Воспитание интереса к рисованию у детей 3-ого года жизни
статья

Дуишвили Кетеван Гаиозовна

  Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учится чувствовать и любить красоту, учится выражать свои эмоции, учится понимать творчество других людей – и все это легко, радостно в виде игры.

К концу третьего года жизни ребенок уже начинает рисовать по замыслу, но он быстро меняется и на одном рисунке появляются самые разные изображения. Малыш активно экспериментирует и эту увлекательную игру взрослый должен помочь разнообразить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание интереса к рисованию у детей 3-го года жизни

  Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учится чувствовать и любить красоту, учится выражать свои эмоции, учится понимать творчество других людей – и все это легко, радостно в виде игры.

К концу третьего года жизни ребенок уже начинает рисовать по замыслу, но он быстро меняется и на одном рисунке появляются самые разные изображения. Малыш активно экспериментирует и эту увлекательную игру взрослый должен помочь разнообразить.

В начале учебного года все малыши нашей группы пришли к нам из дома. Период адаптации проходил у всех детей индивидуально. Большая часть ребят, войдя в детский коллектив, долго привыкала к режиму детского учреждения, некоторые дети болели, по-разному складывались взаимоотношения со сверстниками. По этим причинам занятия на сентябрь не планировались, этот месяц использовали для изучения художественного опыты имеют деей. Для некоторых рисование оказалось знакомым. Несколько детей знали о материалах для рисования и имели навыки работы с ними (правильно держали карандаш и уверенно им действовали). Остальные использовали материал и инструменты не по назначению: карандаши катали, бросали, стучали ими по столу и пробовали на вкус, бумагу мяли и рвали.

Первое занятие по рисованию у малышей прошло без карандашей. В этом возрасте руки у ребенка еще слабы и не слушаются. Ребенок или очень сильно зажимает карандаш в руке, и она становится очень напряженной, теряет свободу, или ребенок почти не держит его, и карандаш вываливается из рук. При сильном нажатии карандаш рвет бумагу, а при слабом оставляет еле заметный след. Более целесообразно давать детям фломастеры. Они не вызывают напряжения руки и оставляют на бумаге яркий красивый след. Так как большинство детей не умели правильно держать в руке фломастеры, много времени уделялось технике рисования, учились брать фломастер тремя пальчиками.

Занятия по рисованию в группе раннего возраста 1,5-2 года проводятся по подгруппам.  Такой подход позволяет уделять внимание каждому ребенку: вовремя поправить позу, добиться правильного использования материалов, помочь, если что-то не получается.
Чтобы малыши не потеряли интерес к рисунку, знакомим их с простейшими и доступными способами изображения. Сначала рисуем фломастерами штрихи: «дождик», «водичка льется из леечки», «зернышки для цыплят», потом линии горизонтальные и вертикальные: «нитки к шарам», «дорожки», «лесенки», «заборчики».

На первом занятие с красками предлагаем рисовать пальчиками, так как это более легко и понятно. Затем, тычком: рисовать «горошинки», «снежок», «шарики на елку», «листочки» и пр. После освоения тычка предлагаем детям для работы кисть. Это более сложный инструмент, ведь нужно хорошо насыщать кисточку и всем ворсом обмакивать ее в краску.

В изобразительной деятельности детей этого возраста пока еще нет замысла – рисование имеет характер игры, ведь игра – это основная сфера деятельности детей в раннем возрасте. Поэтому все занятия по рисованию проводятся в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Для образовательной деятельности используются различные игрушки (маленькие и большие), не ограничиваемся одной игрушкой для всей подгруппы, ведь каждый ребенок хочет иметь своего личного игрового персонажа.

Чтобы привлечь внимание детей к нуждам и заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. Вначале показываю детям героев данного занятия, затем рассказываем о том, что игрушки оказались в затруднительном положении. Например, цыплята голодные, хотят кушать и кроме детей им никто не поможет. Или зайчата убежали далеко, не видят свою маму. И только наши ребятки могут нарисовать для них лесенку. При этом игровые действия можно совершать даже по ходу создания рисунка. Нарисовал ребенок несколько ступенек – зайчик забрался на них, но, к сожалению, еще не видит маму. Надо еще выше лесенку сделать. Осуществляя промежуточное игровое действие, отдохнет рука ребенка, и малыш получит дополнительное побуждение к продолжению работы.

Для того чтобы ребята активно включились в работу по созданию изображения, для персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать. Например, чтобы котенок не плакал, нужно нарисовать ему клубочки для игры. Получается, что с одной стороны дети играют, а с другой действуют не «понарошку», а реально трудятся, накладывая один виток за другим. Маленькому ребенку, как и любому человеку, нужно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает кому-то необходимо. Поэтому очень важна оценка детских работ именно тем персонажем, помощь которому дети оказали. Зайчата поблагодарили детей за лесенку, цыплята довольные и сытые, ведь их накормили малыши, а котенок улыбается, потому что наигрался с клубочками.

По окончании выполнения задания предоставляю детям возможность продолжить игру с рисунком, так как считаю это очень важным психологическим моментом, от которого зависит успех дальнейшего обучения. Ведь, если ребенок рисовал дорожку для медвежонка, то именно медвежонок должен по ней ходить.

Большое внимание работе уделяется приобретению детьми сенсорного опыта, впечатлений от цветового пространства. Это: разные фоны (используем тонированную бумагу),  разнообразные формы бумаги (квадрат, круг, полоса, различные силуэты, в зависимости от изображаемого объекта), разные по цвету краски и карандаши. Для закрепления сенсорного опыта играем с малышами в дидактические игры. Они помогают лучше познакомить детей с формой, цветом и величиной объектов: «Грибочки, расположи по местам», «Подбери чашку к блюдцу по цвету», «Закрой окошки в домике» и т.д. Для того, чтобы научить детей находить сходство изображений с предметами и явлениями, приводите им примеры из окружения. Например, одеваясь на прогулку, ребенок называет цвет своей одежды: шапочка красная, курточка желтая, а ботиночки черные. Играя с мячом, говорим, что он круглый, а ленточки у нас длинные и короткие.

Короткие стихотворения, произведения фольклора помогают эмоционально воспринимать игровые образы, вызывают у детей чувство радости, удовольствия, помогают ребенку войти в образ, а затем передать его в рисунке. Например, после прочтения стихотворения о дожде:

Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки!

Дети штрихами рисуют дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап!». А когда изображают следы, приговаривают: «Топ, топ, топ, наша деточка идет». Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования.

Очень нравиться детям рисование ладонями. Нанося, слой краски на внутреннюю сторону ладони и прикладываем ее к бумаге, оставляем отпечаток. Это игра: можно сжать или растопырить пальчики, получается цветок в бутоне, а если к отпечатку дорисовать глаза, клюв и лапки – получится птичка. Можно нарисовать отпечатки на большом листе бумаги. Чтоб ладошки отличались, предлагала использовать каждому свой цвет. Такое панно может украсить группу.

Заинтересует малышей техника прорезных силуэтов. В ходе занятий предлагаем детям наности на лист бумаги кисточкой цветные пятна, мазки, полосы краской разного цвета, покрывая всю поверхность листа. При этом смешивать краску кисточкой прямо на бумаге, отмечая, как изменяются цвета. На каждый такой рисунок вместе с ребенком накладываем прорезной силуэт. Получаются разноцветные шарики, варежки, цветы и многое другое.
Так, постепенно, шаг за шагом, решается задача по приобщению детей к изобразительной деятельности.

Занимаясь с детьми рисованием, вкладывайте в работу фантазию, изобретательность и выдумку. Создавайте условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка: рассматривайте иллюстрации в книгах; рисуйте на глазах у детей простейшие изображения; хвалите  малышей, радуйтесь и удивляйтесь тому, что у них, получается; учите простейшим способам изображения и способам действия с материалом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ВОСПИТАНИЕ  НАВЫКОВ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ  ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ·         Самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой;·...

Доклад из опыта работы «Воспитание интереса к рисованию у детей 3-го года жизни»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

Конспект занятия по рисованию для детей 3-го года жизни: «Солнышко светит, травка зеленеет».

Конспект занятия по рисованию для детей 3-го года жизни: «Солнышко светит, травка зеленеет».Цели: уточнить знания детей о лете, (светит солнышко, зеленеет травка). Продолжать правильно держать кисточк...

Консультация для родителей: "Воспитание интереса к рисованию у детей под музыкальное сопровождение"

Изобразительное искусство и музыкальная культура два неотъемлемых компонента в развитии личности ребенка. Они дополняют друг друга во всех направлениях. Если до этого мы с вами рассуждали, как вызвать...

Консультация для родителей: «Воспитание интереса к рисованию у детей под музыкальное сопровождение»

Изобразительное искусство и музыкальная культура два неотъемлемых компонента в развитии личности ребенка. Они дополняют друг друга во всех направлениях. Если до этого мы с вами рассуждали, как вызвать...

Сообщение из опыта работы на педсовете «Воспитание интереса к рисованию у детей 3-4 лет»

Цель: -поделиться с коллегами опытом воспитания интереса к рисованию у детей 3-4 лет,-стимулировать у коллег желание двигаться и развивать дальше в данной теме....