Главные вкладки

    познавательно - исследовательская деятельность
    опыты и эксперименты (старшая группа)

    Тайны воды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_savenkovu_1_1.doc592.5 КБ
    Файл foto.docx442.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад « Золушка»

    Открытый просмотр по исследовательской деятельности

    в старшей группе 

    «Тайна воды»

    (по методу А.И.Савенкова).

                                                                           

    Подготовила и провела: Кириченко У.М.

    (воспитатель старшей группы)


       

      Образовательные задачи:

    1. Продолжить знакомить детей с этапами исследования объекта.
    2. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
    3. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах.
    4. Приобретение детьми новых знаний о воде.

    Развивающие задачи:

    1. Продолжать развивать логическое мышление.
    2. Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
    3. Развивать творческие способности.
    4. Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
    2. Воспитывать самостоятельность.
    3. Закреплять умение работать в команде.

    Методы и приемы: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации); словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали); практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека,  подвижная игра, фиксация полученной информации)

          Оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточка с изображением темы, папка юного исследователя, карандаши, льдинки для наблюдения, оборудование для проведения опытов  (прозрачные ёмкости,  скрепки, краски, кисточка, салфетки, кувшин с водой),  листочки бумаги размером А5.

    Ход занятия

           Дети сидят на стульях полукругом.

    Раздается стук в дверь.

    Воспитатель. Слышите, ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю. Нам принесли письмо. Давайте прочитаем от кого оно. Письмо нам прислал Гена из мультфильма «Барбоскины». А кто такой Гена, чем он занимается?(ученый, проводит опыты) Давайте прочитаем что же он написал.

    «Дорогие ребята! Я хочу вступить в клуб ученых. Но меня примут если я составлю доклад на любую тему. А как это сделать я не знаю. Вот  я решил попросить у вас помощи.  Помогите мне, пожалуйста. Очень хочется попасть в клуб ученых.»

     Воспитатель: Поможем Гене?

          Воспитатель Сегодня, мы будем учиться проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Давайте вспомним, кто такие ученые (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

    Давайте послушаем тему нашего исследования отгадав загадку

    Она помогает нам чистыми стать, Посуду помыть и белье постирать. Это Вода

    Итак, уважаемые ученые,  тема нашего исследования – вода.

     Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

    Давайте назовем методы исследования?

    (В ходе коллективного обсуждения «дети» называют «методы исследования».) Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений . Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

    Давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

     А что делать во вторую, третью очередь и далее?

    ( «Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

    - Следующий вопрос - «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».)

    Сбор материала.

    Воспитатель: Прежде, чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем фиксировать информацию и полученные сведения.  Схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи символов, значков. Листочки со значками складываем в кармашки папки  исследователя.

     Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой.

    1.Первый наш метод  «Подумать самостоятельно».  
    - Вспомните, что вы знаете  о воде. (Ответы детей)

    (Зарисовка.)

    Кто скажет нам, какой следующий метод?

    2. Правильно,  «Спросить у другого человека».

    Дети, кому вы можете  задать вопросы? Что будете спрашивать?

    3.Дети, а сейчас посмотрите, следующий метод «посмотреть книгу». Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии.

    (Фиксируют новые данные.)

    1. Презентация о трех состояниях воды.
    2. Гимнастика для глаз.

     6.Подвижная игра «Капельки»(под музыку)

    Дети представьте себе, что  мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. (Дети хаотично гуляют по залу) 

    Капельки встретились друг с другом и образовалась лужа. (Дети сбегаются в одну кучу и садятся на корточки)

    Из большой лужи появился ручеек. (Дети встали паровозиком и двигаются)

    Теперь ручеек течет и впадает в озеро. (Дети берутся за руки и образуют круг)  

    Теперь наше озеро превращается в огромное море. (Дети, делают круг еще больше, поднимают руки вверх и двигаются хороводом)

    Теперь вас заморозили. (Дети обнимают друг друга).

    7.Наблюдение.

    -Почему тает лед?

    (Льдинки по количеству детей. Лед тает в руках, прозрачный, образуется вода.)

    Зарисовки.

    8. «Провести опыт или эксперимент»

    2.-Посмотрите, на столе находятся разные предметы, что это за предметы?(стакан маленький, тарелка)  (Ответы детей)

     -А какой они формы? ( круглая, овальная)Ответы детей)

    -Давайте посмотрим на воду в нашем стакане, а теперь перельем воду в пустой маленький стакан, что произошло? (Ответы детей) Сейчас возьмите тарелку и перелейте воду из стакана в тарелку, что произошло? (Ответы детей)

    -А кто мне скажет, какую форму имеет вода? (Ответы детей)

    Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который её переливают.

    3.-Ребята,  возьмите банку, перелейте в нее воду и посмотрите? Что мы видим? (Ответы детей)

    -А теперь опустите в банку скрепку. Что мы видим? (Ответы детей) Почему (Ответы детей)

    Доклад.
    Воспитатель:  И так наши исследователи готовы сделать сообщение о воде.

    По очереди расскажем, что мы узнали о воде.

     Заключительная часть.

    Воспитатель: 

    -А теперь давайте подведем итог нашего  исследования.

    -Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?

         - Молодцы ребята, вы очень помогли Гене, Мы отправим  ему ваши листочки с зарисовками  и он успешно сделает свой доклад и вступит в клуб ученых.



    Предварительный просмотр:

    IMG_20210319_110355IMG_20210319_110059

    IMG_20210319_110715


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

    Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

    Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

    Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

    Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

    На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

    Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

    Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....