Дидактические игры.
картотека

Любименко Светлана Сергеевна

Картотека дидактических игр.Возрастная группа с младашей до подготовительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры.

 «С кем дружить». (1 младшая)

Цель: Учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки.

Игровое действие: передача настроения мимикой.

Ход игры: На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор. 

«Оденем куклу на прогулку» (1 младшая)

Цель: Закрепить знания о последовательности одевания, и в какое время года что одевать.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку помочь одеть куклу (куклу показывает без одежды). Помогите начать одевать куклу вопросом «Как ты думаешь, что надо одеть сначала?», если ребенок затрудняется, помогите ему (трусики, майку, колготки или ночки, платье). Дальше предложите ребенку одеть куклу на прогулку, например: На улице зима, много снега. Во что мы оденем нашу куколку, чтобы она не замерзла? (В коробочке лежит одежда по сезонам: зима, осень, весна, лето)

«Какой игрушки не хватает» (1 младшая)

Цель: Развитие памяти, внимания.

Ход игры: Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребенком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребенок поворачивается или открывает глаза, ему задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

«Четвертый лишний» (1младшая)

Цель: Закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда и т.д.), развивать внимание, память.

Ход игры: Положите на стол четыре предмета, три фрукта и один овощ.

Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

«Догадайся». (1 младшая)

Цель: Закрепить умение по выражению мимики определять эмоциональное состояние героя.

Игровое правило: внимательно рассматривать картинки, выполнять задания воспитателя.

Игровое действие: находить картинку, прыгать как зайчики.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением зайчиков. Дает задание: найти самого радостного. После того, как дети найдут соответствующую картинку, воспитатель предлагает попрыгать весело, как зайчики.

«Да или нет». (2 младшая)

Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

«Ребенок и здоровье». (2 младшая)

Разложи картинки по порядку

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

«Найди предмет» (2 младшая)

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

«Справа как слева» (2 младшая)

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: Матрёшки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

        

 «Полезные продукты». (2 младшая)

Назови правильно

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

 «Какое время года?» (средняя группа)

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Светофор». (средняя группа)

Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова. 

Ход игры: Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное

Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

«Разговор по телефону». (средняя группа)

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

 «Какая, какой, какое?  (средняя группа)  

 Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

 Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.             

 Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая..

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….  Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

 Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

                

«Что за насекомое?» (средняя группа)

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

 Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

 «Бывает — не бывает» (с мячом) (средняя группа)

Цели:  развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

 Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

        Снег зимой  … (бывает)                          Мороз летом … (не бывает)

        Иней летом … (не бывает)                      капель летом … (не бывает)

«Как вас можно называть?». (старшая группа)

Цель: формирование представлений о своем имени, развитие навыков словообразования

Ход игры. Предложите детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома, как их называют мама, папа, бабушка, дедушка. Старших детей можно попросить написать свои имена на карточках.

Воспитатель: «А теперь, по кругу, по очереди будем перечислять всевозможные ласковые формы наших имен. Все имена запишем. У кого больше имен наберется? Первым сидит Коля. Мама и папа зовут его Николка, Нико, Колюня и Колюшка, дедушка называет Николаем, а бабушка - Коленькой. Друзья во дворе - Колькой. Подскажите Коле, как его еще можно называть?" Дети подсказывают: Кольча, Николенька, Ннколаша.

Дальше сидит Ваня, он перечисляет свои имена: Иван, Ванятка, Ванюшка, Ванечка, Иванка, Ванюша. Дети подсказывают и продолжают: Иванушка, Ивашка.

За Ваней ждет очереди девочка Саша. Саша сообщает, что дома ее зовут Шурик, Шурочка, Шуренок, Шурка, Сашок и Сашуля. Дети вспоминают, что Сашу называли еще Александрой, Александриной.

Так обсуждают, выясняют, придумывают всевозможные формы имен всех детей, включившихся в игру. Призы достаются владельцу имени с самым большим количеством форм и тому, кто придумал больше вариантов.

«Путешествие по миру». (старшая группа)

Цель:продолжать формирование представлений о своем имени

Материал: странноводческий материал - буклеты, плакаты, открытки, рекламные издания, географические карты и т. Д

Ход игры: Воспитатель: Я приглашаю в "самолет" тех, кто хочет посмотреть мир и себя показать. Во время "путешествия" дети узнают, как их будут называть по-английски (в Англии, в Америке), по-испански, по-немецки, по-итальянски, по-грузински в соответствующих странах. Например, Ванечка узнает, что он станет в Америке и в Англии Джоном, в Германии - Иоганном, в Испании -Хуаном, в Грузии - Вано. А во Франции - Жаном. Юля обрадуется, узнав, что в других странах ее будут звать Джульеттой, Джулией, Жюли. А Машенька узнает, что во всех странах мира детей называют ее именем и звучит оно так: Мария, Мари, Мариам. Катенька удивится, когда узнает, что за границей ее будут звать Катрин, Кэти, Кити. Катэ. Можно рассказать, что первые «музыкальные автоматы», с которыми ходили бродячие музыканты, наигрывали одну-единственную мелодию – «Катрин шарман» («Прекрасная Катрин»), поэтому их стали называть «шарманками»

        

«Геометрические фигуры» (старшая группа)

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.

Ход игры: После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Найди и назови фигуру» (старшая группа)

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

"Выкладывание картинок"(старшая группа)

 Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.

Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры:Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.

«Природа и человек». (подготовительная группа)

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры: «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

«Найди листок, как на дереве». (подготовительная группа)

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

 «Закончи предложение». (подготовительная группа)

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

 «Что это такое?». ( подготовительная группа)

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

«Исправь ошибку».(подготовительная группа)

Цель: учить понимать смысл предложения.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно: Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога идет по машине. Гена разбил стеклом мяч и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...