Перспективный план работы с детьми на 2017- 2018г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
материал

Мищенко Наталья Михайловна
Перспективный план работы с детьми на 2017- 2018г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       Приложение № 7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида № 8 «Сказка»

Карасукского района Новосибирской области

Перспективный план

работы с детьми

на 2017- 2018г.

по теме:

«Развитие познавательного интереса детей

старшего дошкольного возраста

 через исследовательскую деятельность»

                                                                                Воспитатель:

                                                                                                                  Мищенко Наталья Михайловна

     

                                                                    2017 год

Месяц

Мероприятия

Цель:

Сентябрь

Познавательная минутка

«Кто такой лаборант»

Познакомить и закрепить знания детей о профессии лаборант, развивать познавательный интерес к проведению опытов.

Беседа «Зачем укрывают опавшей листвой деревья»

Дать представления о том, какие природные остатки являются полезным удобрением в природе; воспитывать любовь и заботу о живых организмах.

Наблюдение «Почему осенью листья желтеют?»

Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

Эксперимент «Почему опавшие листья шуршат»

Показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы.

Наблюдение «Мир дерева»

Систематизировать знания детей о древесине, о ее качествах и свойствах.

Опыт «Тонет - не тонет»

Закрепить знания детей о свойстве дерева( не тонет в воде).

Словесная игра «Назови дерево по описанию»

Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.

Октябрь

Занятие: «Наши руки»        

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание).

Беседа «Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. 

Опыт: «Слушай во все уши»        

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. 

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»        

 Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. 

Опыт «Проверка зрения»

 Выявить зависимость видения объекта от расстояния.

Д/ игра «Съедобное - несъедобное»

Закрепить умение находить, называть и классифицировать съедобное и несъедобное.

Ноябрь

Беседа: «Вода – помощница»,   «Вода в природе и в быту».              

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.  Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных.

Опыт: «Вода – растворитель»        

 Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. 

Эксперимент с водой

«Умная галка»

Познакомить детей с тем, что уровень воды может повышаться, если в воду класть предметы.

Беседа:  «Знакомство со свойствами воздуха»        

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.

Эксперимент

«Ветер в комнате»

Выявить вместе с детьми появление ветра в комнате, развивать познавательный интерес; мыслительные способности, умения делать выводы.

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Экспериментирование «Движение воздуха» 

Показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Декабрь

Опыт «Лёд – твёрдая вода» 

Закрепить знания детей о том, что лёд и снег – это тоже вода, изменившая своё состояние под действием температуры.

Опят «Прозрачность льда» 

Продолжать закреплять знания детей о состояниях воды, развивать их познавательные интересы. Дать представления о том, что лёд прозрачен. 

Наблюдения за узорами на окнах

Расширять знания детей об окружающем; дать понятие об образовании узоров, развивать внимание, фантазию, наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.

Опыты со льдом

«Почему не тонут айсберги»

Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

Опыт «Плавает ли лед?»

Продолжать закреплять знания детей о состояниях воды, развивать их познавательные интересы. Дать представления о том, что лёд  может плавать в воде и растворяться.

Январь

Наблюдение за снегом

Познакомить детей с некоторыми свойствами снега: каким он бывает в разную погоду (ветреную, тёплую, холодную); с чем можно сравнить снег.

Эксперимент «Первый снег»

Выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.

Опыт «Свойства снега»,  «Слепи снежок»

Продолжать знакомить детей со свойствами снега, дать представление о том, что липкость снега зависит от температуры окружающей среды. 

Наблюдение «Определение следов» 

Продолжать формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, дать детям представление о том, что у всех птиц следы разной величины. 

Д/и «Подбери пару. Лёд и снег»

Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление; умение находить общие признаки. Развивать познавательный интерес.

Февраль

Беседа  «Загляни в прошлое бумаги»

Познакомить с историей возникновения бумаги; учить сравнивать качества и свойства разных видов бумаги между собой, делать выводы; развивать у детей познавательный интерес.

Познавательная минутка

«Первые книги»

Познакомить детей с появлением первых книг, показать какими были книги; развивать интерес к изучению профессии писатель, книгопечатник.

Эксперимент «Мир  тканей»

Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

Опыт

«Ткань и бумага»

На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов.

Д/и «Предметы и вещи»

Закрепить знания о том, из каких материалов изготавливают разные предметы; уметь классифицировать предметы по назначению, использованию.

Экспериментирование «Тайна получения железа»

Познакомить детей со способами получения железа; определить свойства металлов; находить в окружение металлические предметы; познакомить со свойствами металлов в сравнении с деревом, пластмассой.

Март

Познавательная минутка

«Откуда же берётся соль, которую покупают в магазине?»

Познакомить детей со способами и местами добычи соли.

Опыт «Соль и её свойства»

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах; развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом; формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

Познавательная минутка

«Как получают сахар»

Познакомить детей с процессом получения сахарного песка; развивать интерес к познанию нового; познакомить с необходимостью употребления сахара в пищу.

Опыт «Волшебный сахарок»

Изучить свойства сахара, качества, применение, и особенности.

Опыт с комковым сахаром «Цветовая башня»

Воспитывать любознательность, соблюдения правил поведения при проведении опытов, соблюдение мер безопасности, потребность в получении новой информации.

Апрель

Беседа «Этот загадочный космос»        

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. 

Беседа «Солнце, Земля и другие планеты»        

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность.

Беседа: «Свет вокруг нас».        

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение.

Занятие: «Откуда радуга берется?».        

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями её проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.   

Опыт: «Волшебный круг».        

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.  

Наблюдение «Солнце высушивает предметы» 

Обогащать и систематизировать представления детей о солнце, как объекте неживой природы; дать детям представление о том, что солнце прогревает предметы.

Май

Опыты с землёй

Развивать наблюдательность, интерес, воспитывать любовь к земле; развивать интерес к исследовательской деятельности.

Эксперимент

«Зачем строителям необходим песок»

 Показать на примере эксперимента использование песка в получение строительного раствора; попробовать самим сделать раствор и применить его по назначению; развивать познавательный интерес к изучению первоначальных знаний о строительстве; научить ценить труд людей.

Опыт «Сравнение сахарного и речного песка»

Закрепить знания детей о речном и сахарном песке путём сравнения.

Занятие: «Песок и глина»        

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Беседа: «Животные и песок»        

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.   

Беседа: «Живые камни»        

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. 

Эксперимент

«Можно ли поцарапать камень»

Показать в результате эксперимента, что камни отличаются по составу, по прочности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с детьми на 2018 - 2019г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2018 - 2019г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деят...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...