ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Борзова Н.Я., Жукова Н.А, Кривко М.А., Лоншакова Л.В.(Новокузнецк)

 

Дополнительная общеразвивающая программа по пожарной безопасности «Искра» разработана учителями – дефектологами на основе АОП МБДОУ «Детский сад № 260» и опирается на авторское дидактическое тактильное пособие «Как неразлучные друзья в огне не горели».

Данная программа предназначена для детских дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование основ пожарной безопасности у старшего дошкольного возраста и адаптирована для  детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx78.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Борзова Н.Я., Жукова Н.А, Кривко М.А., Лоншакова Л.В.(Новокузнецк)

Дополнительная общеразвивающая программа по пожарной безопасности «Искра» разработана учителями – дефектологами на основе АОП МБДОУ «Детский сад № 260» и опирается на авторское дидактическое тактильное пособие «Как неразлучные друзья в огне не горели». Данная программа предназначена для детских дошкольных образовательных учреждений, направлена на формирование основ пожарной безопасности у старшего дошкольного возраста и адаптирована для  детей с ОВЗ [1].

Содержание программы расчитано на 1 год и включает в себя планирование работы с детьми, родителями, мониторинг и приложение. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью  20-30 мин, в зависимости от возраста.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её [2].

Цель программы – повышение уровня безопасности всех участников образовательного процесса. Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  2. Развивать интерес к правилам безопасного поведения.
  3. Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.
  4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
  5. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  7. Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

Можно выделить ряд факторов, являющихся источником потенциальной опасности: рассеянное внимание; забывание правил безопасности; эмоциональное состояние; хранение предметов в доступных для детей местах, представляющих опасность; отсутствие контроля взрослых; более узкий угол зрения, чем у взрослого человека.  Время реакции ребёнка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека, так, у взрослого оно составляет 0,6–0,8с, а у дошкольника 1,3–1,5с; чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребёнок решение, он теряется, у ребёнка быстро наступает состояние утомления и рассеянности.

Обучение правилам пожарной безопасности должно стать составной частью воспитательно–образовательного процесса, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни, отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих его людей [4].

Предполагается не только расширение знаний по пожарной безопасности, но и уделяется внимание к подготовке к эвакуации, умению вести себя в опасных ситуациях, а также отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные игры и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
  2. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» // Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
  3. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста// Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  4. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
  5. Основы пожарного поведения// Глибина Л.В. и др. – Вологда, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игрового занятия по пожарной безопасности для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В каморке папы Карло"

ТЕМА: Осторожное обращение с огнём дома и во дворе.Цель: вызвать у детей чувство порицания отрицательных героев; заострить ихвнимание на опасных ситуациях, которые могут произойти дома или во дворе...

Рабочая программа по кружку "Крепышок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по кружку "Крепышок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Спортивное развлечение по пожарной безопасности для детей и родителей старшего дошкольного возраста "Весёлые старты - 01"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя  общеобразовательная школа №3 имени Л.Г. ВенедиктовойСП МДОУ д/с №8 г. Маркса, Саратовской области...

Развлечение по пожарной безопасности для детей и родителей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ - 01»

Развлечение по пожарной безопасности для детей и родителей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ - 01». Соревнование двух команд: "01" и "Огонек". Команды участ...

Конспект квест-игры "Дорожка безопасности" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Квест -игра позволяет систематизировать  знания детей с ОВЗ по правилам безопасности собственной жизнедеятельности и примененить их на практике ,путем решения заданий....

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

Досуговое мероприятие «Грибное лукошко» в рамках системы работы по общей безопасности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Досуговое мероприятие "Грибное лукошко" для детей старшего дошкольного возраста в рамках системы работы по общей безопасности. Цель мероприятия - закрепление материала по теме "Съедобны...