Проект для детей 5 - 6 лет: "Когда была война"
проект (старшая группа)

Юпинова Ольга Юрьевна

Реализация данного проекта позволит повысить уровень познавательного интереса  в рамках патриотического воспитания дошкольников в повседневной жизни и на занятиях.

Цель проекта:

Воспитание достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, историей своего народа.

Задачи проекта:

1. Содействовать накоплению социального опыта жизни

2.Формировать чувство исторической сопречастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет

3. Развивать познавательский интерес к истории своей страны, города

4. Развивать нравственные, патриотические чувства

5. Привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Когда была война…»

Тема

Повышение уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников в повседневной жизни и на занятиях

Название проекта

«Когда была война…»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Направление проекта

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатели, родители, сотрудники музея

Продолжительность проекта

Долгосрочный – 5 месяцев

Проблема

Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей Ленинграда в период ВОВ определили проблемное поле:

  1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;
  2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
  • Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
  • Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
  • Недостаточность материалов о героях ВОВ и о местах воинской славы г. Санкт-Петербурга;
  1. У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат;

Актуальность

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории жизни города и страны нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями об истории своего города и страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников, как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Цель

Воспитание достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, историей своего народа

Задачи

  • Содействовать накоплению социального опыта жизни;
  • Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет;
  • Развивать познавательный интерес к истории своей страны, города;
  • Развивать нравственные, патриотические чувства;
  • Привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям;
  • Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Гипотеза проекта

Если использовать комплексный подход по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Ленинграда во время Великой Отечественной войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств.

На основе поисково-исследовательской деятельности у детей развивается желание узнать как можно больше об истории города и страны во время Великой Отечественной войны

Предполагаемый результат

Мы предполагаем, что разработанный проект “Когда была война…” по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников в повседневной жизни и на занятиях покажет свою эффективность:

  1. Будут созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
  2. Установится положительная динамика в формировании представлений об истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
  3. У детей наступит понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
  4. Пополнится методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
  5. Повысится активность родителей в патриотическом воспитании в семье;

Методы проекта

Игровой, словесный, экспериментальный, наглядный

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Подготовительный этап

  • Участие в беседах «Что такое война?», «Что такое День Победы?», «Что такое блокада?» «Как война влияет на экологию» и др. Беседа с детьми о войне в датах и числах;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне;
  • Знакомство с презентациями о войне;
  • Показ презентации «Животные в годы войны или как животные помогали в годы войны»
  • Настольно – печатные игры:
  • «Вещи военного времени»
  • «Что для чего»
  • Коммуникативная игра «Поводырь» и др.;
  • Слушание рассказов воспитателя «Блокада Ленинграда» и др. рассказы о ВОВ, просмотр презентаций;
  • Прослушивание отрывка симфонии «Ленинградская» Д. Шостаковича Прослушивание музыкальных произведений: «Журавли», «Отмените войну», «Победа», «Главный праздник», «Дети и война», «Священная война», «Катюша», разучивание песен «Этот День Победы», «Катюша», разучивание танцев под песню «Синий платочек», «А закаты алые…»);
  • Чтение книг:
  • С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;
  • М. Пляцковский «Май сорок пятого года»;
  • А. Митяев «Мешок овсянки»;
  • А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.;
  • ”К.Паустовский «Стальное колечко»;
  •  рассказы Юрия Яковлева “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат”;
  •  А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

Методическое оснащение:

  • Анализ предметно-развивающей среды:
  1. Изготовление стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне;
  2. Изготовление уголков памяти, мини – музеев на военную тематику: «Военная техника», «Они сражались за Родину», «Наш почетный батальон» и т.п.;
  3. Создание тематических альбомов: «Города – герои», «Награды Великой Отечественно войны», «Оружие и техника Великой Отечественно войны», «Военные профессии» и т.п.;
  4. Изготовление деталей костюмов (пилотки, платочки) в уголок «Ряженье»;
  5. Украшение музыкального зала ко Дню снятия блокады, к празднику «День победы».
  • Изучение литературы:
  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.;
  2.  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.;
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.;
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.;
  5.  Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.;
  6. Селезнева М. А. Проект «Великая Отечественная Война глазами детей» / М. А. Селезнева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 69-71.;
  • Подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
  • Анализ интернет источников:
  • Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
  • Подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
  • Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей;

Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности:

  • Проблемная ситуация «Что мы можем рассказать новому другу, который приехал из другой страны, что они знают об истории праздника «День Победы», о Великой Отечественной Войне»;
  • Введение в проблему: рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: “Что такое война и что такое День Победы?”, «Подвиг ленинградцев», «Город-герой Ленинград»;
  • Разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми. Схема 3-х вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?
  • Анкетирование родителей по вопросу «Нужно ли знакомить детей с историей ВОВ в ДОУ?»
  • Организация деятельности родителей:
  • изготовление папки “Военные памятники нашего города”;
  • оформление подборки рассказов “Детям о войне”;
  • разучивание стихотворений с детьми;
  • помощь в организации предметно-развивающей среды;
  • посещение с детьми музея;
  • домашний просмотр фильмов о ВОВ;
  • подготовка работ для выставки “Рисунки детей и родителей»;

Основной

  • Знакомство с историей города и страны в годы ВОВ;
  • Изготовление атрибутов:
  • изготовление деталей костюмов (пилотки, платочки);
  • изготовление цветов, открыток;
  • изготовление “секретных” карт;
  • Дидактические игры: “Назови рода войск”, “Кому, что нужно?” “Что для чего?”, “Скажи наоборот”, “Кто больше назовет качеств героя”, “Чья форма?” “Кто шагает на параде?” и др.;
  • Дидактическая игра «Собери картинку», «Найди отличия между двумя картинками»;
  • Математические диктанты, при выполнении которых получаются танки, различного рода машины, пушки и т.д.;
  • Коммуникативные игры “Поводырь”, “Служили два товарища”, “Медицинские сестры”, “Перенести раненого” и др.;
  • Подвижные игры “Шагаем на параде”, “Полоса препятствий” и др.;
  • Сюжетно-ролевые игры: “Разведчики”, “Госпиталь”, “Парад” и др.;
  • Разучивание стихотворений о войне;
  • Посещение музея «Военно-медицинской академии»;
  • Посещение памятников, посвященных ВОВ;
  • составление рассказов по набору игрушек военной тематики.

Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:

  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов “Герои России”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”;
  • чтение художественной литературы о ВОВ;
  • изображения военных сражений в изодеятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • слушание песен военных лет и песен о войне;

Работа по обогащению игрового опыта ребёнка: 

Подбор:

  • дидактические игры
  • коммуникативные игры
  • подвижные игры
  • сюжетно-ролевые игры

Заключительный (презентация продуктов проекта)

  • Оформление выставки детских работ в мини-музее «Никто не забыт, ничто не забыто» совместно с воспитателем;
  • Оформление выставки “Рисунки детей и родителей” совместно с воспитателями;
  • Конкурс чтецов “Этот праздник со слезами на глазах”;
  • Оформление книжного уголка;
  • Оформление альбомов “Герои городов России”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”;
  • Игра по станциям;
  • Представление материалов проекта для старшей группы;
  • Оформление фотовыставки для детей;
  • Проведение эстафет – игр по станциям;
  • Проведение утренника, посвященного Дню Победы, с необходимыми атрибутами и костюмами военных лет;
  • Оформление выставки детских работ в мини-музее вместе с детьми;
  • Оформление выставки «Рисунки детей и родителей»;
  • Проведение конкурса чтецов;
  • Повторное анкетирование родителей (выяснение положительных, отрицательных моментов в работе, общее мнение о проделанной работе);
  • Анализ продуктов детской деятельности;

Задачи проекта по разным направлениям

Область

Задачи

образовательные

воспитательные

развивающие

Социально-коммуникативное развитие

  1. Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  2. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители;
  3. Формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  4. Формировать эмоциональную заинтересованность;

  1. Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;
  2. Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  3. Воспитывать патриотические чувства;
  4. Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными, как воины-защитники;
  5. Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре;
  6. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развивать:

  1. Память (заучивание стихов);
  2. Мышление;
  3. Логику (умение делать выводы и умозаключения);
  4. Внимание (умение видеть главное);
  5. Творческие умения и способности;
  6. Развивать игровую деятельность детей;

Познавательное развитие

  1. Познакомить детей с историческими фактами военных лет;
  2. Познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”, «блокада»;
  3. Формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”;

Математическое развитие:

  1. Формировать освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  2. Способствовать овладеванию детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

Экологическое развитие:

  1. познакомить детей с губительными для окружающей среды факторами войны;
  2. закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  3. дать представления о том, как животные помогали людям в годы Отечественной войны;

  1. Формировать представления о Родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  2. Формировать представления детей о событиях ВОВ;
  3. Способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны;
  4. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
  5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
  6. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

Экологическое воспитание:

  • продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • формировать чувство эмпатии к объектам природы;

Развивать исследовательский интерес, любознательность через практическую работу по сбору и оформлению материала по теме;

Математическое развитие:

  1. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  2. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация) посредством тематических задач, дидактических и логических игр;
  1. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки;

Экологическое развитие:

  • способствовать развитию познавательных интересов;

Речевое развитие

  1. Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: “боец”, “солдат”, “фронт”, “тыл”, “снаряды”, “поле боя” и т.д.;
  2. Учить самостоятельно придумывать рассказы с опорой на иллюстрации;
  3. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах;
  4. Развивать умение правильно и четко выражать свои мысли;
  5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

  1. Продолжать развивать связную речь детей;

Художественно-эстетическое развитие

  1. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  2. Учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  3. Развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  4. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.

Физическое развитие

Развивать физические качества через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты

Модель трех вопросов

Что знаем?

Что  хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Что вы знаете о войне?

Что вы знаете об истории праздника «Дня победы»?

Что вы знаете о блокаде?

Кто такие ветераны?

Что такое война, блокада?

Когда и почему празднуют «День победы»?

Почему дедушки и бабушки плачут при воспоминаниях о блокаде?

Спросить родителей

Попросить почитать рассказы

Спросить у воспитателя

Системная паутинка

Месяц

Деятельность детей

Деятельность воспитателей

Работа с родителями

Подготовительный этап

Январь/февраль

  1. Беседы: «Наша армия родная», «Что такое война, блокада?», «Что я знаю о войне»;
  2. Рассматривание иллюстраций родов войск; фотографии, показывающие будни армии;
  3. Рисование на тему «Мой папа – защитник»;
  4. Ознакомление с худ. литературой военной тематики: Нисон Ходза “Дорога жизни”, К. Паустовский «Стальное колечко», рассказы Юрия Яковлева “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”;
  5. Просмотр тематической презентации;

  1. Родительское собрание (обсуждение с родителями вопросов, связанных с проектной деятельностью).
  2. Сбор и анализ литературы по данной теме;
  3. Анкетирование родителей по данному вопросу;
  4. Выставка в методическом кабинете художественной и методической литературы "Детям о Великой Отечественной Войне";

Совместные поиски информации. Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны;

Основной этап

Март/апрель

  1. Беседа «Родина-мать зовет!»;
  2. Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу»;
  3. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки»; Прослушивание отрывка симфонии «Ленинградская» Д. Шостаковича, «Журавли», «Отмените войну», «Победа», «Главный праздник», «Дети и война», «Священная война», «Катюша»,разучивание песни этот День Победы, разучивание танца под песню «Синий платочек;
  4. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»;
  5. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших»;
  6. Беседа с детьми «Подвиг на войне»;
  7. Чтение рассказа А.Гайдара «Война и дети»;
  8.  Рисование «С чего начинается Родина»;
  9. Разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. Литературы;
  10. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе;
  11. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне;
  12. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет;
  13. Беседа на тему «Великие битвы»;
  14. Чтение художественной литературы: У.Бражнина «Шинель»;
  15. Рассматривание открыток «Города герои»;
  16. Рисование"На границе";
  17. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»;
  18. Разучивание стихотворений;
  19. Чтение произведений С.П.Алексеев «Брестская крепость»;
  20.  Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю?»;
  21. Подвижные игры “Шагаем на параде”, “Полоса препятствий”, «Саперы», «Кто быстрее», «Перетягушки» и т.д.;
  22. Проведение эстафет, игр по станциям;
  1. Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»;
  2. Помощь в создании коллекции медалей и орденов;
  3. Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»;
  4. советы родителям, что и как рассказывать детям о войне;
  5. Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ;
  6. Оформление тематической выставки в книжном уголке;
  7. Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы «Подарок ветерану» Содействие в организации экскурсии;

Заключительный этап

Май

  1. Выставка детских работ в мини-музее «Никто не забыт, ничто не забыто»;
  2. Выставка “Рисунки детей и родителей”;
  3. Экскурсия в музей «Военно-медицинской академии»
  4. Оформление альбомов “Герои городов России”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”;
  5. Конкурс чтецов “Этот праздник со слезами на глазах”;
  6. Посещение памятников войны;
  7. Музыкальная деятельность: Слушание песен победы
  1. Конструирование: изготовление макета ко Дню Победы;
  2. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»;
  3. Презентация мини-музея «Полочка боевой славы»;
  4. Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Победы «Юные защитники»;
  1. Праздник в честь Дня Победы в Великой Отечественной Войне «Когда была война…»;

Включение родителей в образовательную деятельность через участие в спортивном и музыкальном празднике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда-то была война

цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через подвиг народа в ВОВ.занятие памяти о героичесом прошлом россиян в годы ВОВ представляется с помощью презентации о в...

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы "Когда была война...."

Вызвать эмоционально-ценностнное отношение к героическому прошлому своих близких и родных....

Проект: “Была война, была блокада” (подготовительная к школе группа)

Задачи проекта: 1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогатить словарный запас детей.3. Познакомить детей...

Беседа "Когда была война..."

Данная беседа предназначена для детей второй младшей группы. Она была проведена мной в рамках прохождения в ДОУ "Месячника по патриотическому воспитанию дошкольников". Основные задачи, ...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Была война…. Была блокада….»

Основной целью патриотического воспитания в соответствии с ФГОС является – социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государств...

Проект "Была война. Была Победа"

В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне разработала проект для своих детей и их родителей....

Проект Тема: «Дети – герои Великой Отечественной Войны»

Актуальность:В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта.Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеолог...