Главные вкладки

    "Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи"
    консультация (подготовительная группа)

    Черечукина Наталья Сергеевна

    Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Консультация для воспитателей

    «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»

    «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева.

    Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Особенно важное значение имеет правильное произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

    Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

    Речевая предметно- пространственная развивающая среда

    • создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

    • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

    • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

    Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

    С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе должен быть оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.

    Центр речевого развития - это специальное место, обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

    При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать некоторые требования:

    • должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;

    • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

    • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, которое содержится в уголке;

    • игровой материал должен быть доступным для ребенка;

    • не следует перегружать уголок оборудованием.

    • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

    Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

    Предметно-развивающая среда должна преобразовываться в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

    Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

    Литература: 1. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. –М: Просвещение. - 1993. – 126с. 2. Поляков, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М. Н. Поляков. – СПб.: «Детство – Пресс». - 1999. – 45с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

    Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.

    При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов....

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

    Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

    Консультация на тему «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»

    Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства...

    О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

    О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

    «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по ФГОС"

    laquo;Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"1. Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах2....