Статья ;Сказкотерапия - одна из форм здоровьясберегающих технологий.
статья (подготовительная группа)

Сказкотерапия    - одна из форм  здоровьясберегающих                  технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx1002.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия    - одна из форм  здоровьясберегающих                  технологий. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/08ae/0002c7cd-ee090749/hello_html_40a5037.png

Давайте затронем самую важную и волнующую для всех тему: здоровье детей! Это основа качества жизни, основа самочувствия и состояния ребенка в привычном мире.  На сегодняшний день доказано,  от того как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в этот жизненный период, для этого необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении. А что именно для этого нужно, с чего начать, как помочь малышам?

Прежде  всего необходимо начать с себя. Да, да  именно с себя, вы не ослышались! Здоровье, это ежедневный труд, ежедневная работа, образ жизни и ряд определенных полезных привычек. Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено,  зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Предлагаю вам рассмотреть первый  способ поддержки хорошего здоровья - закаливание

ЗАКАЛИВАНИЕ.  Здесь уже все придумано и без нас. Перечислю основу основ, те самые основные варианты закаливания:

Вроде бы все отлично, пункты с закаливанием выполняют в дошкольных учреждения, многие родители выполняют наставления педагогов,  ребенок активный, спорта и закаливания в жизни хватает, а иммунитет все таки не дает расслабиться. Заболеваемость детей остается высокой, несмотря на закаливание и успехи медицины.

С чем это может быть связано? А связано это с тем, что сейчас век прогрессивных технологий. Компьютеры, телефоны, интернет, постоянная погоня взрослых за благами этого мира. Ну что же в этом плохого, спросите вы? Мир не стоит на месте и это здорово. Конечно же здорово, но в этой суете и постоянной гонке за «хорошей» жизнью  взрослые(родители) забывают о  важных моментах воспитания ребенка. Воспитание ребенка, это не только научить тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Воспитание, это и отношение к себе, к своему здоровью, полезные привычки.

Давайте поговорим об этом более подробно.  Есть  такое понятие, как «Психология здоровья».  В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит начальную стадию своего становления. В новых учебных пособиях нашли отражение такие вопросы как значение здоровья, критерии здоровья, образ жизни, представление о здоровой личности, психология профессионального здоровья, психология долголетия и самооценка здоровья.

Вот на какое определение слова «здоровье» стоит обратить свое внимание: это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное  развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое  приведено в уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Отвечая на вопрос «Какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное(психологическое)  или физическое?» многие ведущие специалисты в области медицины считают приоритетным психологическое здоровье человека. Современная официальная медицина относит к числу психосоматических, то сеть берущих начало в психической дисгармонии, около 80% всех заболеваний.

Активное содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья как раз и является одной из главных задач, которую ставит перед собой сегодня психология здоровья.  

Такую же задачу ставим и мы перед собой, современные педагоги и любящие родители.  Какие я предлагаю способы для достижения поставленных перед нами задач?  А способы у нас будут интересные, а что самое главное, высокоэффективные.  Что же это за чудо способы? Арт-терапия!

Почему именно эта методика? С удовольствием расскажу вам об этом. Детская арт-терапия помогает даже самым маленьким пациентам, ведь с ее помощью любой ребенок может выразить свои чувства, мысли, эмоции, выплеснуть агрессию мирным путем, самовыразиться и, тем самым, решить многие внутренние проблемы. В чем еще плюсы такой методики? Занятия для детей проходят в легкой игровой форме, ребенок даже не замечает, что он решает какие-то свои проблемы или обучается, это для него просто интересное занятие. Арт-терапию необходимо внедрять в свободное от дошкольных учреждений  время, то есть дома. Убираем мультики, интернет-игры, а вносим в повседневный режим различные техники арт-терапии, которые основаны на разных видах искусства.

Виды арт-терапии:

Сказкотерапия                                       Музыкотерапия,

Танцевальная терапия                         Танцевальная терапия

Цветотерапия                                         Цветотерапия

Игротерапия-

Куклотерапия

http://novaya-beresta.ru/_ld/2/29456314.jpgИзотерапия 

  Мы остановимся на сказкотерапии.

  А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь .

Актуальность сказкотерапии, а в частности нашего проекта,

заключается и в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.                                      

Каждый специалист, работающий с детьми,  находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Поэтому метод сказкотерапии действительно актуален в настоящее время, так как он приносит  огромное количество  полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться со многими трудностями . Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. В связи с этим можно сделать следующий  вывод: сказкотерапия способствует становлению ребенка как личности.

                           

Задачи:

-Формировать  понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;

-Развить  навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;

-Развить  детское  творчество в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);

-Совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей

-Снизить уровень тревожности и агрессивности

-Развить способности к естественной коммуникации

-Развить умение преодолевать трудности и страхи

-Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Сказкотерапия позволяет с помощью правильно подобранной сказки, рассказа, притчи, проиграть проблему ребенка и подсказать выход  из проблемной ситуации. Она рассказывает ребенку о добре и зле, о мире и жизни, прививает нормы морали, учит разбираться в людях и взаимодействовать с ними.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы  войти   в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»                                       Так сказал  Д. Родари о сказке.

Что такое Сказкотерапия?

Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

 На основе этого мы решили  сказкотерапию   ввести во все режимные моменты, начиная с приёма детей и до ухода домой,  ребенок должен чувствовать себя в сказке.

 Мы  разработали проект  по  сказкотерапии   и навали его: « Сказка каждый день, сказка вокруг нас». Суть которого заключается в том,  что  каждый день мы  объявляем детям  о том, что сегодня у нас, например,  сказка     « Колобок»    и все дети, во всех режимных моментах, должны подражать героям этой сказки. Они анализируют   положительных   и  отрицательных героев этой сказки, вспоминают случаи, когда  боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми?

Мы вместе с детьми  сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, и сравниваем  свои поступки с героями сказки, делаем вывод, что очень плохо совершать плохие поступки.   Считаем,  что с  помощью такого метода работы  решаются  довольно таки частые  явления как конфликты малышей по поводу игрушки, которую не смогли поделить, карандаша, определенного цвета, который захотели взять все разом,  вариантов для ссор много. Какие последствия этих всех конфликтов? Стресс, который плохо влияет на психологическое состояние ребенка, а соответственно и на здоровье, возможны иногда даже драки(про последствия даже писать не стоит), плохое настроение, разочарование от проигрыша, обида…все это разрушает любого человека, как маленького, так и взрослого. Я думаю,  все согласны. А с помощью этой методики мы будем обсуждать волнующие темы в легкой, игровой форме, будем учиться понимать другого малыша, его чувства, будем учиться даже на агрессию отвечать добром, пониманием и желанием помочь. Таким образом,  мы учим подрастающее поколение иначе реагировать на сложные ситуации, любить себя и ближнего, реагировать на конфликтные ситуации не как обиду собственного эго, а как крик о помощи от другого ребенка, человека. Давайте не будем забывать, что агрессия, драки, зло порождают только зло и стрессы, но никак не победу в одном из конфликтов. Наша задача научить малышей видеть мир не шаблонно, проявлять сочувствие, доброту, любовь ко всему живому. Если ребенок любит себя, любит семью, друзей, учится понимать ближних, учится сам выражать свои чувства, мысли, эмоции, он испытывает в дальнейшем меньше стрессов, он более адаптирован в мире, что естественно благополучно влияет на его физическое и психологическое здоровье.

Итак, как именно мы вводим сказкотерапию во все режимные моменты. Вроде бы всё просто и понятно, но нет, в этой терапии все намного глубже и серьезнее. Начнем с того, что в этом методе есть 4 направления, которые мы используем в наших занятиях сказкотерапией:

  1. Диагностическое. Определяем сценарий, которым пользуются дети при решении каких-либо ситуаций. С помощью диагностики мы определяем черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя такую диагностику, воспитатель понимает, какой  корень проблемы у малышей.
  2. Коррекционное. Раз мы поняли сценарий, который применяет ребенок в проблемной ситуации, значит мы помогаем ему создать внутреннюю гармонию,  настраиваем на здоровую модель поведения, корректируем негативные модели восприятия ситуации.
  3. Прогностическое. Помогаем ребенку определить, к каким результатам приведет его поведение в какой-либо ситуации.
  4. Развивающее. Помогаем снять эмоциональное напряжение, снижаем тревожность, развиваем воображение, облегчаем адаптацию к новым или существующим условиям.

Наше применение на практике всех этих направлений.

 С чего начинается наш день в садике? Конечно же с приёма деток. Нередко бывают ситуации, когда какой-либо ребенок начинает капризничать, причин тому множество: хочется ёще спать, нет желания расставаться с мамой, а может просто плохое настроение. Как мы выяснили ранее, наша главная задача, крепкое здоровье ребенка, в котором большую роль занимает психологическое здоровье малыша и его эмоциональное состояние. Здесь нам приходит на помощь 4 направления сказкотерапии. 1. Диагностируем корень проблемы малыша. 2. Проводим коррекцию, а именно: рассказываем небольшую сказку, с помощью которой ребенок успокаивается, заменяет негативные эмоции на положительные,  таким образом его внимание переключается. 3. Далее подключаем прогноз: на примере сказки мы показываем ему, к чему приводит его поведение в данной ситуации.   4. Заключительным этапом мы облегчаем ему утреннюю адаптацию, показывая на примере сказочных героев, как здорово ходить в садик, сколько интересных дел нас ждет впереди и как мы можем улучшить настроение.

Наша задача с помощью нужной сказки найти подход к любому ребенку и привести его эмоциональное состояние в норму, помочь ему спокойно адаптироваться к новому дню. Взрослые должны понимать, что ребенок не просто капризничает, его не стоит ругать, и злиться на малыша – не выход. Любого ребенка нужно и можно понять, выявить настоящую причину слез, только таким образом мы сохраним здоровье детей, а также станем для них друзьями, а в нашей работе это тоже очень важный момент. Причин для капризов может быть много:  возможно  он чего-то боится, или устал, не успел хорошо выспаться  (всё таки в нашем веке слишком много техники, которая с одной стороны облегчает жизнь и детям, и взрослым, а с другой стороны забирает много сил и энергии), например, всеми любимые планшеты с играми и мультиками, а может проблема сидит глубже.  Вот для этого нам и нужна сказкотерапия, которая помогает выявлять что именно тревожит ребенка, на что нам следует обратить внимание, какие страхи прячутся за слезами и капризами, какой подход мы можем найти к конкретному малышу, или к группе детей. С помощью сказкотерапии мы выявляем сильные стороны наших детей, что очень помогает в наших занятиях и творчестве. Понимая характер ребенка, мы правильно акцентируем его внимание на более подходящем для него  виде творчества, таким образом, каждый малыш занимается любимым видом творчества, что повышает общий положительный настрой в группе.

Формы работы со сказкой:

 1. Рассказ  сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время рассказа воспитатель наблюдает за реакцией и комментариями детей. Иногда дети  перебивают, задают вопросы, сочиняют другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние детей.

2. Сочинение сказки. Здесь воспитатель и ребенок (или все дети) вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку (детям)  раскрыться, выявляет скрытое эмоциональное состояние, которое не отражается в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку или группе детей предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он  или они могут  выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии ребенок рисует чудовищ,  мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом подходе к  занятиям сказкотерапией, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.
4. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на самого ребенка, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Дети должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Ранее мы рассказали вам о первом этапе, на котором возможны негативные реакции ребенка – это приём в садик ранним утром, начало дня. Самый первый этап, очень важный, в котором закладывается общее настроение детей на весь день.

Следующим проблемным этапом может стать прием пищи, так как у всех детей есть свои вкусовые предпочтения, своя культура питания.  Питание — это одна из важных функций человека, обеспечивающая жизнедеятельность его организма. Вопрос о психологических проблемах питания ребенка — дошкольника изучается психологами не первый год.

  К чему может привести насильственное кормление?

У ребенка с мягким, покладистым характером формируется тревожный, скрытый страх, который маскируется капризами за столом.

 У детей чувствительных, впечатлительных негативные эмоции насилия, страха, упрямства, обиды связываются с окружающей обстановкой и определенной едой и сохраняются в подсознании. Чем в более раннем возрасте это произошло, тем сложнее в последующем выявить причину плохого аппетита. Даже чувство голода с трудом побеждает подсознательный страх, который в раннем детстве был связан с определенной едой или обстановкой.

Часто бывает, что ребенок, который всегда плохо ел дома, в садике вдруг начинает хорошо кушать. Нередко дети хвалят еду, которую готовят в детском саду. Бывают и другие ситуации: в садике ничего не ест, а дома аппетит хороший. Это и есть характерные признаки невротической реакции на еду.

Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет сказкотерапия. Как именно? Предлагаем  ребенку нарисовать обед в семье медведей (белочек, лисичек…) и придумать историю про медвежат, которые плохо кушают. В этот момент важно  подсказать  ребенку, как иначе можно вести себя за столом, как получать удовольствие от еды, для чего необходимо полноценное питание.  Самое главное в этой сказке избегать «чтения моралей», нужно сочинить историю веселую и с хорошим концом.

Можно придумать необычную историю для ребенка, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания. Если даже ребенок изначально плохо кушал, с неохотой сел за стол, то в другой раз он сядет кушать с более  хорошим настроением, потому что у него будет другая ассоциация с питанием, он будет представлять себя великим космонавтом, захочет поскорее все доесть, чтобы успеть «вылететь» на своем космическом корабле вовремя. Связывайте только положительные эмоции с этим местом приема пищи.

К концу дня многие детки устают, их внимание направлено на скорейшую встречу с родителями, они переходят в режим ожидания, а это лишние тревожные эмоции, которые нежелательны. Наша задача отвлечь детей от ненужных переживаний и дать им новые знания в интересной форме. На этом этапе мы также подключаем сказкотерапию.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

1) Художественные и народные сказки:

Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др.

Например, в сказке «Репка»  можно понять, как важна помощь и поддержка друзей, семьи. На примере этой сказки мы учим детей не стесняться просить о помощи, ведь порой вместе с друзьями различные ситуации решаются просто и даже интересно.

2) Развивающие и обучающие сказки. Они  позволяют  ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в общественных местах и по отношению к людям разного возраста. Такие сказки учат письму и чтению. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.

3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

 

Ранее мы говорили о том, что у каждого ребенка есть свое творческое начало, свои способности, свои сильные и слабые стороны. Как их выявить, расскажем на примере следующей техники:

Способ раскрытия  внутреннего «Я» через образ игрушки.

 Практику проводят как с одним ребенком, так и с группой. Как проходит сказкотерапия:

Воспитатель показывает детям шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя. Далее рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему. Воспитатель описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Педагог произносит  следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?» В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию. По окончании спектакля воспитатель задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать? Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Самое главное, что мы (взрослые) должны понять, что каждый ребенок – особенная личность, со своим взглядом на жизнь, на различные ситуации, со своим ощущением себя в этом мире. Именно поэтому, чтобы сохранить физическое и психологическое здоровье, мы должны находить подход к каждому ребенку не шаблонно, а индивидуально, в соответствии с новыми знаниями и методами взаимодействия с детьми.  Сказкотерапия, это не шаблонный подход. Это новый метод, новый шаг вперед. Более того, самый простой и безопасный. Своими знаниями мы должны поделиться с родителями детей.  Только совместными усилиями мы можем растить здоровое и сильное поколение детей.

Взаимодействие с семьёй.

 Для того, чтобы познакомить родителей с новой  методикой – сказкотерапия, мы педагоги  должны помочь  родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.                                                                                   Необходимо проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы.       Особая роль принадлежит родительскому собранию — наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей.                                                                    

Анализируя ситуацию, мы сделали следующие выводы,  самым важным  в ознакомлении родителей  с новой технологией сказкотерапии: «Сказка каждый день, сказка вокруг нас»,  это     « Дни открытых дверей». Здесь родители воочию могут увидеть значимость  этой технологии, побывать героями сказки, вместе со своими детьми радоваться или огорчатся за героев  той или иной сказки. Так как да данный момент они тоже герои сказки.                  И все же  в чем  заключается практическая значимость  новой технологии  сказкотерапии: « Сказка каждый день, сказка вокруг нас»   в работе с родителями?

- Она не требует от родителей каких-то специальных, глубоких знаний самого метода, не отнимает много времени. В последнее время в связи с быстро меняющимися жизненными обстоятельствами, нестабильностью политической и экономической, общение большинства родителей с детьми становится минимальным. А, порой, именно чтение сказки, обсуждение содержания, оценка действий героев помогает не только увидеть, но и решить какие-либо трудности не только в жизни семьи, но и в установлении межличностных контактов. 

Наблюдение за детьми после применения технологии :                              «Сказка каждый день, сказка вокруг нас»

   

-в поведении ребенка начинают преобладать положительные эмоции;

-появляется постоянная дружба со сверстниками;

- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

- ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

- ребенок учится направлять агрессию в добро;

- эмоциональная реакция ребенка становится максимально гармоничной в неприятной ситуации;

- снижается уровень тревожности, агрессивности, страха. 

https://b1.culture.ru/c/695177.jpgПоэтому дерзайте, любите сказку, уходите в неё, когда тяжело наяву, учите детей не расставаться со сказкой не только в ребячьей, но и потом во взрослой жизни!

«Сказка - ложь, да в ней намек –   Добрым молодцам урок,  Красным девицам венец!  Вот и сказки конец!»  А кто слушал молодец!..

http://sad55.virtualtaganrog.ru/images/01(8).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Статья "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей".

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказ...

Статья "Сказкотерапия"

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в...

статья Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26908643","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...

статья "Сказкотерапия"

Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка....

Статья "Сказкотерапия".

Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности....