«Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»
статья (подготовительная группа)

«Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_.doklad.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Жабина Надежда Павловна

Развитие психолого-педагогического сопровождения в  дошкольном образовании  

Тема доклада : «Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»

Современное общество не стоит на месте. Именно поэтому в настоящее время  интенсивно  развивается  идея  психолого-педагогического сопровождения  всех субъектов образовательного, в том числе и  дошкольного  образования.

 Детский сад, школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий.  Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития. И  вот возникает вопрос: как правильно это сделать?  Как правильно  использовать возможности ребенка и как  правильно распознать их! А сделать это можно с помощью игры, потому что  в  процессе образования личности, игра сможет стимулировать:

  • осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  • радость овладения более совершенными способами деятельности;
  • удовольствие от процесса познавательной деятельности;
  • чувство собственного достоинства, а так же гордость за успех товарищей.                                                                        

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;

И в большей степени, именно в игровой технологии, все эти принципы можно реализовать!!                                                                    

 Очень правильно было  отмечено К. Д. Ушинским :    «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее, поражающее верностью своих подробностей.               У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни»                

Наша главная цель ( педагогов ДОУ)  создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей и соответственно каждый педагог  должен придерживаться следующих позиций:

∙​ Ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

∙​ Способность: видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

∙​ устанавливать доверительные отношения с  детьми;

∙​ чувствовать игровые состояния  каждого ребенка;

∙​  Использовать креативность, как способность находить нестандартные пути достижения цели.  

 Так как основным условием для возникновения игр детей является наличие у них знаний и впечатлений об окружающем мире, то  одной из ведущих  задач  воспитателя, должно являться знакомство детей с окружающим миром. Эта задача не может быть решена в течение короткого отрезка времени. Так же не всегда возможно предопределить заранее конкретные сроки наблюдения детьми, того или иного общественного явления, впечатления о котором дети в дальнейшем смогут отразить в игре (например: доставка и  разгрузку   товаров в различные магазины,  ремонт  любой бытовой техники,  посещение с родителями  зоопарка ,  цирка или кинотеатра т. д.)                                                                                                    Для возникновения и развития полноценной творческой игры важно создать  определенные материальные условия в группе –  приобрести и внести необходимые атрибуты и оборудование.         Так же, очень важно, позаботится и о формировании у детей доступных их возрасту игровых навыков.                                  

      Сейчас я поделюсь опытом  как с помощью игры,  мы научили детей нашей группы ( подготовительной )  сотрудничеству. В нашу группу, где уже  преобладал сложившийся  коллектив (как это бывает в подготовительной группе:  многие дети вмести с ясельного возраста),  поступило  несколько детей из другого ДО. И на первых этапах возникло недопонимание, недоверие между детьми. Постоянно  возникало   противостояние, два уже сложившиеся коллектива постоянно соперничали. Ведь когда  поступают новые дети в уже сложившийся коллектив, часто  бывает не просто. Причём  это актуально для обеих сторон. Дети  всё  чувствуют,  каждый со своим характером,  мировоззрением и внутренним миром. Задача  педагога, то есть наша,  подключить на начальном этапе психолого - педагогическое сопровождение. Самое главное  - понять причину  дискомфорта у детей. Почему сложившейся коллектив не принял  сразу новых детей? Как и какой ребёнок  реагирует на новое для себя место. Всё  индивидуальны! И наша задача провести диагностику, выявить « слабые»  стороны и начать развивающую и коррекционную  работу.                            

    Для  избегания дезадаптации детей в сложившемся коллективе  мы стали подбирать  игры исходя из выявленных проблем! Чтобы правильно решить задачи, связанные с возникшей проблемой, мы для себя поставили чёткие задачи:                                                              

1.   Помочь детям ощутить единение с другими   детьми!

2.   Мы  должны  показать детям, что значит уважение!

3.  Мы  должны  вселить в детей надежду!

4.   Мы должны  помочь детям научиться принимать решения –        самостоятельно и в группе!

5.    Мы  должны  научить детей сочувствию!!

6.     Мы  должны  помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера !!

7.  Мы должны  научить детей сотрудничать!

Сейчас мы поделимся опытом,  какими способами  и с помощью каких игр, мы решили все поставленные для себя задачи!                                                                 Первая задача: научить единению с другими детьми.                              

 С первых дней посещения новеньких  нашей группы мы старались  и помогали, чтобы  все дети (произошло слияние двух уже сложившихся  коллективов  )   стали более терпимыми, внимательными  друг к другу .                                                               Старались учить их  простым жизненным мудростям:                                    

      – проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими   её.

– взаимоотношения  между детьми и также взрослыми  – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились

– не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь

– не обижай других  детей  и не давай им  обидеть тебя

– не нападай на других, когда тебе плохо.                                              

          Для решения этой проблемы мы использовали  такие  игры:               

Камушек в ботинке  

В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру «Камушек в ботинке» в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных (новых) детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Старались  поощрять детей, которые применяли  ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!» всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание .

Спустить пар

 В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми.  Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в группе не образовывались противостоящие друг другу, и группировки. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и не доверие  соответствии с недовольством  детей.  

                                             

                                                       Датский  бокс.

 С помощью этой игры мы  смогли  показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с  другими детьми.  

                 

Агрессивное поведение.

  В ходе этой игры  мы помогали детям  разобраться в том, что называется  агрессивным поведением, что бы  они могли разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Вторая   задача: показать  детям, что значить уважение. Решали эту задачу с помощью таких  игр:

Отдать приказ

 Многим детям, когда они хотят чего-то от другого, нелегко выбрать правильный тон разговора. Особенно это касается детей с заниженной самооценкой. Они либо ведут себя подобно «боссу», который всеми командует и на всех рычит, либо становятся страдающими жертвами, которые позволяют другим детям мучить себя. Оба способа поведения дополняют один и тот же замкнутый круг.  С помощью этой игры мы старались дать возможность обратить внимание на обе эти роли и выработать другие, более конструктивные способы поведения  или научится уважать друг друга.

Ворвись в круг

 С помощью этой игры  мы старались  дать возможность  детям проанализировать свое чувство отверженности или лидерства, и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Трио

В этой игре дети   лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей , а значить и уважать друг друга.

Картонные башни

Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду, значить научатся уважать друг друга.

Третья задача : вселить в детей надежду.

 Герой  дня

 С помощью игры дети учатся  получать признание и дружескую поддержку всей группы. С другой стороны, все остальные ученики имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь. Сильная концентрация на положительных моментах в межчеловеческих отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения. Попробуйте проводить эту игру эту игру ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце каждого учебного дня. Пусть у каждого ребенка появится возможность хотя бы раз побыть «учеником дня». Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения.

Вспомни успех!

Для решения этой задачи, эта игра очень актуальна И дети, и взрослые обычно намного сильнее привязаны к своим старым успехам и достижениям, чем они думают. В этой игре мы покажем детям, как они могут вспомнить самое прекрасное из своих личных достижений и связанные с ним приятные переживания. Всякий раз, когда ребенок захочет опереться на свои былые достижения и почувствовать уверенность в себе, он сможет с помощью этой игры вновь вызвать у себя ощущение уверенности и собственной компетентности.

Растянись!

Эта игра позволила нам  дать понять детям, что их успех  во многом определяется его представлением о себе. Научившись мысленно раздвигать границы собственного образа «Я», они  смогут  делать это и в повседневной жизни. В этом упражнении мы используем потягивающие и растягивающие движения тела. С их помощью мы помогаем детям понять, что они могут достать те вещи, которые находятся вне пределов их досягаемости в обычных условиях.

Хвасталки

С помощью игры мы учим детей частично преодолеть свою  застенчивость, время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Наряду с этим мы  смогли  показать им, как это приятно – радоваться успехам других .

 Четвертая задача: учить  детей принимать решения –   самостоятельно и в группе !!      

                                               

Двое с одним мелком

 В этой игре  мы учили детей  самостоятельно принимать решение Они не  должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным.

Один и вместе

 В ходе этой игры дети получают опыт как индивидуальной, так и совместной работы. Сначала каждому предоставляется возможность на своем краю листа нарисовать что-нибудь свое. Затем  обсуждают, что они хотят вместе нарисовать посередине. Затем они вместе реализуют эту совместную идею. Это упражнение – отличное начало для детей, которые еще недостаточно привыкли к совместной работе

Я найду ответ!

 В этой игре мы предлагаем детям простую технику визуализации, которая поможет им интуитивно находить ответы на вопросы и самостоятельно принимать решения.

Место для раздумий

Эта игра очень хорошо может  научить детей  принимать решение самостоятельно, оно научит  создавать  для себя некое внутреннее место, защищенное от всяческих помех, где они могут обрести покой, где они получают только поддержку. В это «место для раздумий» они могут приходить всякий раз, когда захотят  принимать какое-то решение.

Пятая задача:  научить детей   сочувствию!                                            

Забота о животном

С помощью этой игры дети учатся  идентифицироваться с существующим или воображаемым домашним животным, о котором они должны заботиться. Такое вхождение в жизнь иного существа развивает у детей способность к сочувствию.

Счастье

Большая часть детей приходит в детский сад  в хорошем настроении. Эта игра, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других

Дружба

 Для всех  детей, а также детей в нашей подготовительной группе  дружба очень важна. Со своими друзьями дети могут делиться  очень важными вещами. Они могут идентифицироваться со своими друзьями и открывать для себя новые ценности, идеи и способы поведения. В дружбе впервые возникает эмпатия.

Истории из жизни

  Эта игра научила детей рассказывать друг другу  приключения, в которые вовлекает нас всех  жизнь. Когда дети слушают истории из жизни своих товарищей, у них появляется шанс узнать об опыте, который им самим, возможно, не довелось испытать. Может быть, перед ними откроются новые жизненные перспективы, возможно, они заметят, что существует разное отношение к одним и тем же переживаниям. Они учатся вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний другого.

Шестая задача: помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера !!                                                                                            

Внутренняя сила

 Все дети порой чувствуют себя неуверенно, а многие из них, кроме того, страдают резко выраженным чувством неполноценности. В этой  игре участвуют любимые детские герои, которые помогут ребенку почувствовать себя сильнее и увереннее. Структура игры несколько напоминает сказку, где ребенок отождествляется с разными героями – великанами, королями, волшебниками, чтобы со временем воплотить их качества в собственной жизни.

Бег с препятствиями.

 Водящему в этой игре потребуется много мужества, он развивает сильные стороны своего характера. В конце игры водящего ждет награда – он выдержит испытание на доверие и не будет оставлен другими в беде. Детям очень нравится эта игра.

Круг силы

 В этой игре мы развивали  уверенность в себе. Так как  игра: «Круг силы» – это совершенно простая форма визуализации, к которой дети могут легко прибегать, если захотят почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задачи.

Звучащая сила

 Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда у детей снижается энергия, когда они устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа «Я».

Седьмая задача: научить детей сотрудничать!!                                  Для этой задачи мы использовали следующие игры.

Неожиданные картинки

 Эта игра  помогла нам установить взаимопонимание в группе, это пример прекрасной коллективной работы для детей дошкольного возраста.  Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Головомяч

 С помощью упражнения «Головомяч», мы смогли  успешно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.

Небоскреб

Плюсы этой игры в том, что в ней   участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.

Сиамские близнецы

В этой игре , дети играют парами и то, что не все дети  работают одновременно , есть своё преимущество. Они вырабатывают терпение  , необходимое при любом тесном сотрудничестве.

История с продолжением

 В ходе этой игры дети могут отработали спонтанное сотрудничество в рамках  своей группы . Для успешного участия. они внимательно слушали воспитателя  и представляли себе всю последовательность излагаемых событий. Они  придумывали  и развивали собственные идеи,  и вырабатывали терпение, чтобы не мешать другим.

Таким образом, и с помощью использованных игр, мы решили возникшую проблему в группе! Дети научились понимать друг друга, сотрудничать и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать  проблемные ситуации  максимально самостоятельно !!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"...

Игра как ведущая деятельность дошкольника.

Игра как ведущая деятельность дошкольника....

Вебинар "Сюжетно- ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников"

quot;Сюжетно- ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников"...

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»...

Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...