картотека игр с мячом
картотека (младшая группа)

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С. А. Шмаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_myachom.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Спой, как я»

Цель игры: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении из положения, сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Возраст: 1,5+

Ход игры:

Взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук ( А, О, У, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

«Найди мячику домик»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления .

Возраст: 2+

Ход игры: Взрослый показывает ребенку три «домика» , построенных из LEGO –конструктора , предлагает найти мячику домик и прокатить к нему мяч.

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Возраст: 2+

Ход игры: 

Кач, кач, кач. (Дети берут мячи и встают в круг)

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. (Дети бросают мяч двумя руками)

Высоко подбросим мяч! (Вверх и ловят его)

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Бросают мяч двумя руками о пол)

Мы о пол ударим мяч!

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Дети кладут мячи в корзину)

Утомился бедный мяч.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила игры: выполнять движения согласно тексту.

«Мячи в корзине»

    Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Возраст: 2+
   Для этой игры вам понадобятся любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) . В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.

Ход игры:
    Воспитатель показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: "Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?"
    Ребенок становится на любом месте. Взрослый  кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами:

    Мяч одной рукой возьмем      (Наклоняются и берут по одному мячу)
    И к плечу поднимем.               (Поднимают руку с мячом вверх к плечу)
    На корзину поглядим.             (Смотрят на корзину)
    Мяч в корзину кинем.            ( Бросают мяч в корзину одной рукой)

    Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). 

Мяч в кругу»

Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Возраст: 2+

Ход игры: 

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

Воспитатель: «Катенька, покати мячик Диме». Девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

«Прокати и догони»

Цель игры: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Возраст: 2+

Ход игры: 

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик  (Толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко ,(Смотрит, куда он покатился)

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его)

Это сделать нам легко! 

 «Поймал!» (Поднимает мяч над головой)

«Колобок»

Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.

Возраст : 3+

Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.

Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.

Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.

Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.

Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.

«Детский боулинг» или «Сбей кегли»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Возраст: 3+

Ход игры: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1-1,5м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

И они уже лежат!

«Съедобное-несъедобное»

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Возраст: 3+

Ход игры: 

Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить.

Другой вариант игры: перекатываем друг другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья, цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т. д. Таким образом в процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более легкие варианты.

« Что делает ?»

Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

Возраст: 3+

Ход игры:

Взрослый называет слово, дети подбирают к нему слова- действия, перебрасывая мяч друг другу через одного.

Например:  Что делает кошка ? Мяукает, спит и т.д.

«Назови сказку»

Цель: развивать у детей интерес к сказкам, уметь узнавать ее по названию животного, воспитывать бережное отношение к животным.

Возраст: 4+

Ход игры

Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу, ведущий бросает мяч первому игроку, произнося любое животное. Например: Волк.

Ребенок возвращает мячик ведущему, называя при этом сказку, например "Колобок" и т. д.

«Горячая картошка»

Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.

Возраст : 4+

Ход игры: дети стоят по кругу. По сигналу «горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если ребенок не поймал мяч, то он «обжегся», должен пробежать с мячом круг и вернуться на свое место.

«Один- много»

Цель игры: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умения передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.

Возраст: 4+

Ход игры:

Взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: « У меня один карандаш, а у тебя много (чего?) – карандашей. Ребенок принимает мяч , передает его взрослому и отвечает на вопрос.

«Веселый мяч»

Цель:развивать эмоциональность у ребят, умение играть в коллективе, слушать музыку, выявлять творческие способности ребят.

Возраст: 4+

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам встать в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем руководитель дает одному из ребят мяч, который он передает по часовой стрелке по кругу. Все это происходит, пока звучит мелодия.

Но как только музыка прекращается, ребенок, у которого на данный момент остался мяч в руках, должен или рассказать стихотворение, или спеть любую песенку, или станцевать.

Если малыш стесняется выходить в центр круга, то вместе с ним это могут сделать и его друзья, особенно если он поет знакомую всем песню.

Когда ребенок выполнит данное задание, он должен выйти из игры. Далее все продолжается подобным образом.

В игре побеждает тот малыш, который остался последним в этом конкурсе. 

«Кого назвали , тот и лови»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: 4+

Ход игры:

Дети ходят, бегают, прыгают и т.д. по площадке. Взрослый находится среди детей, он держит в руке большой мяч. Затем он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный подбегает, ловит мяч и бросает его вверх, называя по имени кого-нибудь из играющих , который в свою очередь подбегает, ловит мяч и т.д.

«Горячий- холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов- антонимов.

Возраст: 4+

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч ребенку , произносит одно из прилагательное, а ребенок , возвращая мяч , называет- другое с  противоположным значением.

Например: горячий- холодный.

                          «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».
Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Возраст: 4+
Ход игры: взрослый поочередно бросает мяч и произносит первую часть слова. Дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
                             Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Возраст: 4+
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:  Красный – мак, огонь, флаг

«Расскажи сказку»

Цель: развивать у детей образное воображение, учить рассказывать сказку, не нарушая последовательности и смысла рассказываемой сказки.

Возраст: 5+

Ход игры :

Дети стоят в кругу. Ведущий показывает детям какой-либо сказочный предмет (яблоко, горшочек меда и т. д.) или игрушку животного. Предлагает вспомнить из какой сказки эти предметы или животные. Затем ведущий начинает рассказ или сказку. Например: Жили-были… или В некотором царстве… И бросает мяч тому игроку, который должен продолжить сказку. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не расскажут всю сказку.

«Сказочный магазин»

Цель:воспитывать у детей умение играть в коллективе, поддерживать интерес у детей к сказкам и сказочным персонажам.

Возраст: 5+

Ход игры:

По считалке выбирается ведущий-продавец и сказочник. Продавец раздает игрокам роли сказочных персонажей. Сказочник, придя в магазин. говорит, что для сказки нужен сказочный персонаж и начинает перечислять. если угадал, продавец ведет игрока-героя в круг, а сказочник должен попасть в него мячом.

Если попал, то роли меняются. А если нет – игрок-герой убегает, сказочник догоняет.

«Ловишки с мячом»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакция, умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Возраст: 5+

Ход игры:

Стоя в кругу, дети передают друг другу мяч, рассказывая при этом стихотворение:

Раз, два, три.

Мяч, скорей беги!

Четыре, пять, шесть,

Вот он, вот он здесь!

На каждое слово стихотворения дети передают мяч. Тот, у кого мяч окажется в руках на слове «здесь», становится водящим – выходит на середину круга и говорит: «Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки». После этих слов все дети разбегаются, а водящий бросает мяч в ноги убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. Игра повторяется с каждым водящим два - три раза, после чего все игроки снова встают в круг и игра продолжается с новым водящим.

«Мяч снежной королевы»

Цель: развитие равновесия и быстроты реакции.

Возраст: 5+

Ход игры:

Дети встают в круг на расстоянии 2 шагов друг от друга. Один игрок бросает мяч другому. Если тот его не поймал, то должен замереть в той позе, в которой пытался поймать мяч. Если поймал, то нужно сразу бросить следующему игроку. Игра длится до тех пор, пока все игроки не «заморозятся». Оставшийся игрок должен отогреть ледяные фигуры. Он встаёт в центр круга и бросает мяч поочерёдно каждому игроку. Если мяч пойман, фигура оттаивает и бросает мяч следующему игроку. Если ему тоже удаётся поймать мяч, то и он оттаивает и может снова участвовать в игре. Если нет, то игрок продолжает стоять в застывшей позе, а игру продолжает тот, кто бросил мяч последним.

«Вышибалы»

Цель: развитие быстроты реакции.

Возраст: 5+

Ход игры:

Два ребёнка стоят по разным концам площадки, примерно на расстоянии 10 – 13 м. друг от друга. В центре между ними в ряд игроки. Эти двое перекидывают друг другу мяч так, чтобы попасть в кого – то из стоящих в центре. Те, в кого целятся, должны уворачиваться от мяча. Тот, кого вышибли, становится на место игрока, который в него попал.

«Мяч водящему»

Цель: развитие глазомера, моторику рук, быстроту, точность броска.

Возраст: 5+

 Ход игры:

 Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

Варианты: мяч водящий бросает не по порядку, а в разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу не упадёт мяч.

«Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Возраст: 5+

Ход игры:

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,

-Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.

-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

 

 «Мячик кверху»

Цель: развитие умения быстро бегать, развитие быстроты реакции.

Возраст 5+

Ход игры:

Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру. 
Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, игроки не должны прятаться за деревья и постройки.

«Загадки»

Цель игры: формировать навык образования сложных слов ; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.

Возраст: 5+

Ход игры:

Дети сидят полукругом на ковре. Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Тому; кто догадался и поднял руку; взрослый катит мяч, ребенок возвращает мяч взрослому и отвечает. Например: сам и летаешь= самолет.

 «Знатоки»

Цель: расширять словарный запас детей; учить бросать вверх или отбивать мяч о пол и ловить его , несколько раз без остановки двумя руками.

Возраст: 5+

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку назвать пять предметов к обобщающему понятию, отбивая  при этом мячом.

Например: Я знаю пять овощей : морковка –раз и т.д.

 «Сторожа»

Цель: развитие меткости

Возраст: 5+

Ход игры:

Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага. У всех игроков маленькие мячи. В середине круга построен город (кегли, расставленные на расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти маленький мяч). Городок охраняют три сторожа (выбранные считалкой). Игроки, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа. 
Правила игры: Мяч игроки должны только прокатывать. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; тот, кто, пропустил мяч, выходит из игры. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны на другую. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

«Найди себе пару»

Цель: сформировать установки на взаимопонимание.

Возраст: 5+

Ход игры:

Каждому участнику игры выдается мяч, на котором на котором прикреплено изображение сказочного героя или литературного персонажа, имеющего согласно сюжету истории, постоянного партнера или друга. Например: крокодил Гена и Чебурашка. Участники должны отыскать свою «вторую половинку», опрашивая всех участников игры. По команде ведущего участники игры подходят друг к другу, задают вопросы, находят своего партнера.

«Кузовок»

Цель: формировать представления ребенка о возможностях своих и сверстников.

Возраст : 5+

Ход игры:

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит пустая корзинка (кузовок), а рядом корзинка с маленькими мячами. Ведущий говорит, обращаясь к конкретному участнику: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что есть на – ок. Обмолвишься – отдашь залог». Дети по очереди берут мячи из корзинки и говорят слова, заканчивающиеся на – ок: «Я положу в кузовок клубок (кладет мячик в «кузовок»); а я – платок; а я – замок, сучок, коробок, сапожок, мешок, листок, колобок и т.д.

Затем разыгрываются залоги: ведущий, не глядя, достает из корзинки предмет и спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?» Участники по очереди назначают каждому залогу выкуп, например, спеть песенку, попрыгать, изобразить кого-то и т. д.

 «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Возраст: 5+

Ход игры .

Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

«Охотники и звери»

Цель: развитие скоростных качеств, ориентировки в пространстве, глазомер.

Возраст 6+

Ход игры:

На площадке обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» — бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

«Мяч  водящему»

Цель: развитие координационного умения, ловкости, глазомера.

Возраст 6+

Ход игры:

На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр с мячом

Для работы по проекту о спорте делала картотеку игр...

Картотека игр с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Игры с мячом направленны на развитие ловкости, на умение ориентироваться в пространстве, а также на развитие координации движений. С помощью игр с мячом у детей развивается быстрота реакции точность д...

Картотека игр с мячом

Картотека игр с мячом.Мяч об полЦель игры. Ловить отскочивший от пола мяч.Описание игры. Дети распределяются на две команды  и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена каждой ком...

картотека игр с мячом

В этой  картотеке вы можете найти, игры в которых  подробно описаны цели  и описание игр....

Картотека игр с мячом для развития ориентировки в пространстве

Данный материал содержит подборку игр с мячом для развития ориентировки в пространстве...

Картотека игр с мячом. Тренировка юных баскетболистов.

Подбор игр с мячом в помощь инструктору по ФК ДОУ в обучении детей спортивным играм....

Картотека игр с мячом для развития речи.

Картотека игр с мячом для развития речи....