Рабочая программа по танцевальной аэробике
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Каширская Ирина Васильевна

Рабочая программа для кружа по танцевальной аэробике "Звездочка" для детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   УТВЕРЖДЕНА:_____________

Заведующий МДОУ «Детский сад № 25 «Светлячок» О. А. Пономарева                                                                                                    Приказ № ___от _____2020 г.

Рабочая программа

по танцевальной аэробике

2018   -  2021 год

МДОУ д/ с  №25 «Светлячок»

Каширская Ирина Васильевна

«Способность умело и красиво двигаться - одно из важных условий дальнейших социальных достижений ребёнка»

                                                                                     /Клаус Фопель/

I. Пояснительная записка

Современная оздоровительная аэробика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.

Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а кружковая работа строится на сотрудничестве педагога и ребенка.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, т.к. этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Актуальность: В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. А также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к занятиям физической культуры. Одним из таких путей  являются дополнительные занятия по оздоровительной аэробике.

Оздоровительная аэробика является сегодня лидером мирового спортивного движения, развивает двигательную подготовленность детей и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

Практическая значимость программы по оздоровительной аэробике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Дополнительные занятия по оздоровительной аэробике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Новизна заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающей технологии; оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Цель обучения состоит в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей, посредством освоения основ содержания оздоровительной аэробики, умения сохранять и совершенствовать своё телесное «Я», содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности. В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы.

Задачи:                                                                                                                            

- формирование знаний об оздоровительной аэробике;

- совершенствование навыков базовых элементов оздоровительной аэробике;

- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной коордиационной сложностью;

- формирование навыков и умений в выполнении  аэробики различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, правильной осанки и культурой движений;

- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;

- воспитание морально-волевых, эстетических качеств;

- формирование музыкально-двигательных навыков и умений.

Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовке детей дошкольного возраста.

Дети в процессе всего занятия регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.

Программа по оздоровительной аэробике основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия аэробикой дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

Реализация программы осуществляется через кружковую работу 1 раз в неделю, начиная со старшей группы.

Принципы создания программы

  1. Доступность:

- учёт возрастных особенностей;

- адаптированность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность;

4. Динамичность:

- итеграция программы в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

- учёт возрастных особенностей;

- учёт по половому различию;

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.

Средства реализации

  1. Специально организованное обучение в кружке. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование» и проводятся 2раза в неделю согласно плану;
  2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего, здорового образа жизни;
  3. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы;
  4. Диагностика. Апробированы критерии  (тесты) диагностики по усвоению программных задач «Оздоровительной аэробике».

Организационно-методические формы обучения и проведения занятий в кружке по оздоровительной аэробике включают приведённую ниже последовательность освоения материала:

  1. двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);
  2. соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);
  3. комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);
  4. части комплекса (определённое количество комбинаций);
  5. комплекс упражнений оздоровительной аэробики.

Изучения базового движения осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

Оздоровительная аэробика – это такой вид деятельности, когда педагог организует процесс, что называется, «вживую», поэтому требования к показу особые. Во-первых, широко используются зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся. Во-вторых, используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчётом и методическими комментариями. Поэтому осуществляется визуальный контроль за детьми, что, кроме правильности обучения, обеспечивается ещё и безопасность на занятиях.

Отличительные особенности программы по оздоровительной аэробике основаны на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Данная программа отличается от других программ тем, что занятия проходят по нескольким видам оздоровительной аэробики ( базовая аэробика, , танцевальная аэробика, стретчинг, силовая аэробика ).

Основная форма организации – кружок, занятия в физкультурном зале и на физкультурной площадке.

Подгрупповая форма обучения по 12-15 детей.

Длительность занятия 30минут.

Режим занятия –2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:  совершенствование физической подготовленности детей, здоровый и безопасный образ жизни; выразительность исполнения движений под музыку; точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических этюдах; освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений.

Форма проведения итогов: по желанию детей – участие в спортивно-праздничном конкурсе «Мисс аэробика»; выступления на утренниках; на спортивных праздниках и конкурсах; награждение грамотами детского сада.

II. Содержание программы

Психолого – педагогические основы

Аэробика – система гимнастических, танцевальных и других ритмичных упражнений, выполняемых под музыку.

Из истории. Слово "аэробика" применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге "Аэробика", изданной в 1963 году. Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц.
Из физиологии. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.                                                                                                             Для нормальной работы всех систем организма необходим прежде всего оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки.                                                                                                                 Йоги говорят, что пока человек гибок - он молод. Действительно гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья человека.
Занятия аэробикой комплексно воздействуют на организм: они укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют сердечно- сосудистую, дыхательную системы, активизируют иммунные силы организма, совершенствуют координацию движений и чувство ритма, позволяют снизить избыточный вес, улучшают настроение, дают заряд бодрости.                                                                   Любая физическая активность благоприятно влияет на организм человека в целом и на отдельные его системы. При выполнении физических упражнений активизируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, усиливается обмен веществ. Во время мышечной деятельности усиливаются импульсы из рецепторов, участвующих в движении (зрительного, слухового и тактильного), одновременно с этим возбуждается двигательная зона коры головного мозга. Под влиянием мышечной активности повышается деятельность желез внутренней секреции, прежде всего надпочечников. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают артериальное давление, одновременно расширяя артерии головного мозга. Гормоны коркового слоя надпочечников повышают сопротивляемость организма и оказывают противовоспалительное действие. Во время мышечной работы улучшаются обменные процессы в тканях и процессы регенерации клеток. Мышечное сокращение служит в качестве своеобразного насоса, выжимающего кровь из вен по направлению к сердцу. Увеличению притока венозной крови к сердцу, кроме того, способствуют усиленные дыхательные движения, возникающие при мышечной деятельности. Другой экстракардиальный фактор воздействия физических упражнений на периферическое кровообращение может быть кратко охарактеризован как мобилизация резервных возможностей сосудистой системы - перераспределения крови в виде уменьшения ее депонированной и увеличения циркулирующей массы, расширения капиллярного русла за счет открытия ранее не функционировавших капилляров, ускорение артериального кровотока. Физические упражнения способствуют повышению притока крови к венечным артериям. В миокарде, как и в скелетной мускулатуре, возрастает число функционирующих капилляров, активизируются обменные процессы, увеличиваются поглощение и утилизация кислорода, с чем и связано повышение сократительной функции миокарда.                                                          Довольно трудно определить энергетическую стоимость аэробики из-за того, что интенсивность движений самая разная.    В общем виде занятие аэробикой состоит из следующих основных фаз :

Разминка

Аэробная фаза

Заминка

Силовая нагрузка

Если строго придерживаться всех четырех фаз в занятиях аэробикой, то никаких серьезных травм не может случиться.

Общая структура занятий

Часть

занятия

Направленность и продолжительность части занятия

Зона воздействия и направленность упражнений

Основные упражнения

Указания

1.Подготовительная

1.Разминка; разогревание (Werm up). 5-10 мин.

1.Локальные (изолированные)движения частями тела; совмещения, движения для обширных мышечных групп.

Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движение стопой; полуприседы, выпады, движение туловищем, варианты шагов на месте и с перемещениями в сочетании с движениями руками.

Рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой; Упр-я на координацию и усиление кровотока выполнять в среднем темпе с увеличением амплитуды.

2.Стретчинг- упражнения на гибкость (Stretching)

2.Изолированные движения для мышц бедра и голени.

Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы.

Выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бёдра, без использования махов и пружинящих движений.

2.Основная

1.Аэробная часть (Aerobics). 20-25 мин.

1.Аэробная разминка (3-7 мин.)

Базовые элементы и усложнения движений, варианты ходьбы с движениями руками.

Разучивание танцевальных соединений в сред. Темпе на месте и с передвижениями в разных направлениях.

2. «Аэробный пик» (10-15 мин.)

Танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки с сочетании с движениями руками.

Выполнение сочетаний –«блоков» упражнений на месте и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки, амплитуды и интенсивности движений.

3.Первая аэробная «заминка» (2-3 мин).

Базовые движения, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений руками; сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бёдра.

Уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений; движения выполняются в стойке ноги врозь, выпаде и полуприседе, сочетаются с дыханием, темп движений замедляется.

2.Упражнения на полу (Floor work)-фитнес (5-7 мин.)

1.Упражнения для мышц туловища, бедра.

В положениях лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины; приводящих и отводящих мышц бедра.

Выполнять от 1 до 3 серий по 5-10 раз повторений движений, в зависимости от уровня подготовленности ребёнка.

2.Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

Варианты сгибания и разгибания рук в разных исходных положениях.

Можно использовать упражнения с утяжелителями,амортизаторами, на тренажерах.

3. Заключительная

«Вторая заминка» - «остывание»Снижение нагрузки (Cool down) 2-5 мин.

«Глубокий стретч». Упражнения на гибкость, «общая заминка».

Растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса.

В разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением.

Основные направления оздоровительной аэробики в детском саду:

- Классическая (базовая) аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение. Овладение техникой базовых шагов. Освоения упражнений общего воздействия, с повышенными энергозатратами: интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. Овладения  и освоение техникой составления связок и кобинаций; указаниями, командами и символами – жестами, используемыми в аэробике.
- Танцевальная аэробика – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов.  Овладения широким диапазоном танцевальных средств; освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле.                                                                                                  - Фитбол – аэробика.  Фитбол (большой гимнастический мяч) - не только забавная игрушка, это еще и достаточно эффективный тренажер для самых разных проблемных зон. Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо. Гимнастика на фитболе - эта щадящая, но эффективная аэробика.       Освоение и овладение техники базовых шагов, составление связок, комбинаций на занятиях по фитбол – аэробике. Освоение техники упражнений для развития силы мышц: для верхнего и нижнего отделов прямой мышцы живота, для косых мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения (используя мяч в качестве упругого сопротивления), на баланс и развитие силы крупных мышечных групп; овладения стретчингом. Совершенствование координации движений и чувства равновесия.                                                                                                  - Силовая аэробика. Освоение техники силовой подготовки, в которой рассматриваются значение силовой тренировки для оздоровления, улучшения телосложения. Овладение упражнениями с резиновыми амортизаторами, эспандером и гантнлями.
- Стретчинг ( «растягивание»). Освоение и овладение упражнениями на гибкость, повышающие эластичность сухожилий и соединительных тканей, позволяющие увеличить амплитуду движений. Ознакомление с релаксацией на занятиях оздоровительной аэробикой.

Содержание занятий

Двигательные упражнения

Классическая (базовая) аэробика

Овладение техникой базовых шагов:

  1. Марш (march)- ходьба на месте, с продвижением вперед, назад, по диагонали. Ходьба с пружинным движением; с поворотом на право (налево), кругом, полный круг;
  2. Приставной шаг (step touch)- приставные шаги в сторону, по диагонали, зигзагом, по квадрату. Приставные шаги с поворотом направо, налево, кругом. Два (и более) приставных шага слитно (step-line);
  3. «Виноградная лоза» (grape vine)- шаг правой в сторону, шаг левой назад-скрестно (скрестно за правую), шаг правой в сторону, приставить левую;
  4. V – шаг (v-step)- шаг правой вперед - в сторону (или назад – в сторону), то же левой, шагом правой, левой, вернуться в и.п.;
  5. « Открытый шаг» (open step)- стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую;
  6. Подъём колена вверх (knee up, knee lift)- сгибание ноги вперёд, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
  7. Махи ногами (kick)- махи ногами вперед, в сторону, назад, по диагонали. Махи, сгибая, разгибая ногу (kick) вперед, в сторону. Махи согнутой ногой назад (kirt);
  8. Выпад (lunge)- выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
  9. Скрестный шаг (cross step)- скрестный шаг с перемещением вперед. Скрестные шаги с поворотом направо, налево, кругом, полный круг;
  10.  Выставление ноги на пятку (heei toch), на носок (toe touch), выставление ноги на пятку или на носок вперед, в сторону, назад, скрестно, с поворотом;
  11.  Бег на месте с продвижением в различных направлениях;
  12.  «Галоп» (gallop)- шаг правой вперед (в сторону), приставить левую. Следующий шаг с правой ноги;
  13.  Pendulum- прыжком смена положения ног (маятник);
  14.  Pivot turn- поворот вокруг опорной ноги;
  15.  Sguat- полуприсед, выполняется в положении ноги вместе или врозь;
  16.  «Ту-степ» (two-step)- шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед. Следующий шаг начинать с левой ноги;
  17.  Подскок (ship)- шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги;
  18.  «Скип» (skip)- подскок на одной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40 градусов.

Фитбол-аэробика

Освоение техники базовых шагов:

  1. Приставной шаг (step-touch). И.п.- сидя на фитболе, ноги вместе, колени над стопами, угол между туловищем, бедрами и коленями составляет 90-100 градусов. Приставные шаги в сторону, по квадрату, с поворотом направо, налево, кругом;
  2. Шаг-касание (touch-step). И.п.- то же, отведение ноги в сторону (вперед) – на носок;
  3. Марш (march). И.п.- то же, ходьба на месте с продвижением вперед, назад, по диагонали, ходьба с пружинным движением. Ходьба с поворотом направо (налево), кругом, полный круг;
  4. Твист (twist). И.п.- то же, прыжки на двух ногах со скручиванием бедер;
  5. Прыжок ноги врозь-вместе (jumping-jach). И.п.- то же, прыжок ноги врозь-вместе;
  6. Выпад (lange). И.п.- то же, выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
  7. Махи ногами (kick). И.п.- то же, сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
  8. Подъём колена вверх (knee up, kneelift). Сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше.

Танцевальная аэробика

Освоение техники основных базовых танцевальных шагов:

  1. Шаг вперед, назад – шаг правой (левой) вперед, левая (правая) приставляется к правой (левой), но стопы остаются на расстоянии. Особенность техники – небольшие пружинные движения ногами;
  2. Шаги в сторону - шаг правой (левой) в сторону, левая (правая) приставляется с переносом тяжести тела на нее, возможно многократное выполнение в одну сторону, с изменением напрпвления, с выполнением полуприседа, с подпружиниванием коленями внутрь – наружу;
  3. Скачки вперед – назад- выполняется на шагах и подскоках: правой вперед, вернуться на левую ногу назад, приставить правую к левой, аналогично с другой ноги;
  4. «Тач» в сторону – шаг правой в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую к левой, то же с другой ноги (в другую сторону);
  5. «Тач» вперед-назад – выставление правой ноги вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок;
  6. Скользящие шаги – выполняются на месте с продвижением вперед, назад, с поворотом;
  7. «Кик» - махи вперед, в сторону, назад;
  8. Прыжки на двух ногах – вертикальный прыжок толчком двух с приземлением на две;
  9. Прыжки в выпадах – шагом правой (левой) вперед, прыжок толчком двумя, сменить положение ног – левую (правую) вперед и приземлиться на две ноги;
  10.  Прыжок ноги врозь, ноги вместе – 1- прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе; 2- пауза;
  11.  Прыжок ноги врозь, ноги скрестно – движение аналогично предыдущему, но заканчивается в скрестной стойке правая или левая впереди;
  12.  Прыжок согнув ноги – выполняется толчком двумя с приземлением в стойку ноги врозь, с некоторой «затяжкой», фиксацией позы ноги в группировке во время фазы полёта и быстрого разведения ног перед приземлением.

VII. Перечень учебно – методического обеспечения

Оборудование спортивное:

  1. Спортивный зал, оснащённый зеркалами;
  2. Мячи для занятия фитбол – аэробикой;
  3. Спортивные коврики;
  4. Гимнастические маты;
  5. Султанчики;
  6. Ленты.

 Вспомогательное оборудование:

  1. Магнитофон;

Аудиокассеты, диски;

  1. Схемы;
  2. Комплект для контроля за показателями физической подготовленности;
  3. Вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.

Первый год обучения.

Строевые упражнения.

Цель: Учить детей  ориентироваться в пространстве и  осваивать различные виды движений: построение, перестроение.  Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.

Виды  упражнений:

-  Построение в шеренгу и в колонну по команде;

-  Повороты переступанием;

-  Передвижение в сцеплении.

-  Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за  педагогом;

    -  Построение из одной шеренги в несколько;

-  Построение в шахматном порядке;

-  Бег по кругу и ориентирам («змейкой»);

-  Построение врассыпную, бег врассыпную;

-  Построение в две шеренги напротив друг друга

-  Перестроение из одной шеренги в несколько до ориентира.

Игроритмика.

Цель: Развивать у детей  чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Виды упражнений:

-  Хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);

-  Ходьба сидя на стуле;

-  Акцентрированная ходьба;

-  Акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;

-  Увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;

-  Поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт.

-  Ходьба в полуприседе;

-  Хлопки руками под музыку;

    -  Движения руками в различном темпе.

-  Выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;

-  Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом

-  Удары ногой на каждый счёт и через счёт

-  Шаги на каждый счёт и через счёт (шаг вперёд с левой, держать, шаг вперёд с правой, держать)

Танцевальные шаги.

Цель: Формировать у детей танцевальные движения. Способствовать повышению общей культуры ребёнка.

Виды упражнений:

-  Шаг с носка, на носках, полуприседы на одной ноге, другую вперёд на пятку;

-  Пружинистые полуприседы;

-  Приставной шаг в сторону;

-  Шаг с небольшим подскоком;

-  Комбинации из танцевальных шагов;

- Сочетание шагов с носка и шагов с небольшим подскоком;

-  Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360градусов на шагах;

-  Приставной и скрестный шаг в сторону;

-  Попеременный шаг.

Акробатические упражнения.

Цель:  Развивать  у детей  мышечную силу, равновесие  и гибкость.

Виды упражнений;

-  Группировки;                                               -  Кувырки;

- «Петушок»;                                                   - «Ласточка»;

- «Шпагат»;                                                      - «Берёзка»;

- «Мостик»;                                                      - «Ракета»;

- «Верблюд»;                                                    - «Кольцо».

- «Стрела»;                                                       - «Самолёт»        

Гимнастические этюды.

Цель: Содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.

Комплексы:

- «ДО РЕ МИ  » - ритмический танец;

- «Новогодние игрушки» - ритмический танец;

- «Хлопнем в ладоши прыгнем повыше»- танец;

- «Шарики» - ритмический танец.

Самомассаж.

Цель:  Формировать у детей сознательное стремление к здоровью. Развивать навык собственного оздоровления.

Задание:

- Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

Дыхательные упражнения.

Цель: Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Упражнения:

- «Волны шипят»

- «Насос»

- «Ныряние»

- «Подуем»

-  Упражнение на осанку в седе «по-турецки»

- «Шарик красный надуваем»

- «Плаваем»

- Дыхательные упражнения с подниманием рук вверх:

  Вдох – поднимаем руки вверх, выдох – опускаем.

Релаксация.

Цель: Учить детей правильно расслабляться.

Упражнения:

- «Спокойный сон»

- «Мы лежим на мягкой травке»

- «Море волнуется»

- «Дует ветерок»

- «Тишина»

Второй год обучения.

Строевые упражнения.

Цель: Учить детей  ориентироваться в пространстве и  осваивать различные виды движений: построение, перестроение.  Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.

Виды  упражнений:

-  Построение в шеренгу, повороты переступанием и в прыжках;

-  Перестроение в круг;

-  Перестроение в шеренгу и колонну;

-  Бег по кругу и ориентирам («змейкой»);

-  Построение в круг;

-  Построение в шеренгу, сцеплением за руки;

-  Построение врассыпную;

Игроритмика.

Цель: Развивать у детей  чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Виды упражнений:

      -  Хлопки по счёту;

-  Притопы на каждый счёт;

-  Притопы с хлопками поочерёдно;

-  Поднимание и опускание рук вперёд по счёту под музыкальное  

    сопровождение;

-  Хлопки в ладоши;

-  Произвольные упражнения на воспроизведение музыки;

-  Выполнение простых движений руками в различном темпе (руки в

    сцеплении вверх, вниз);

-  Шаги вперёд, руки в сцеплении  вверху, внизу;

-  Приседания с движениями рук;

-  Подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;

-  Плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;

-  Плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз.

Танцевальные шаги.

Цель: Формировать у детей танцевальные движения. Способствовать повышению общей культуры ребёнка.

Виды упражнений:

-  Прыжки с ноги на ногу на месте и с поворотами;

-  Шаг галопа вперёд и в сторону;

-  Шаг с подскоком;

-  Попеременный шаг;

-  Шаг с притопом.

-  Композиция из изученных ранее шагов.

Акробатические упражнения.

Цель:  Развивать  у детей  мышечную силу, равновесие  и гибкость.

Виды упражнений;

-  Группировки;                                               -  Кувырки;

- «Петушок»;                                                   - «Ласточка»;

- «Шпагат»;                                                      - «Берёзка»;

- «Мостик»;                                                      - «Ракета»;

- «Верблюд»;                                                    - «Кольцо»;

- «Стрела»;                                                        - «Самолёт».

Гимнастические этюды.

Цель: Содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.

Комплексы:

- «Танцуй со мной» - ритмический танец;

- «Гимнастический этюд с лентами» - гимнастический танец;

- «Солнышко» - ритмический танец

- «Мы маленькие звёзды» - ритмический танец;

  1. План-сетка кружка “Аэробика”.

Старшая  группа

Сентябрь – диагностика.

Месяц.

Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Акробатические упражнения

Гимнастичес

кий этюд

Самомассаж

Дыхательные упражнения

Релаксация.

Октябрь.

Построение в шеренгу, повороты переступанием, перестроение в круг.

Игра «ИГРА ПУГАЛО»

Прыжки с ноги на но-гу на месте и с поворотами.

- “Рыбка”;

- “Ласточка”;

- “Угол”.

- «бабочка»

“ДО РЕ МИ” - разучивание.

Поглаживание рук в образно-игровой форме

“Берёзка”

“Спокойный сон”

Ноябрь.

Перестроение в шеренгу и колонну

Построение в шахматном порядке

Игра «Собери листочки»

Шаг галопа вперёд и в сторону. Шаг с под-скоком

- “Угол”;

- “кошечка”;

- “Выпад”;

- “Шпагат”.

-«рыбка»

-«мостик»

“ДО РЕ МИ” - повторение

Поглаживание рук и ног в образно-игро-вой форме:

“Ладошки-мачалка”, “Смываем во-дичку”.

“Насос”

“Мы лежим на мягкой травке”

Декабрь.

Бег по кругу и ориентирам (“змейкой”)

Игра «Игра «Встали в круг!»»

Попеременный шаг. Шаг с при-топом.

- “Шпагат”;

- “Берёзка”;

- “Корзинка”;

-«рыбка»

- «ласточка»

“Барбарики ” - разучивание.

Сидя поглажи-вание рук, ног с расслабле-нием в конце в образно-игро-вой форме.

“Ладошки”

“Море волнуется…”

Январь.

Построение в круг.Из круга через центр зала в два круга, парами.

Игра «Музыкальная змейка»

Компози-ция из изу-ченных ра-нее шагов.

- “Корзинка”;

- “Самолёт”;

- “Мостик”;

- “Верблюд”.

“Барбарики” - повторение

Поглаживание отдельных час-тей тела в оп-ределённом порядке в об-разно-игровой форме.

“Подуем”

“Дует ветерок”

Февраль.

Построение в круг.Перестроение парами, «Расчёска»

Игра «Чей кружок быстрее                       соберется?»

Компози-ция из изу-ченных ра-нее шагов.

- “Мостик”;

- “Верблюд”;

- “Замок лёжа”;

- “Кольцо”;

- “Стрела”.

“Мы маленькие звёзды” - аэробическая композиция – изучение.

Поглаживание отдельных час-тей тела в оп-ределённом порядке в об-разно-игровой форме.

Упражнение на осанку в седе “по-турецки”

“Спокойный сон”

Март.

Построение в шеренгу, сцепление за руки.

Игра «со Звоночками».

Компози-ция из изу-ченных ра-нее шагов.

- “Кольцо”;

- “Стрела”;

- “Шпагат”;

- «мостик»

- «берёзка»

. “Мы маленькие звёзды” - повторение

Поглаживание отдельных час-тей тела в оп-ределённом порядке в об-разно-игровой форме.

“Погонщики”

“Тишина”

Апрель.

Построение в рассыпную.

Игра «Нитка – иголка»

Компози-ция из изу-ченных ра-нее шагов.

Повторение всех упражнений.

Гимнастический этюд с мячами – разучивание.

Поглаживание рук и ног в об-разно-игровой форме.

“Свеччка”

 

Май.

Построение в круг

Игра «Цапля и лягушки"

Компози-ция из изу-ченных ра-нее шагов.

Повторение всех упражнений под музыку.

Гимнастический этюд с ШАРАМИ – повторение

Поглаживание рук и ног в об-разно-игровой форме лёжа на спине.

«Мыльные пузыри»

 

План-сетка кружка “Аэробика”.

Подготовительная группа

Сентябрь – диагностика.

Месяц.

Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Акробатические упражнения

Ритмический танец

Самомассаж

Дыхательные упражнения

Релаксация.

Сен-тябрь.

Построение в шеренгу, повороты переступанием, перестроение в круг.

Игра «За грибами»

«Обезьянки»

Прыжки с ноги на ногу на месте и с поворотами.

- “Рыбка”;

- “Ласточка”;

- “Угол”.

- «бабочка»

“Танцуй со мной” - разучивание.

Поглаживание рук в образно-игровой форме

“Берёзка”

“Спокойный сон”

Октябрь.

Перестроение в шеренгу и колонну

Построение в шахматном порядке

Игра «Собери листочки»

Шаг галопа вперёд и в сторону. Шаг с подскоком

- “Угол”;

- “кошечка”;

- “Выпад”;

- “Шпагат”.

-«рыбка»

-«мостик»

“Танцуй со мной” - закрепление

Поглаживание рук и ног в образноигро-вой форме:

“Ладошки-мачалка», “Смываем во-дичку”.

“Насос”

“Мы лежим на мягкой травке”

Ноябрь.

Бег по кругу и ориентирам (“змейкой”)

Игра «Игра «Встали в круг!»»

Попеременный шаг. Шаг с притопом.

- “Шпагат”;

- “Берёзка”;

- “Корзинка”;

-«рыбка»

- «ласточка»

“Танцуй со мной” - закрепление

Сидя поглаживание рук, ног с расслаблением в конце в образно-игровой форме.

“Ладошки”

“Море волнуется…”

Декабрь

Построение в круг. Из круга через центр зала в два круга, парами.

Игра «Я Яга»

Игра

 «Не боимся мы болота»

Композиция из изученных ранее шагов.

- “Корзинка”;

- “Самолёт”;

- “Мостик”;

- “Верблюд”.

Гимнастический этюд с лентами – разучивание.

Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в об-разно-игровой форме.

“Подуем”

“Дует ветерок”

Январь

Построение в круг. Перестроение парами, «Расчёска»

Игра «Чей кружок быстрее                       соберется?»

Композиция из изученных ранее шагов.

- “Мостик”;

- “Верблюд”;

- “Замок лёжа”;

- “Кольцо”;

- “Стрела”.

Гимнастический этюд с лентами – закрепление.

Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в об-разно-игровой форме.

Упражнение на осанку в седе “по-турецки”

“Спокойный сон”

Февраль

Построение в шеренгу, сцепление за руки.

Игра «со Звоночками».

Композиция из изученных ранее шагов.

- “Кольцо”;

- “Стрела”;

- “Шпагат”;

- «мостик»

- «берёзка»

«Солнышко»

Анс. «Гномы»

разучивание

Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в об-разно-игровой форме.

“Погонщики”

Солншко

Март

Построение в рассыпную.

Игра «Нитка – иголка»

Танец – игра

«Обнимашки»

Композиция из изученных ранее шагов.

Повторение всех упражнений.

. «Солнышко»

Анс. «Гномы»

Повторение и закрепление

Поглаживание рук и ног в об-разно-игровой форме.

“Свечка”

 «Хорошая погода»

Апрель - май

Построение в круг

Игра «Цапля и лягушки"

Композиция из изученных ранее шагов.

Повторение всех упражнений под музыку.

“Мы маленькие звёзды” – разучивание

закрепление

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме лёжа на спине.

«Мыльные пузыри»

 «Хлопай веселей»

Май – диагностика.

Диагностика имеет большое значение и для целенаправленного эффективного осуществления процесса танцевально-ритмической гимнастики. Она позволяет нам путем контроля и коррекции совершенствовать процесс обучения новым элементам ритмопластики и общего физического развития детей, позволяя выделить способных детей в двигательном и танцевальном развитии.

Ожидаемые результаты:

- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;

 - овладение выразительностью и красотой движения;

 - соответствие возрастным показателям уровня физического развития;

 - возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической гимнастикой;

 - укрепление иммунной системы организма;

 - профилактика заболеваний;

 - укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;

 - предупреждение нарушений осанки;

 - стимулирование роста костей, мышц и связок.

Музыкальность

Координация движений

Эмоциональность

Творческие проявления

Развитие чувства ритма

Гибкость

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО  И  ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ.

 Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).

Для каждого возраста  определяют разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый  в задачах.

Оценка детей 7-го года жизни:

3балла — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;

1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что -то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (1,2,3).

По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или нетипичности поведения и т.д.

Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе. Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 3балла. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 1 до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.

Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 3балла. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 1 балл.

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность  отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом: N — норма (3 балла); В (возбудимость)-2, (заторможенность) —1

Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 3баллов).

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.

Диагностика

уровень знаний, умений, навыков, способностей.

Фамилия, имя ребенка

Параметры контроля

Средняя оценка

Музыкальность

Эмоциональность

Творчест

во

Чувст

во ритма

Координация движений

Гиб

кость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Уровни  развития

Количество детей

Результаты контроля

по группе в целом

Низкий

Средний

Высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по степ аэробике

Рабочая программа по степ аэробике...

Рабочая программа по степ-аэробике с детьми старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по степ - аэробике с детьми старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа по степ-аэробике

Рабочая программа по доп.образованию "Степ-аэробика"...

Рабочая программа по степ-аэробике

Рабочая программа по доп.образованию "Степ-аэробика"...

Рабочая программа по степ-аэробике для детей 5-7 лет

доп.образование. Степ-аэробика. Возраст 5-7 лет...

Рабочая программа кружка "Степ-аэробика для дошколят"

Рабочая программа кружка "Степ-аэробика для дошколят"...