Программа "Шахматы"
рабочая программа (старшая группа)

Ващенко Юлия Алексеевна

Программа предназначена для детей 5-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Шахматы"193.58 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования Ханты-Мансийского района

«Центр дополнительного образования»

Утверждаю:

 Директор МАУ ДО ХМР

«Центр дополнительного образования»

_______________  Н.И Фуртунэ

Приказ №___ от «_»____ 2020г.

Принята на заседании педагогического совета

МАУ ДО ХМР «Центр дополнительного образования»

от «__» __________ 2020 г.

Протокол № ___________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

 «Шахматная страна»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Ващенко Юлия Алексеевна.

педагог дополнительного образования

г.Ханты-Мансийск, 2020г

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

1.1. Пояснительная записка

«Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер»

Из послания Президента Российской Федерации В.В.Путина

Актуальность программы

Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Шахматная страна» базируется на современных требованиях модернизации системы образования и составлена с учётом теоретического, практического опыта педагогов в дополнительном образовании.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с дошкольного возраста, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.

В биографиях выдающихся шахматистов, отмечается, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, приобретут первоначальные представления шахматной игры, приобретут турнирный опыт.

 

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Задачи программы

Обучающие задачи

  • Обучить старших дошкольников элементарной шахматной игре.

Развивающие задачи

  • Обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
  • Расширять кругозор ребенка, формировать познавательную активность.
  • Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности.        
  • Формировать предпосылки учебной деятельности.

Воспитательные задачи

  • Вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
  • Развивать личностные качества детей, способность к самооценке и самоконтролю.
  • Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде.

1.3. Учебный план

Месяц

Количество занятий

Тема занятия

Неделя

НОД

Теория

Практика

Сентябрь

1

1

1

1

«В стране шахматных чудес (сказка)»

2

2

1

1

«Знакомство с игрой в шахматы»

3

3

1

1

«Волшебная доска»

4

4

1

1

«Шахматные фигуры»

Октябрь

1

5

1

1

«Онлайн – экскурсия в Югорскую шахматную   академию. Проспекты, улицы и перекрестки   шахматной доски».

2

6

1

1

«Могучая фигура (лепка «Моя  любимая  фигура»)»

3

7

1

1

«Вежливые слоны»

4

8

1

1

«Ни шагу назад»

Ноябрь

1

9

1

1

«Король жаждет боя»

2

10

1

1

«Как ладья похудела (конструирование в технике обрывания «Ладья»)»

3

11

1

1

«Приключения в шахматной стране».

4

12

1

1

«Волшебный квадрат»

Декабрь

1

13

1

1

«Праздник пешки»

2

14

1

1

«Непобедимый»

3

15

1

1

«Волшебный мир комбинаций»

4

16

1

1

«Правила для играющих»

Январь

1

17

1

1

«Турнир для чемпионов»

2

18

1

1

«Шах и мат (разучивание стихов)»

3

19

1

1

«Ничья»

4

20

1

1

«Игра в парах»

Февраль

1

21

1

1

«Рокировка»

2

22

1

1

«Первые ходы»

3

23

1

1

«Практические навыки (мат белыми в  1 ход)»

4

24

1

1

«Практически навыки (ферзь в 1 ход)»

Март

1

25

1

1

«Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня. Рассматривание газет и книг о шахматах».

2

26

1

1

«Король и Королева (рисование Королевы  и Короля)»

3

27

1

1

«Король против других фигур. Игра- соревнование «Волшебный мир шахмат»

4

28

1

1

«Шах»

Апрель

1

29

1

1

«Шахматные  загадки».

2

30

1

1

«Мат, ферзь, ладья, слон, делают мат в один ход»

3

31

1

1

 «Шахматный турнир «Кубок Короля»»

4

32

1

1

«Повторение шахматных ходов (изготовление атрибутов)».

Май

1

33

1

1

«Конструирование шахмат»

2

34

1

1

«Шахматная партия «Лучший игрок»»

3

35

1

1

«Шахматный праздник»

4

36

1

1

«До свиданья, Шахматная страна!»

Всего

36

36

36

1.4. Календарно-перспективный план

Месяц

Неделя №

№занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

Сентябрь

1

1

В стране шахматных чудес (сказка)

Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об истории происхождения шахмат. Чтение отрывка из дидактической сказки

«В стране шахматных чудес». Беседа по содержанию сказки.

2

2

Знакомство с игрой в шахматы

Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.

Просмотр презентации «Приключения  в шахматной  стране».

3

3

Волшебная доска

Познакомить с видом шахматной доски; пополнять знания дошкольников; учить ориентироваться на плоскости; развивать наблюдательность и мышление.

Чтение рассказа

«Волшебная  доска». Рисование шахматной доски.

4

4

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания.

Чтение сказки «Чудесные фигуры». Дидактические задания "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?".

1

5

Онлайн -экскурсия в шахматную академию.
Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль».

Показ, беседа.
Чтение сказки «Шахматная беседка» И.Г. Сухина.

2

6

Могучая фигура. (Лепка: «Моя любимая фигура»

Учить детей лепить шахматные  фигуры, развивать мелкую  моторику.

Беседа о  фигурах. Лепка.   Выставка работ.

3

7

Вежливые слоны

Формировать представления о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении, ходом слона, его взятия, разноцветных и одноцветных слонах, понятием «легкая» и «тяжелая» фигуры.

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин".

октябрь

4

8

Ни шагу назад!

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: «ладейная», «коневая», «слоновая», «ферзевая», «королевская пешка», ходом пешки, взятием, взятие на проходе, превращение пешки.

Чтение дидактической сказки "Чудесная Пешка".
Рассказ о пешке. Дидактическое задание "Лабиринт".

1

9

Король жаждет боя

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.  

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: "Кратчайший путь".

ноябрь

2

10

Как ладья похудела (конструирование в технике обрывания)

Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической сказки "Я – Ладья". Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задание "Перехитри часовых".

3

11

Приключения в шахматной стране.

Продолжать знакомить детей  с  шахматными фигурами  и их  расположением на  шахматной  доске,   развивать  наблюдательность  и видеть ошибки  в  постановке  фигур.

Просмотр мультфильма  «Приключения  Тани  и Вани  в шахматной  стране».

4

12


Волшебный квадрат.

Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре "Двойной удар". Дидактическая игра "Защита контрольного поля".

декабрь

1

13

Праздник пешки

Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь

Соревнования.

2

14

Непобедимый

Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры.

Чтение легенды «Непобедимый». Рассматривание   хороших и плохих ходов в игре.

3

15

Волшебный мир комбинаций

Отрабатывать практические навыки.

Схематическое изображение доски, «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».

4

16

Правила для играющих

Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику.

Беседа, показ, практическое упражнение.

1

17

Турнир для чемпионов

Игра всеми фигурами.
Овладение элементарными основами шахматной игры.
Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.
Загадки из тетрадки.

2

18

Шах и мат. (Разучивание стихов и танцев)

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).

Практические упражнения.

январь

3

19

Ничья

Формировать представления о положении «пат», выделение отличий пата от мата.

Чтение сказки «Мат и пат». Рассказ о позициях «мат» и «пат». Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

4

20

Игра в парах

Закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

Практические упражнения.

1

21

Рокировка

Познакомить с понятием «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

2

22

Первые ходы

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

февраль

3

23

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

4

24

Практические навыки ферзь в 1 ход

Учить элементарным основам шахматной игры, коллективному разбору определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

1

25

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. (рассматривание газет, книг о шахматах)

 Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух), «Ограничение подвижности».

2

26

Король. (Рисование королевы и короля)

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать умение  изображать  фигуры. Развивать творчество.

Беседа о короле. Рисование.  Выставка рисунков. Обсуждение работ. Ход короля, взятие, нельзя.

март

3

27

Король против других фигур (игра соревнования волшебный мир шахмат)

Закреплять  знания  детей  о    том,  как ходит  король,  обсуждать  возможные   ходы. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Дидактическое задания: «Атака неприятельской  фигуры», «Взятие», «Перехитри  часовых».

4

28

Шах.

Формировать представление   о позиции «шах»; развивать логическое  мышление.

Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Защита от шаха".

1

29

Шахматные  загадки

Развивать логическое  мышление,  умение быстро  находить ответ  на вопрос.

Просмотр презентации.

Беседа   по содержанию.

2

30

Мат, ферзь, ладья, слон, делают мат в 1 ход.

Закрепить представления детей   о позиции «мат», развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность.

 

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

апрель

3

31

 Шахматный турнир «Кубок Короля»

Закрепить представления детей   о позиции «мат»; развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность.

 

Шахматный турнир.

4

32

Повторение шахматных ходов (изготовление атрибутов)

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией, связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур, правилами: «Ферзь любит свой цвет».

Показ, объяснение.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

1

33

Конструирование шахмат

Формировать представление   о шахматных фигурах, уметь их изображать из бумаги, развивать способность думать, мыслить.

Беседа о фигурах.

Конструирование  из бумаги  фигур.

Выставка  работ.

2

34

Шахматная партия «Лучший игрок»

 

Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

май

3

35

Шахматный праздник

Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Умение отгадывать загадки про шахматные фигуры.

Праздник

4

36

До свидания, Шахматная страна!

Закреплять пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Игра

Всего 36

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю (не более 30 минут) во второй половине дня. Первое занятие – теоретическое, второе – практическое.

Количество занятий на освоение программы воспитанниками: 72 занятия в течение 36 недель учебного года с сентября по май.

Форма обучения очная.

Уровень усвоения – общекультурный.

Степень авторства – модифицированная (адаптированная) программа.

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.

Режим занятий

  • Количество занятий в неделю – 2 (не более 30 минут).
  • Количество занятий в месяц – 8.
  • Количество занятий в год – 72.

  1. Комплекс организационно - педагогических условий

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

Группа «Романтики» в ДОУ: столы, стулья для каждого ребёнка, мультимедийная установка

Видеоуроки, фотографии, интернет-источники.

Воспитатели, имеющие дошкольное образование и прошедшие курсовую подготовку по обучению детей игре в шахматы.

Оборудование:

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, иллюстрации);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • материал по изобразительной деятельности для рисования, лепки, аппликации, конструирования.

2.2. Формы аттестации (результат)

  • Выставка творческих работ.
  • Участие в шахматных турнирах ДОУ.
  • Оформление шахматного мини-музея.

  1.  Оценочные материалы

 Диагностическое обследование составлено на основе материалов И. Г. Сухина «Играем и выигрываем» (приложение 2)

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»; умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку; умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух; знает, различает и называет шахматные фигуры; знает ходы шахматных фигур и их отличия; понимает важность первых ходов; имеет понятие о приёмах взятия фигур; умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе; знает понятия «рокировка», «шах» и «мат»; умеет записывать  шахматные партии.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух; путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия; путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше»; не всегда узнаёт и различает шахматные фигуры в различных положениях.

 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух; не знает, не различает и не называет шахматные фигуры; не знает ходов шахматных фигур и их отличия; не знает понятий  «рокировка», «шах» и «мат»; не умеет записывать  шахматные партии.

  1. Список использованной литературы

1. Гришин, В.Г.  Малыши играют в шахматы /  В. Г. Гришин. – Москва :  Просвещение, 1995. – 158 с.

2. Кастров, В.В.  Шахматы / В. Д. Кастров. - Санкт-Петербург :  Тригон, 1997. – 416 с. 

3. Сухин, И.Г.  Играем и выигрываем / И. Г. Сухин. -  Обнинск  :  Духовное возрождение, 2003. – 32 стр.

4. Сухин, В.Г.  Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны  / И. Г. Сухин. -  Обнинск  :  Духовное возрождение, 2003. – 32 стр.

Библиография

Нормативные документы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Приложение 1

Календарный учебный график

Временной отрезок

Начало

Окончание

Длительность

1

Учебный год

01.09.2020

31.05.2021

36 недель

2

1 учебный период

01.09.2020

31.12.2020

16 недель

3

Зимние каникулы, праздничные дни в течение года

31.12.2020

10.01.2020

10 дней

4

2 учебный период

11.01.2020

31.05.2020

19 недель

5

Летний оздоровительный период

01.06.2020

31.08.2020

12 недель

Итого учебных недель

36 недель

№п/п

Ф.И. ребёнка

Знает

Умеет

Имеет представление об элементарных правилах игры и правильно их применяет.

Имеет представление о шахматной доске.

Может различать и называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Знает как играть малым числом фигур.

Имеет представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах.

Ориентировка на шахматной доске

Правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение.

Правильно применять правила игры.

Умеет играть малым числом фигур

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Владеет основными шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.

1

Алиана-Виктория Б

2

Алина Г

3

Анастасия А

4

Антон П

5

Валентин А

6

Виктория Д

7

Залина Т

8

Максим Б

9

Маргарита Б

10

Мария Б

11

Михаил Б

12

Михаил М

13

Михаил Т

14

Никита М

15

Николай Ш

16

Светлана М

17

Степан Б

18

Ульяна Л

19

Ярослав Д

Приложение 2