консультации для воспитателей
консультация

Федорова Наталья Николаевна

Консультация  для воспитателей

«Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_origami_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruki.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №115 «Белочка»комбинированного вида г.Орска»

«

Консультация  для воспитателей

«Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

 

Воспитатель Федорова Н.Н

Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга,  средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольника, что является хорошей подготовкой ребенка к обучению в школе. Внимание, умение выслушивать задания или объяснения до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы ученику начальной школы. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы как на протяжении школьного обучения, так и всей дальнейшей жизни.

 

Для реализации данной цели нами был разработан календарно - тематический план работы на год с детьми старшей группы  и обозначены следующие задачи: обучающие:

• познакомить с основными понятиями в оригами – условными обозначени-  ями, базовыми формами оригами «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «двойной треугольник», « двойной квадрат»;

  • познакомить с элементами квадрата - основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;
  • помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
  • обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
  • обучить навыкам складывания фигур оригами с использованием схем («чтение инструкционных карт»);
  • обучить навыкам работы с бумагой: приемам складывания бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата;
  • обучить рациональному, эффективному использованию бумаги, способам изготовления необходимых для работы бумажных квадратов;

развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук и пальцев ребенка, глазомер;
  • развивать произвольность познавательных процессов детей;
  • формировать логическое мышление: развивать творческое мышление, исследовательскую деятельность, приводящую к собственным открытиям;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; воспитывающие:
  • формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием таких качеств, как самостоятельность, саморазвитие, самоопределение;
  • формировать навыки культуры труда;
  • воспитывать жизнеутверждающее, положительное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать эстетическое восприятие детей;
  • воспитывать экологическое восприятие детей;
  • создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в

группе.

Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с детьми:

  • занятия по ручному труду, интегрированные занятия;
  • индивидуальная форма работы;
  • свободная деятельность;
  • совместная деятельность.

Разработан цикл интегрированных занятий  с использованием оригами: по познавательному развитию и ручному труду, по ФЭМП и ручному труду, по развитию речи и ручному труду; по рисованию и ручному труду, по ручному труду и аппликации.

Нами также были обозначены методы, используемые на занятиях для работы с детьми данной возрастной группы:

  • методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово: стихотворения, поговорки, пословицы, художественные произведения русских и зарубежных писателей);

-наглядный метод (показ иллюстраций, показ (выполнение) поделок  педагогом, наблюдение, работа по образцу);

  • практический метод (выполнение работ но инструкционным картам, схемам и др.);
  • игровой метод (игровой персонаж, сюрпризный момент).
  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно - иллюстративный метод (дети спрашивают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский метод (самостоятельная творческая работа

дошкольников).

• методы, в основе которых лежит форма организации детей на занятиях:

  • фронтальный метод (одновременная работа со всеми детьми);
  • индивидуально- фронтальный метод (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
  • подгрупповой метод (организация работы в подгруппах);
  • индивидуальный метод (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Календарно-тематический план разработан с учетом возрастных особенностей детей, доступен по содержанию, систематизирован по темам («В осеннем лесу», «Веселый аквариум», « О чем грустят кораблики», «В гостях у сказки» и др.) на основе общего приема складывания, с последовательным «наращиванием» сложности заданий.

Календарно-тематический план предусматривает знакомство детей старшей группы с оригами и обучение складыванию основных базовых форм, умение ориентироваться в условных обозначениях.

Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами  и умение ориентироваться в условных обозначениях - это основное, что дети должны были усвоить в этом учебном году. На основе знаний базовых форм мы строили всю последующую учебную деятельность.

Специально подобранный перечень тем, позволил дошкольникам познакомиться с различными приемами и технологией работы с бумагой.

Обучение детей оригами предусматривало подачу материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Давая знания в порядке нарастания сложности, мы постоянно учитывали оптимальную нагрузку для ребенка и тем самым создавали благоприятные условия для его творческого роста. На занятиях по оригами для создания непринужденной и творческой атмосферы мы использовали музыкальное сопровождение, запись звуков живой природы.

В работе с детьми мы учитывали, что между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, а также важно не перенасыщать досуг складыванием - достаточно заниматься один раз в неделю.

Очень важное место в обучении оригами отводилось развитию и совершенствованию мелкой моторики рук, четким движениям пальцев. Дети на занятиях учились складывать поделку оригами, используя основные базовые формы. Дополняя поделку с помощью аппликации и рисования, пользовались ножницами, карандашами, красками. Во время занятий и в свободной деятельности регулярно проводилась пальчиковая гимнастика, игровые упражнения с пальцами, массаж.

Особое место отводилось работе с родителями по привлечению к участию в совместном творчестве с детьми по данной теме. Использовались следующие формы работы: консультации, семинары - практикумы, выставки - конкурсы, совместное творчество.

В начале и конце 2018-2019 учебного года было проведено  диагностическое обследование детей. На основе диагностических данных и сравнительного анализа  на начало и конец года был сделан следующий вывод:

на начало учебного года дети старшей группы не знали основных базовых форм и условных обозначений оригами, не умели создавать изделия, выполненные в данной технике;

69 % детей имели низкий уровень развития мелкой моторики;

31 % детей имели средний уровень развития мелкой моторики;

высокий уровень развития мелкой моторики на начало учебного года не имел никто.

На конец учебного года дети познакомились с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, линия, диагональ, центр), базовыми формами «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник», « двойной квадрат»; научились создавать изделия оригами, следуя наглядному показу и словесной инструкции педагога, пользоваться условными обозначениями, инструкционными картами, научились создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Многие дети сознательно используют знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в плоскостных композициях. Дети научились ориентироваться в многообразии специальных терминов и умеют применять их в работе:

23% детей имеют низкий уровень овладения техникой оригами;

46 % имеют средний уровень овладения техникой оригами;

31% имеют высокий уровень овладения техникой оригами;

Изменились показатели сформированности уровня развития мелкой моторики:

отмечается положительная динамика:

23 % детей с низким уровнем развития мелкой моторики;

46 % детей со средним уровнем развития мелкой моторики;

31 % детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.

Дети познакомились со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества, овладели основными приемами работы с бумагой: складыванием, сгибанием, вырезанием, научились сгибать бумагу в нужных направлениях в определенной последовательности, при складывании фигур оригами - определять и намечать в бумажном квадрате диагональные и средние линии, находить центр квадрата.

Движения пальцев стали более точными, четкими, уверенными, что говорит об эффективности использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольников.

Поскольку анализ диагностических данных показал положительный результат в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей старшей группы, работа была продолжена в летний период, которая включила в себя индивидуальную и совместную формы работы по созданию коллективных композиций.

На начало 2019-2020 учебного года диагностическое обследование детей показало положительную динамику развития, что говорит о результативности работы в летний период :

8 % детей с низким уровнем развития мелкой моторики;

46 % детей со средним уровнем развития мелкой моторики;

46% детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.

Таким образом, результаты диагностического обследования доказывают, что систематическая работа по использованию оригами, включенная в различные формы работы с детьми, дает положительные результаты в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста, что позволяет сделать вывод об эффективности влияния оригами на развитие моторных функций рук. По данным диагностического обследования был разработан календарно - тематический план на 2019-2020 учебный год с целью продолжить работу по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...