"Адаптационные игры для детей раннего возраста в детском саду и дома"
методическая разработка

Ксения Витальевна Рочева

В статье представлены игры, которые помогут воспитателю в адаптационный период детей. Игры помогут сделать период адаптации легче и мягче для ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_igry.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 81 для детей раннего возраста»

«Адаптационные игры для детей раннего возраста

в детском саду и дома»

                                                                     Воспитатель

Рочева Ксения Витальевна

        Для ребёнка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться. Что же представляет собой адаптация?

Адаптация -  это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни.

Казалось бы, малыш входит в интересный и увлекательный мир детского сада. Но с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками. Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации детской жизни может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессов.

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно. Только чувство защищенности может помочь ребенку адаптироваться к новой для него жизни в детском саду.

Успешность адаптации детей в детском саду во многом зависит и от педагога. В период адаптации ребенка воспитатель должен часто  общаться с родителями. Он должен стать ребенку помощником, «другом», и тогда малыш будет посещать детский сад с большим удовольствием.

И непременным помощником преодоления стрессовых ситуаций являются адаптационные игры, которые подбираются с учетом возрастных возможностей детей.

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, обеспечивают:

  • осознание собственных чувств и переживаний;
  • поддержку интереса к сверстникам;
  • развитие умения действовать согласованно.

Эти игры способствуют:

  • снятию эмоционального напряжения;
  • снижению чувства страха;
  • формированию терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми;
  • усвоению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера) и разрешению кругозора;
  • развитию уверенности в себе.

Также используются игры, направленные на развитие:

  • слухового восприятия, внимания;
  • речи, активного словаря;
  • художественных интересов и способностей.

Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек и различных предметов. Именно они служат той средой, которая позволяет малышу выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться, познавать себя и других людей.

Дети раннего возраста часто испытывают стрессовое состояние из-за серьезной болезни или разлуки с мамой (или другим близким человеком). Также в этом возрасте малыши очень чутко воспринимают состояние родителей и могут «зеркалить» (то есть отражать) их напряженность.

Нужно учитывать, что ребенок будет просить читать или играть в то, что ему важно и целительно, по нескольку раз и многократно возвращаться к одним и тем же играм. Понимающий взрослый терпеливо и радостно играет с малышом и читает ему книги, рассказывает потешки, поет колыбельные. Ребенок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Поэтому надо не настаивать и  относиться к этому с уважением.

Существуют современные сборники дидактических игр, в которых акцент делается преимущественно на сенсорном и речевом развитии детей раннего возраста (Е.И.Касаткина, И.А.Лыкова, О.С.Ушакова и др.). Но в адаптационный период педагоги и родители детей раннего возраста сталкиваются с проблемами поведенческого характера (плач при расставании с родными, страх остаться одному в незнакомой обстановке ит.д.). Именно эти проблемы послужили основанием для включения данных игр в адаптационный период, чтобы оказать ребенку помощь в преодолении стрессовой ситуации.

Все игры логично представлены четырьмя блоками.

  1. Игры забавы.
  2. Подвижные (моторные) игры.
  3. Сенсорные игры.
  4. Релаксационные игры.

1.Игры забавы.

  • «Выпускаем пар».
  • Игры с воздушными шариками.
  • Игры с  мыльными пузырями.

2.Подвижные (моторные) игры.

  • Прыжки.
  • Логоритмика.
  1. Сенсорные игры.
  • Дидактические сенсорные игры своими руками.
  • Игры с песком.
  • Рисование манной крупой.
  • Игры с красками (цветами).
  • Игры с водой.
  • Шумящие игры.
  1. Релаксационные игры.
  • Игры на основе нервно – мышечной релаксации
  • Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
  • Игры с прищепками.
  • Игры – «усыплялки», колыбельные.

«Выпускаем пар»

Любому негативному чувству надо дать выход. Так, если ребёнок испытывает агрессию или стресс, я предлагаю ему способы комфортного проживания этого состояния через игры

«Забей гвозди», «Пузырчатая упаковка», где используется упаковка с небольшими выпуклыми пустотами, заполненные воздухом, которую используют для сохранности товаров. Оказывается, щёлкание пузырьков упаковки оказывает успокаивающий эффект, отвлекает от происходящего вокруг.

«Выбивание пыли» - Дети выбивают подушку, снимая тем самым своё мышечное напряжение.

«Дорожки на зеркале» - дети совместно со взрослым намыливают руки и проводят линии на зеркале.

«Игры с воздушными шариками», «Шары с сюрпризом» Воздушные шары наполняются различной крупой и завязываются.

«Лови-лови»,

«Игры с мыльными пузырями»

«Игры со светом»

Можно использовать обычный фонарик. Предложить ребёнку поймать ладошками иди ногами на полу «Зайчика».

«Шумящие игры»

«Бутылки – шумелки», «Шуршащая коробка», «Шелестящие подушечки», «Шарики – шумелки»

Релаксационные игры «Игры на основе нервно-мышечной релаксации»

Игры помогают достичь состояния релаксации путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.

«Холодно-жарко» Дети выполняют движения, подражая взрослому. «Улыбка», «Самолёт летит, самолёт отдыхает», «Лягушонок», «Ветер и деревце», «Поймай бабочку»,

«Игры на релаксацию путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой»

Помогают добиться состояния релаксации путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Часики», «Согреем бабочку», «Шелест ветра»

«Игры с песком»

Особенной чертой игр с песком является то, что песок  имеет замечательное свойство – «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

«Следы», «Песочный дождик», «Здравствуй, песок», «Песочные прятки», «Сеем, сеем»

«Игры с водой»

Все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще.

При организации адаптационных игр-антистрессов, необходимо соблюдать следующие требования:

- игры организуются фронтально, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием;

- непродолжительно по времени (лучше играть с детьми понемногу несколько раз в день);

- необходимо учитывать добровольное участие детей, не заставлять, чтобы не вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, начинать её нужно с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием;

- игры необходимо повторять многократно. Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта;

- используются качественные и при этом безопасные предметы, материал, оборудование;

- предлагаются одинаковые предметы всем участникам игры;

- и конечно, всегда инициатором и активным участником игр выступает взрослый. Своими действиями, эмоциональным общением старается вовлекать детей в игровую деятельность.

Основное условие успешности проведения антистрессовых игр – это искреннее желание и готовность взрослых играть, и общаться с детьми, перевести ребёнка из ситуации эмоционального напряжения в состояние комфорта и радости. Основной целью является предоставление «рецептов» на все случаи жизни: где бы и когда ни возникала необходимость успокоить ребенка, вы всегда сможете подыскать подходящую игру. Многие из предметов и материалов, рекомендуемых для организации игр, могут быть легко найдены среди предметов повседневного обихода – это прищепки, губки для мытья посуды, ложки, кружки, детские игрушки, песок и т.д. и  поэтому использоваться как в детском саду, так и дома.