"Инновационные подходы к формированию творческих способностей дошкольников"
материал (старшая группа)

Приходько Наталья Викторовна

Одной из важнейших задач является пробщение детей к миру прекрасного,развитие у них творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch._innov_podhod_1.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Голубок» г. Сальска

СООБЩЕНИЕ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Инновационные подходы к формированию творческих способностей  дошкольников»

Подготовила:

Приходько Наталья Викторовна,

воспитатель

МБДОУ № 5 «Голубок» г. Сальска

2021 г.

Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному развитию детей дошкольного возраста.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Актуальным становится применение инновационных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

Одной из важнейших задач является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. 

Художественно-творческие способности, умения и навыки детей мы  начинаем развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Где как не на занятиях по конструированию, лепке, аппликации и рисованию дошкольники занимаются творчеством, фантазируют, делают поделки своими руками. Занятия с детьми строятся по принципу «от простого к сложному».

Дети работать  с бумагой начинают со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой (обычной бумажной салфеткой) выполняются с детьми в первой младшей группе. Почему? Мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность работы,  ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, - всё это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогают сминать комочки из красивых, ярких салфеток. Так и рождаются картины.

Работа с бумагой способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников.

Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Способности – не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы    активно используем нетрадиционную методику Г. Н. Давыдовой «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины на картоне из более или менее выпуклых, полуобъемных деталей. Дети привыкли лепить объемные фигурки, не подозревая, что пластилином можно рисовать. Они легко освоили следующие приемы пластилинографии: рисование шариками из пластилина «Еловая веточка с шишкой», «Зимний еловый лес»; размазывание на большой поверхности; скатывание пластилиновых колбасок «Осенние дерево», «Веточки вербы».

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Начиная с младшего дошкольного возраста мы используем:

• рисование пальчиками, где средствами выразительности является пятно, точка, короткая линия, цвет.

• оттиск печатки из яблок (средства выразительности: пятно, фактура, цвет).

• тычок жесткой полусухой кистью (фактурность окраски, цвет)

Детей среднего дошкольного возраста знакомим со сложными техниками:

• оттиск поролоном (пятно, фактура, цвет)

• оттиск печатками из ластика (пятно, фактура, цвет)

• восковые мелки + акварель (цвет, линия, пятно, фактура)

• свеча + акварель (цвет, линия, пятно, фактура)

• отпечатки листьев (фактура, цвет)

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

• кляксография с трубочкой (пятно)

     •  ниткография (пятно,цвет,симметрия)                                                            

• монотипия пейзажная (пятно, цвет, симметрия)

• печать по трафарету (пятно, фактура, цвет)

• монотипия предметная (пятно, цвет, симметрия)

      В технике «Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы, Детям было трудновато раздувать, но каждый раз получая новые изображения дети получали массу удовольствия «Осенние дерево».

Для развития воображения, фантазии используется техника «Монотипия». Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнена следующая работа: «Дерево, которое отражается в воде» 

Штампенг, интересная техника рисования, доступная малышам и очень интересная для детей постарше. Она дает простор фантазии и стимулирует воображение, а вдобавок ко всему не требует особых материальных вложений, ведь штампы можно изготавливать самостоятельно, и лучше всего для этого подойдет яблоко и морковь. Также в качестве штампов можно использовать пробки, втулки, донышки пластиковых бутылок, и др. 

Рисуя воздушными шарами приобщение детей к художественному творчеству можно сделать увлекательным, если в работе использовать не простые кисти или карандаши, а любой материал, пригодный для нанесения краски. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.  

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка.

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

5. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М. ,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Данный проект разработан  и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности

СодержаниеВведение1.      Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2.      Особенности ...

Статья «Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников»

Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Полихудожественный подход в формирова...

«Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников»

Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиции личностно – ориентированного взаимодействия, не может не быть партнер...

Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»

Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...