Конспект "Наша Масленица".
план-конспект занятия (старшая группа)

Рашева Ольга Николаевна

Технологическая карта к занятию. "Традиции народа на Руси на праздник Масленицы". Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Масленица.78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Традиции народа на Руси на праздник Масленицы.  

Возраст детей –  старшая группа.

Вид занятия: непосредственно образовательная деятельность, познавательное развитие.

Длительность – 25 минут.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная, продуктивная, музыкальная. 

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа;

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю через русское народное творчество.

• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, иллюстративный материал (икт технологии), а также сюрпризные моменты.

воспитывать доброжелательность; вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Дети проявляют интерес и уважительно отношение к русским народным праздникам, празднику Масленицы, традициям и обычаям.

Оборудование:  экран, проектор, презентация к образовательной деятельности, цветные ленточки для карусели, солёное тесто, каравай, платочки для игры.

Предварительная работа:

1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.

2. Разучивание пословиц, поговорок, небылиц.

3. Взаимодействие с родителями: беседы с детьми о  празднике Масленицы, оформление выставки рисунков «Наша Масленица»

        

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы,

Вводно-организационный,

1–2 мин

Организация направленного внимания

Формирование интереса к содержанию ООД;

направление внимания детей;

Педагог привлекает внимание детей.

Пение птиц (звукозапись)

Дети концентрируют внимание, проявляют интерес

Организация образовательного пространства.

Вводно – организационное слово воспитателя. 

Мотивационно побудительный

1 мин

Формирование умения вести диалог,

Педагог в беседе с воспитанниками подводит их к ответу на вопрос, почему так весело щебечут птицы?

 о том,  что весна наступила.!

Дети проявляют интерес, выражают собственное мнение.

Мотивация, как приём активизации познавательной деятельности.

Беседа, вопросы.

Проблемная ситуация

2 мин

Актуализация имеющихся знаний,

2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Поощрение стремление к проявлению инициативы.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Можем ли мы порадоваться вместе с птицами? Какой скоро праздник? Отгадаете загадку? Что за праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горки вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Что вы знаете о Масленице? Почему праздник назвали Масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.)

Важно знать традиции русского народа, чтобы передавать эти знания другим людям.

Хотели бы вы узнать ещё больше о празднике Масленица, о традициях народа?

Активизирует к высказыванию,  использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности

Создание проблемной ситуации, которая вводит воспитанников в предмет темы, беседа педагога и воспитанников.

Загадка.

Словесный методы

(пояснение, вопросы)

Беседа. Диалог.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений).

Создание условий для развития и углубления познавательных  способностей.

Педагог  предлагает детям узнать, как раньше на Руси люди праздновали Масленицу.

  Мы сегодня позабавимся,

 На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Мы сейчас с вами узнаем, чем люди занимались в каждый день Масленицы.

Какой самый первый день недели.

1 слайд.

Понедельник. «Встреча Масленицы»

Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. На что похожи блины?

 а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Дети подходят к экрану, рассматривают иллюстрации презентации.

Проговаривают закличку и привязывают красную ленточку к карусели.

"Уходи, зима суровая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

.

Восприятие полученной информации через ИКТ.

Словесные методы. Игровые.

Стимулирует детей к мыслительной деятельности.

Демонстрирует показ слайда, предоставляет возможность подумать и высказаться.

Педагог дополняет рассказы детей новыми знаниями, 

поощряет детей к высказыванию

Поддержка  детской инициативы.

2 слайд.

Второй день — вторник, звался «Заигрыши».

В этот день начинали собираться игрища да потехи.

Предлагает научиться играть в р.н.игру «Крыночки»

Дети собираются на игру «Крыночки».

Выбор кота считалкой.

Играют по правилам игры.

Привязывают ленточку.

Игровая деятельность,

считалка.

Продуктивная деятельность

Пальчиковая гимнастика

.

Знакомятся с традициями третьего дня Масленицы,  для чего нужен каравай на Руси.( встреча гостей)

Развивается умение работать коллективно.

Учатся активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

3 слайд

Третий день — среда «Лакомка».

Кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Это когда что-нибудь вкусненькое. Масленица — кривошейка,

 Встретим мы тебя хорошенько!

  С блинами.

  С караваями.

Что такое каравай?

Для чего он нужен?

Педагог просит детей о помощи, украсить праздничный каравай.

 Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка .

Подходят к столу, украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста.

А прежде чем, приступить к работе разогреем свои пальчики. Пальчиковая игра «Мельница».

За работу жернова,

Зерна перетрем, сперва!

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай!

Крепче трем зерну бока,

Получается мука!

Привязывают  третью ленточку.

Пальчиковая игра с элементами кинезиологической гимнастики.

-

.

4 слайд.

«Широкий четверг», «Широкая масленица».  Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор.

В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит!  Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее  — правильно.

Кто лучше скажет ,тот и привяжет ленту к карусели.

Рассматривают иллюстрации на слайде.

По иллюстрации стараются понять, чем занимались люди в этот день.

Проговаривают скороговорку.

 Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

Привязывают ленту к карусели.

Формирование познавательных интересов

5 слайд

Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.

6 слайд.

Суббота — «Золовкины посиделки»  В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

Гости в этот день ели блины и рассказывали небылицы.

Предлагает детям рассказать небылицы.

Дети рассказывают небылицы.

7 слайд

«Проводы Масленицы» и «Прощёный день.

В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело-символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения .Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

Вот и карусель готова!

Как мы можем с каруселью поиграть в праздник масленицы?

Хоровод « Как на Масленой неделе».

Дети проговаривают закличку.

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко — колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

Привязывают последнюю седьмую ленточку.

Вот и карусель готова!

Дети предлагают.

Встают в хоровод.

Заключительный этап. Рефлексия.

     2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Скажите, пригодится

информация, которую вы сегодня узнали?

Теперь вы знаете о традициях народа в праздник Масленицы…

Подводит итоги совместной деятельности, даёт оценку работе детей.

Высказывают собственное

мнение  о занятии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29 «СОЛНЫШКО»

                                                                               

                                                                                                    Технологическая карта

                                                               непосредственно образовательной деятельности

                                                             по образовательной области  «Познавательное развитие»

                                                                          для детей старшего возраста по теме

                                                            «Традиции народа на Руси на праздник Масленицы»

                                                           

                                                                          Материал подготовила: воспитатель Рашева О.Н.

                                                                                                         2021 г.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...