Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
материал (средняя группа)

Рязанова Марина Анатольевна

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет  содержание  раздела ООП по социально-коммуникативному развитию дошкольников, дополняет   общий информационно-практический материал.

Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunnyy_patriot_srednyaya_gruppa_2019-2020.docx59.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                              УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом                                       приказом МАДОУ «Детский сад № 16»

МАДОУ «Детский сад № 16»                               № ____ от «___» ________201_г.

(протокол № __ от «__» _________ 201_ г.)        

Дополнительная общеразвивающая

программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»

для детей 4-5лет

Составители:

Ахряпова Г.М.,

воспитатель высшей квалификационной категории                    

Рязанова М.А.,

воспитатель первой

квалификационной категории  

Прокопьевский ГО, 2019

Содержание:

   

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Место дополнительной общеразвивающей программы
в основной образовательной программе ДОУ

3

1.2.

Концепция Программы

4

1.3.

Актуальность, новизна, практическая значимость

6

1.4.

Цели, задачи Программы

7

1.5.

Сроки реализации Программы

7

1.6.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение

логики структуры Программы

7

1.7.

Общая характеристика образовательного процесса: формы,

методы образовательной деятельности, режим занятий

8

1.8.

Требования к развивающей предметно-

пространственной среде

9

1.9.

Требования к педагогу, реализующему программу

10

1.10.

Ожидаемые результаты

11

2.

Учебно-тематический план

12

2.1.

Перечень разделов, тем и последовательность изучения,

количество часов на изучение раздела

12

3.

Содержание тем учебного курса

12

4.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

14

Пояснительная записка

  1. Место дополнительной общеразвивающей программы в основной образовательной программе ДОУ

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопьевска (далее – ДОУ) «Юный патриот» (далее – Программа) осуществляет  нравственно-патриотическое развитие детей с 4-5 лет. Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Устав МАДОУ «Детский сад № 16».

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет  содержание  раздела ООП по социально-коммуникативному развитию дошкольников, дополняет   общий информационно-практический материал.

Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.

  1. Концепция  программы

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Воспитание чувства привязанности к родной улице, родному краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом. Знакомство с родным городом  – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проходить в основном вне занятий.

  1. Актуальность, новизна, практическая значимость

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание.

Программа «Юный патриот» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.

Программа нацелена на воспитание любви и уважения к родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Она позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность.

1.4. Цели, задачи Программы

 Цель:  Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям

Задачи:

  • Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях,
  • Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут: познакомить с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
  • Расширить кругозор детей и словарный запас.
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
  • Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
  • Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

1.5. Сроки реализации программы

    Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот» рассчитана на 1 год и предполагает перспективное планирование мероприятий 1 раз в неделю.

1.6. Основные принципы отбора материала

и краткое пояснение логики структуры программы

  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
  • Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
  • Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Стимулирование активности. Обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач).

1.7. Общая характеристика образовательного процесса:
формы, методы образовательной деятельности, режим занятий

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным материалом, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации,  информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).   

    Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
  • Конструктивная
  • Двигательная
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • Музыкальная

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения.

Методы и приемы:

  • наблюдение;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  • беседы с детьми;
  • игры
  • использование художественной литературы, фольклора  (чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок);
  • использование современных информационных технологий.

Игровые методы:

Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные.

Практические методы:

Действия с игрушками-заместителями, которые позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

Наглядные методы:

       Иллюстрации. Предметные картинки.

Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные),  чтение, рассказывание детям.  Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото,  и т.д.

  Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.

  Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому.

 В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

1.8. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповая комната:

  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром  
  • Сенсорное развитие
  • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
  • Игровая деятельность
  • Природный уголок
  • Физкультурный уголок
  • Книжный уголок
  • Уголок для изобразительной детской деятельности
  • Театральный уголок

Оборудование:

  • Музыкальный центр, аудиозаписи
  • Детская мебель для практической деятельности
  • Игровая мебель.
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения  
  • Альбом «Мой город»
  • Наглядно дидактические пособия
  • Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов
  • Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике
  • Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Мы едим по нашему городу», «Экскурсия по городу»,
  • Конструкторы различных видов
  • Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
  • Предметы декоративно-прикладного искусства
  •  Песни, гимн по данной тематике.

        

  1. Требования к педагогу, реализующему программу

Основными нормативными документами являются:

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).

Педагоги, реализующие Программу, отвечают требованиям, предъявляемым данными приказами:

- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ,

- планирует и реализует образовательную работу в группе,

- развивает профессионально значимые компетенции,

- организуют различные  виды деятельности детей,

- владеют ИКТ-компетентностями,

- обладает необходимыми знаниями специфики дошкольного образования и особенностей организации работы и развития детей дошкольного возраста.

  1. Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  • домашний адрес, место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду);
  • основные правила безопасности на дороге;
  • основные виды транспорта, которые есть в нашем городе, их значение;
  • памятники нашего города, в честь кого они поставлены;
  • символику города;
  • названия улиц нашего город, улицу, на которой расположен  детский сад;
  • названия главных социальных объектов города (их значимость);
  • ближайшие социальные объекты вблизи детского сада;
  • природу родных мест, бережно относиться к ней.

Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, чувства гордости и уважения к родному городу будет способствовать приобщению воспитанников к культуре своего народа.

2. Учебно-тематический план

2.1. Перечень разделов, тем и последовательность изучения, количество часов на изучение каждого раздела

Форма обучения – очная.

Общая трудоемкость программы составляет 36 занятий.

Календарный учебный график определяется расписанием.

Категория обучающихся: воспитанники 4-5 лет.

Режим обучения –20минут, 1 раз в неделю.

 

№ № п/п

Название модуля

Общее количество

занятий

Форма контроля

Мой дом, моя улица

8

Беседы, наблюдение

Город, в котором я живу

24

Они прославили наш город

4

               

3. Содержание тем учебного курса

Месяц

Задачи модуля

Содержание

Мой дом, моя улица

Сентябрь

Расширить и закрепить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут, познакомить с историей возникновения названий улиц.

1.Анкетирование родителей.

2. Беседа: «Улица, на которой я живу»

3.Д.игра «Наш микрорайон»

4.Пальчиковые игры «Дом», «Строим дом»

Октябрь

1.Беседа: «Какие здания находятся на моей улице»

2.Д.иры «Какой дом», «Из чего построен дом»

3.Рисование «Мой дом»

4.Конструирование «Строим, строим мы дома»

Город, в котором я живу

Ноябрь

•Формировать представление об исторических корнях города.

• Расширять представления о достопримечательностях,           социально-экономической значимости города.

• Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

1.Беседа: «Что мы знаем о родном городе»

2.Презентация « Город Прокопьевск»

3.С.Р.И. «Экскурсия по городу»

4.Составление рассказа «Город, в котором я живу»

Декабрь

1.Беседа: «Как люди заботятся о красоте своего города»

2.Экскурсия с родителями  в храм.

3.Заучивание стих «Мой Прокопьевск»

4.Выставка рисунков «Мой любимый город» совместно с родителями

Январь

1.Рассказ воспитателя «Памятники города, кому они поставлены»

2.Д.игры «Где находятся памятники»

3.Презентация «Памятники нашего города»

4.Д.игра «Городские силуэты»

Февраль

1.Фото-выставка «Город и я»

2.Беседа « Чем помочь родному городу»

3.Пословицы, поговорки ,загадки.

4. С.Р.И. «Мы едим по нашему городу»

Март

1.Беседа: «Флаг, герб, гимн нашего города»

2.Рисование  «Флаг города»

3.Прослушивание гимна Прокопьевска

4.Презентация « Как рос и хорошел наш город»

Апрель

1.Беседа «Важные социальные объекты          города»

2.Презентация «Достопримечательности            нашего города»

3.Викторина «Моя малая Родина»

4.Рассказ о летчике-космонавте

Они прославили наш город

Май

  • Закрепить знания о том, что горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город.
  • Вызвать у детей интерес к людям, прославившим наш город.

1.Беседа: «Профессии нашего города»

2.Рассказ воспитателя «Они прославили наш            город» (о спортсменах-боксерах)

3.Экскурсия на «Алею героев»

4.Составление рассказа «Когда я вырасту, то буду…»

4. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение

  1. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом».  М:ЦГЛ 2006.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ,2005
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
  4. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.- сост. Е.А.Позднякова: - Волгоград: Учитель, 2008.-148с.
  5. Д. Калитина. «Прокопьевск – город шахтерской славы» - Москва ЦРИБ «Турист» - 1981.
  6. Дерягина Л.Б., Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине», СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  7. Дыбина О.Б., Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.
  8. Л. Ермолович. «Мой Прокопьевск» - Новосибирск «Приобские ведомости». 2012 – 256 с.
  9. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
  11. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
  12. Презентационные материалы по тематическим блокам (3 части).
  13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет

К. Д. Пояснительная записка. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека&h...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 5-6лет

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растем патриотами" для детей 3 - 7 лет

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

Дополнительная общеразвивающаяпрограмма по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»для детей 4-5лет...

Программа нравственно - патриотического воспитания «Юные патриоты» (возраст детей 6-7 лет, срок реализации 1 год

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Пою мое Отечество" для детей 4-7 лет

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и...