познавательно - исследовательская деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кириченко Ульяна Михайловна

Тайны воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_savenkovu_1_1.doc592.5 КБ
Файл foto.docx442.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад « Золушка»

Открытый просмотр по исследовательской деятельности

в старшей группе 

«Тайна воды»

(по методу А.И.Савенкова).

                                                                       

Подготовила и провела: Кириченко У.М.

(воспитатель старшей группы)


   

  Образовательные задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с этапами исследования объекта.
  2. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
  3. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах.
  4. Приобретение детьми новых знаний о воде.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать логическое мышление.
  2. Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  3. Закреплять умение работать в команде.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации); словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали); практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека,  подвижная игра, фиксация полученной информации)

      Оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточка с изображением темы, папка юного исследователя, карандаши, льдинки для наблюдения, оборудование для проведения опытов  (прозрачные ёмкости,  скрепки, краски, кисточка, салфетки, кувшин с водой),  листочки бумаги размером А5.

Ход занятия

       Дети сидят на стульях полукругом.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Слышите, ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю. Нам принесли письмо. Давайте прочитаем от кого оно. Письмо нам прислал Гена из мультфильма «Барбоскины». А кто такой Гена, чем он занимается?(ученый, проводит опыты) Давайте прочитаем что же он написал.

«Дорогие ребята! Я хочу вступить в клуб ученых. Но меня примут если я составлю доклад на любую тему. А как это сделать я не знаю. Вот  я решил попросить у вас помощи.  Помогите мне, пожалуйста. Очень хочется попасть в клуб ученых.»

 Воспитатель: Поможем Гене?

      Воспитатель Сегодня, мы будем учиться проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Давайте вспомним, кто такие ученые (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

Давайте послушаем тему нашего исследования отгадав загадку

Она помогает нам чистыми стать, Посуду помыть и белье постирать. Это Вода

Итак, уважаемые ученые,  тема нашего исследования – вода.

 Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Давайте назовем методы исследования?

(В ходе коллективного обсуждения «дети» называют «методы исследования».) Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений . Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

 А что делать во вторую, третью очередь и далее?

( «Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

- Следующий вопрос - «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».)

Сбор материала.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем фиксировать информацию и полученные сведения.  Схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи символов, значков. Листочки со значками складываем в кармашки папки  исследователя.

 Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой.

1.Первый наш метод  «Подумать самостоятельно».  
- Вспомните, что вы знаете  о воде. (Ответы детей)

(Зарисовка.)

Кто скажет нам, какой следующий метод?

2. Правильно,  «Спросить у другого человека».

Дети, кому вы можете  задать вопросы? Что будете спрашивать?

3.Дети, а сейчас посмотрите, следующий метод «посмотреть книгу». Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии.

(Фиксируют новые данные.)

  1. Презентация о трех состояниях воды.
  2. Гимнастика для глаз.

 6.Подвижная игра «Капельки»(под музыку)

Дети представьте себе, что  мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. (Дети хаотично гуляют по залу) 

Капельки встретились друг с другом и образовалась лужа. (Дети сбегаются в одну кучу и садятся на корточки)

Из большой лужи появился ручеек. (Дети встали паровозиком и двигаются)

Теперь ручеек течет и впадает в озеро. (Дети берутся за руки и образуют круг)  

Теперь наше озеро превращается в огромное море. (Дети, делают круг еще больше, поднимают руки вверх и двигаются хороводом)

Теперь вас заморозили. (Дети обнимают друг друга).

7.Наблюдение.

-Почему тает лед?

(Льдинки по количеству детей. Лед тает в руках, прозрачный, образуется вода.)

Зарисовки.

8. «Провести опыт или эксперимент»

2.-Посмотрите, на столе находятся разные предметы, что это за предметы?(стакан маленький, тарелка)  (Ответы детей)

 -А какой они формы? ( круглая, овальная)Ответы детей)

-Давайте посмотрим на воду в нашем стакане, а теперь перельем воду в пустой маленький стакан, что произошло? (Ответы детей) Сейчас возьмите тарелку и перелейте воду из стакана в тарелку, что произошло? (Ответы детей)

-А кто мне скажет, какую форму имеет вода? (Ответы детей)

Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который её переливают.

3.-Ребята,  возьмите банку, перелейте в нее воду и посмотрите? Что мы видим? (Ответы детей)

-А теперь опустите в банку скрепку. Что мы видим? (Ответы детей) Почему (Ответы детей)

Доклад.
Воспитатель:  И так наши исследователи готовы сделать сообщение о воде.

По очереди расскажем, что мы узнали о воде.

 Заключительная часть.

Воспитатель: 

-А теперь давайте подведем итог нашего  исследования.

-Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?

     - Молодцы ребята, вы очень помогли Гене, Мы отправим  ему ваши листочки с зарисовками  и он успешно сделает свой доклад и вступит в клуб ученых.



Предварительный просмотр:

IMG_20210319_110355IMG_20210319_110059

IMG_20210319_110715


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...