогических знаний и умений. Они не понимают, что воспитание детей осуществляется в каждую минуту жизни в семье и деятельности ребенка. И даже, когда нет родителей дома.

Психологи утверждают, что современные молодые родители больше всего сосредоточены друг на друге: на решении жилищных проблем, на карьере, на улучшении доходов семьи. Ребенок как бы «выпадает» из семейного треугольника. Вот почему возникает беспокойство по поводу недостатка содержательного общения его с отцом и матерью.

Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерное взаимодействие с родителями, подчиненное

единой цели – созданию единого образовательного, оздоровительного пространства детский сад – семья. Мы решаем такие задачи как:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- профилактика нарушений в детско-родительских отношениях;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

- формирование у родителей более высокого уровня самосознания, ответственности за детей и их воспитание.

Для решения задач ежегодно составляется перспективный план. В начале учебного года в каждой группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год. Воспитатели в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. Знакомство с группой начинается с раздевалки, где оформляется «Уголок для родителей», эстетическое оформление которого, привлечет их внимание к информации о деятельности дошкольного учреждения. Удачное оформление выставки творческих работ детей, поможет родителям и детям совместно пообщаться, обговорить работы, понравившиеся им. Важное значение имеет микроклимат в группе; создание благоприятной атмосферы, уюта в группе. И, конечно же, достичь комфортного пребывания ребенка в группе невозможно без помощи родителей, без их поддержки.

Важное место в работе с семьей занимают родительские собрания. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Для привлечения родителей на собрание, мы показываем совместную деятельность педагога с детьми. Родители с радостью идут на собрание, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. Они знают, что не услышат упреков и недовольств воспитателей.

Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. В практику вошел такой опыт, как проводить собрания за чашечкой чая, это сближает родителей.

Очень интересно и содержательно в дошкольном учреждении проводятся собрания в нетрадиционных формах:

- Ток-шоу «Игры, в которые играют…»,

- Игра с родителями «Сказочный денек»,

- Круглый стол «Как сохранить и укрепить здоровье детей»

- Дискуссионный клуб «Компьютер: вред и польза»

Наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и их родителей, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники встречи. Коллектив понимает, что взаимодействие с семьей должно строиться таким образом, чтобы детский сад не подменял родителей, а делал всё возможное для их общения и взаимодействия, соединял их друг с другом.

Поэтому стало традицией проведение совместных мероприятий:

- выставки-конкурсы совместного творчества детей и родителей «Осенний вернисаж», «Новогодняя игрушка своими руками», «Пасхальные сувениры» и т. д.;

- музыкальные праздники «Мамин день», «День семьи», «День Земли»; «Масленица»;

- совместные развлечения «День Матери», «Заюшкина избушка», «Папа – гордость моя!», «В городе Здоровячков» и др.

Родители активно принимают участие в подготовке и проведении совместных конкурсов и праздниках, оставляют свои впечатления, пожелания в виде фотографий. Такая система сотрудничества с семьей приносит пользу и родителям и воспитателям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь.

И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке

своего труда. И в этом нуждаются наши родители: «похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях».

В конце года на последнем собрании мы вместе с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая награда за сотрудничество и творчество.

Таким образом, от того, как воспитатель заинтересует родителей, привлечет к совместной деятельности, зависит весь период проживания детсадовской семьи. Открытость, доверительность отношений вселяет в родителей уверенность, ощущение не отстраненности от жизни детского сада, значимости их родительского мнения, уважения его. Опора на него создает ситуацию заинтересованности каждого и педагога, и родителей, жизнью ребенка в детском саду.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для дошкольного учреждения. Сотрудничество помогает лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а узнав, направить общие усилия на его воспитание. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями.

 

Используемая литература: Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.3. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.4. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.5. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselova_anna.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Как общаться с родителями в детском саду?

Веселова Анна Николаевна, воспитатель.

Ведущая роль в организации общения с родителями принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.

Специфика позиции воспитателя по отношению к родителям состоит в том, что в ней одновременно совмещаются две функции – формальная и неформальная. Педагог выступает в двух ролях – официальным лицом и доверительным собеседником. Отношения между ним и родителями складываются в том случае, если обе стороны выступают с правом собственной позиции, как равные собеседники. Но при этом каждый имеет свою манеру общения, способы восприятия, несет свои переживания, которые должны стать обоюдными. На этих основаниях и зарождается диалог. Все матери, и отцы хотели бы отдать ребенка в руки такого воспитателя, который огорчается по поводу отсутствия у детей доброжелательности друг к другу, сочувствия, сопереживания, умения прийти на помощь, беспокоят успехи ребенка, эгоизм, жадность, грубость. Свои усилия педагог направляет на устранение недостатков, на установление, прежде всего доброжелательных отношений между детьми, созданию условий для разнообразной содержательной детской деятельности. Советы воспитателя выражаются в мягкой форме, гибки и аргументированы. Педагог, как правило, дает детям больше положительных, чем отрицательных оценок; и дети более доброжелательны, отзывчивы друг к другу.

Воспитатель способен принять ребенка, каков он есть, его родителей, объективно оценить, помочь им. Родители верят ему, принимают рекомендации, даже самокритичнее начинают относиться к себе. Педагог должен помнить, что мать и отец – главные воспитатели своего ребенка,

которые отвечают за его воспитание. Ответственность родителей сочетается с правом выбора отцом и матерью форм и методов воспитания, его содержания. И это важно учитывать педагогам: давать советы, что-то рекомендовать, но не навязывать, не «давить», прислушиваться к мнению родителей.

Нужно помнить, что родители приходят в детский сад не столько за тем, чтобы получить новую, необходимую для себя информацию, сколько услышать добрые слова о своем ребенке, узнать, как ему живется, как складываются его отношения со сверстниками, почувствовать, как относится к нему воспитатель, как проявляет себя сын или дочь в различных видах деятельности. Очень важно с первых встреч не обмануть ожидания родителей.

Большинство семей, воспитывающих детей дошкольного возраста – молодые. Многие семьи испытывают материальные трудности, зависимость от родителей, отсутствие своей жилплощади. Трудности социального и психологического порядка, тесно переплетаясь и взаимодействуя, влияют на воспитательный процесс. Недостаточный жизненный опыт, опыт ведения домашнего хозяйства дополняются сложностью воспитания детей. У молодых родителей ещё не сложилась установка на воспитание, недостает педагогических знаний и умений. Они не понимают, что воспитание детей осуществляется в каждую минуту жизни в семье и деятельности ребенка. И даже, когда нет родителей дома.

Психологи утверждают, что современные молодые родители больше всего сосредоточены друг на друге: на решении жилищных проблем, на карьере, на улучшении доходов семьи. Ребенок как бы «выпадает» из семейного треугольника. Вот почему возникает беспокойство по поводу недостатка содержательного общения его с отцом и матерью.

Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерное взаимодействие с родителями, подчиненное

единой цели – созданию единого образовательного, оздоровительного пространства детский сад – семья. Мы решаем такие задачи как:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- профилактика нарушений в детско-родительских отношениях;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

- формирование у родителей более высокого уровня самосознания, ответственности за детей и их воспитание.

Для решения задач ежегодно составляется перспективный план. В начале учебного года в каждой группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год. Воспитатели в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. Знакомство с группой начинается с раздевалки, где оформляется «Уголок для родителей», эстетическое оформление которого, привлечет их внимание к информации о деятельности дошкольного учреждения. Удачное оформление выставки творческих работ детей, поможет родителям и детям совместно пообщаться, обговорить работы, понравившиеся им. Важное значение имеет микроклимат в группе; создание благоприятной атмосферы, уюта в группе. И, конечно же, достичь комфортного пребывания ребенка в группе невозможно без помощи родителей, без их поддержки.

Важное место в работе с семьей занимают родительские собрания. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Для привлечения родителей на собрание, мы показываем совместную деятельность педагога с детьми. Родители с радостью идут на собрание, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. Они знают, что не услышат упреков и недовольств воспитателей.

Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. В практику вошел такой опыт, как проводить собрания за чашечкой чая, это сближает родителей.

Очень интересно и содержательно в дошкольном учреждении проводятся собрания в нетрадиционных формах:

- Ток-шоу «Игры, в которые играют…»,

- Игра с родителями «Сказочный денек»,

- Круглый стол «Как сохранить и укрепить здоровье детей»

- Дискуссионный клуб «Компьютер: вред и польза»

Наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и их родителей, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники встречи. Коллектив понимает, что взаимодействие с семьей должно строиться таким образом, чтобы детский сад не подменял родителей, а делал всё возможное для их общения и взаимодействия, соединял их друг с другом.

Поэтому стало традицией проведение совместных мероприятий:

- выставки-конкурсы совместного творчества детей и родителей «Осенний вернисаж», «Новогодняя игрушка своими руками», «Пасхальные сувениры» и т. д.;

- музыкальные праздники «Мамин день», «День семьи», «День Земли»; «Масленица»;

- совместные развлечения «День Матери», «Заюшкина избушка», «Папа – гордость моя!», «В городе Здоровячков» и др.

Родители активно принимают участие в подготовке и проведении совместных конкурсов и праздниках, оставляют свои впечатления, пожелания в виде фотографий. Такая система сотрудничества с семьей приносит пользу и родителям и воспитателям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь.

И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке

своего труда. И в этом нуждаются наши родители: «похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях».

В конце года на последнем собрании мы вместе с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая награда за сотрудничество и творчество.

Таким образом, от того, как воспитатель заинтересует родителей, привлечет к совместной деятельности, зависит весь период проживания детсадовской семьи. Открытость, доверительность отношений вселяет в родителей уверенность, ощущение не отстраненности от жизни детского сада, значимости их родительского мнения, уважения его. Опора на него создает ситуацию заинтересованности каждого и педагога, и родителей, жизнью ребенка в детском саду.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для дошкольного учреждения. Сотрудничество помогает лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а узнав, направить общие усилия на его воспитание. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями.

Используемая литература: Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.3. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.4. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.5. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хороший пример заразителен" (статья по работе с родителями в детском саду) для родительского уголка.

Задачей родителей в пору детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения...

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка.

Слова Порфирия Кавсокаливита: «Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что...

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка.

Очень важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Члены семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, ...

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка.

Статьяпо работе с родителямив детском саду для родительского уголка.Детство, как всем хорошо известно, сенситивный период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, созда...

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка "Хороший пример заразителен"

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка "Хороший пример заразителен"...

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка

Статья по работе с родителями в детском саду для родительского уголка...

Статья по работе с родителями в детском саду. «Что именно должны вложить родители в сознание ребенка»

Детство, как всем хорошо известно, сензитивный период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определе...