Проект в средне-старшей группе №3 "Широкая Масленица"
проект (средняя группа)

Болотенкова Ольга Егоровна

Игровая и образовательная деятельность детей в период масленичной недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslennitsa_1.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Масленица» для детей старшей группы.

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).


Актуальность проекта: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников «Масленица», большое народное гулянье в конце зимы. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. 

Наш проект рассчитан на погружение детей, родителей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Прикоснуться к русским традициям, формировать глубокое и эмоционально насыщенное представление детей и их родителей к традиционной русской культуре. Способствовать более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа.


Цель проекта:

– Формировать представление о народных традициях у детей путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей через развитие интереса к Русской культуре.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели.

- определение цели и задач проекта;

- сбор информации об истории праздника;

- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Экскурсия.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Досуг.
- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

-Коллективная работа «Солнышко-ведрышко», «Самовар»
– Рисование «Испеки блин на сковороде».

– Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет».

- Рисование «Испеку блин на сковороде» 

- Лепка «Испечем Жаворонков» 

-Аппликация «Испечем блины»

-Конструирование из бумаги «Девицы-красавицы в хороводе»

- Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен». 
Игра-забава «Валенок», «Пирог».

Хороводная игра «Ваня простота», «Хоровод с бубнами»

Разучивание песни русской народной песни «Блины»; « Веснянка».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»; 

– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Ожидаемый результат:

– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

- Создать условия для формирования интереса к празднику.

-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

-Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

-Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

-Разучивание хороводных игр.

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

-Организовать для родителей выставку детских работ.
-Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

-Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

- Организация и проведение спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем».

Понедельник

«Скоро Масленица!»

 Содержание работы: Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

 Работа с детьми:

 - Беседа «Что за праздник Масленица?»;

- Презентация «История Масленицы»;

- Поговорки про масленицу;

- Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»;

- Загадки о зиме и весне. 

- Подвижная /игра «Пирог».

Рисование : «Испеку блин на сковородке».

Разучивание потешек: «Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!»

Вторник

 «Масленица – это весело!»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

- Музыкальный мультфильм «Масленица!»

 - Разучивание народной песни:«Блины».

- Лепка. «Испечем Жаворонков».

Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.

Среда

«Милости просим!»

Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

- презентация «Русская изба»

- экскурсия в мини-музей «Русская изба»

- разучивание подвижных игр: «Валенки»

- разучивание хороводных игр

- разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»

- Аппликация «Испечем блины»

 Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Четверг

«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

- Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

- Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- презентация «Русский национальный костюм»

- д/ и «Наряди куклу»

-разучивание подвижных народных игр

- разучивание хороводных игр «Хоровод с бубнами»

Пятница

«Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

 - итоговое развлечение «С шуткой и забавой Масленицу встречаем!»

Приложение.
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» 

- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра-забава «Валенок»
Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.

Игра Пирог 
Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он -пирог. Играющие поют и показывают движения.
Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.
Экий он широконький, Руки в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.


Подвижная игра «Веселый бубен» 
Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился, 
Тот сейчас станцуем нам!
Подвижная игра «Солнышко». Все группы.
По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.


Хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.


 Песня «Веснянка» 
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов

С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».

Пословицы, поговорки: 

-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись! 
Солнышко-вёдрышко, покажись!» 

Загадки на масленицу: 
(Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну - Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный, 
Сытный, желанный, Бабушка с утра печёт, Угощается народ.
Ответ: Блин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение МАСЛЕНИЦА для средней, старшей, подготовительной групп.

Сценарий развлечения "Масленица" в ДОУ, проводится на улице....

Праздник «Масленица» для младшей, средней, старшей, подготовительной групп-2015

Сценарий праздника Масленица прошёл на Ура!.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9809250","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"342"}}]]...

Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы Тема «Масленица»

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица....

Краткосрочный проект для детей средней группы "Широкая Масленица"

Проект знакомит детей с русскими обрядовыми праздниками Масленица.Развивает познавательный интерес.Воспитывает любовь к своей Родине....

Сценарий праздника "Масленица" для детей средней, старшей, подготовительной групп.

Масленица, или сырная неделя, — один из сохранившихся до наших времен языческих праздников, который теперь тесно связан с христианством. Масленичную неделю принято было жить на широкую ногу: нар...

*ПРОЕКТ тематической недели науки в детском саду Хочу все знать" проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)*

Совершенствование работы детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательскую деятельность; развитие познавательной активности и любознат...

Сценарий праздника Масленица для дошкольников средней, старшей, подготовительной групп.

Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое настроение, вызвать эмоциональный отклик.Действующие лица:                  ...