Проект : Бурятская народная игра – «Шагай наадан»
проект
Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, о реализации проекта по разучиванию этой народной игры в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shagay_nadaan.odt | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавлёнок»
Проект : Бурятская народная игра – «Шагай наадан»
Выполнила воспитатель:
Жигжитова Р.Б.
г.Улан-Удэ,
2021 г.
Содержание
Введение:
- Народные игры бурят.
- Народная игра «Шагай наадан».
- О реализации проекта.
Заключение.
Введение
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, для детей школьного и дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. В этом мы видим актуальность нашей работы. Есть у бурят уникальная народная игра « Шагай наадан», которая почти забывается в наши дни.
Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, о реализации проекта по разучиванию этой народной игры в детском саду.
Объект исследования: Народная игра
Предмет исследования: «Шагай наадан»
Ожидаемый результат:
- развитие интереса к игре «Шагай наадан», приобщение к национальной культуре;
- развитие математического мышления, умение вести себя в группе;
- сбор лодыжек, как элемента настольной игры.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
- Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: Интернет, сельская библиотеки, встреча со старожилами;
- Практический метод: сбор костяшек-лодыжек (шагай), разучивание игры в «Шагай наадан»
Практическая значимость работы: народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время.
О народных играх
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, мы познаём не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаемся его духом.
Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают в нас ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Все коллективные народные игры учат нас внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у нас способность к пониманию, к сотрудничеству.
Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана, были не ради развлечения. Они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. Среди игр Белого месяца были очень популярны настольные игры: шахматы (шатар), шашки (даам). В них чётко подчёркнут мотив борьбы. А борьба – ведущая идея начала, смены календарного цикла. Многие легенды монголоязычного мира указывают на связь игры в шахматы с богатством, мудростью, поэтому эти народы очень ценят эту игру. Самой популярной игрой Сагаалгана была «Шагай наадан» - символ жизни и плодородия, скотоводства.
Народная игра «Шагай наадан»
При изучении о народной игре, встречаясь со старожилами, мы выяснили, что эта игра в старину была очень популярной самобытной игрой бурятских скотоводов. «Шагай наадан» - комнатный вариант игр с костями - лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног). Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селениях. Также узнали, что собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все – от малого до старого. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Ведь игры обычно отражают образ жизни народа, его повседневный быт. В начале 20 века буряты знали несколько десятков игр в лодыжки. В этих играх усматривается взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Буряты разводили в старину пять видов скота -табанхушуу мал – лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Все стороны «шагай» названы именами этих животных. «Шагай наадан», как мы узнали из «Тематического словаря традиционного быта бурят» Бабуева С.Д., и Бальжинимаевой Ц. Ц., имеет много разновидностей: «шагай шγγрээн», «хонгоордолго», «шагай няһалалга», «таалсалга», «хумпараахаялга», «мори урилдаан», «алагмэлхэй», «хонхобγхэтγγлгэн», «дγрбэнбэрхэ», «хоёр лама хориншγдхэр», «табаршаалга», «шагай шγγрэлгэ», «шагай харбалга», «ёрхо», «хорёобарилга», «алтансэргэ». В данное время нам посчастливилось научиться и научить игре в лодыжки таких разновидностей: «Шагай няһалалга», «Мори урилдаан». Мне хочется рассказать самой понравившейся нам игре «Шагай няһалалга». Участвовать в ней могут мальчики и девочки: 2 человека и более. Для начала участники игры поровну разделяют шагай, и при помощи считалки ( Ээрэ, мээрэ, лγγргэ, шγγргэ, пяата, шоото, ииб, шииб, дγγм, хром, ооно, биишэ, пошоол.) выясняют того, кто первым начинает игру. Первый, собрав все шагай на ладони, трясет ими и катает их на стол. Смотрит внимательно, как они стали. Затем при помощи щелчка среднего пальца пытается попасть одним шагай в другой, лежащего в одинаковом положении с ним. При удачном попадании он забирает себе сбитый «шагай» и повторяет игру до тех пор, пока не промахнётся или не заденет. Следующий игрок, находящийся по направлению солнца, собирает со стола все шагай, и повторяет все сначала. Для каждого следующего игрока остаётся всё меньше и меньше шагай. Игра продолжается до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках у играющих. Побеждает игрок, набравший в конце игры большее количество шагай. В этой игре от игрока требуется такие качества как, собранность, внимательность, ловкость, меткость. Также «Шагай наадан» учит математическим навыкам, аккуратности, развитию мышления, острого ума, развивает моторику рук. В общем, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
Заключение
Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Мы всегда должны помнить слова А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости». Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века – назад, в страну детства наших прабабушек и прадедушек. Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения, поможет преодолеть в людях недоверие. Благодаря таким играм мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе, в саду обстановку мира и согласия. Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая массовые турниры, праздники народных игр для учащихся нашей школы, сада для родителей, творим доброе дело и делаем мир счастливей.
Использованная литература:
- Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданайһуудалбайдалайтайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр.85-90.
- Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 1994
- «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
- Информанты: Чагдурова Ц-Ж. Ц. (86 лет с.Цагатуй ул.Шарапова), Шарапова Д.Б. (81 год, с.Цагатуй ул.Молодёжная) и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бурятские народные игры
Бурятские народные игры...
Проект Бурятская народная игра "Шагай наадан"
Бурятская национальная игра "Шагай наадан"...
Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"
Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания....
Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"
Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....
Бурятские народные игры
Картотека бурятских игр...
Положение районной дистанционной игры "Шагай Наадан"
В период пандемии казалось невозможным организовать такую игру как"Шагай Наадан" дистанционно. Но турнир состоялся в формате онлайн....
Картотека Бурятские народные игры Чем играли раньше дети?
Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....