ОП 09
план-конспект занятия

артикуляцирнные гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon артикуляционная гимнпстика971.5 КБ
Файл конспект30.69 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0001.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0002.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0003.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0004.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0005.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0006.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0007.jpgC:\Users\Анастасия\Desktop\Артикуляционная гимнастика\Упражнения0008.jpg



Предварительный просмотр:

Балбина А.Ю. 18/1 ДП 4 курс, ОП 09.

Работа с учебником Специальная педагогика. Назаровой, С.

Задание: прочитать текст, найти дополнительные сведение по вопросу.

II. По этиологическому признаку различают 2 вида заикания.

1. эволюционное заикание, развивается в период становления развернутой фразовой речи от 2 до 5 лет, когда нет органических поражений центрально (головной мозг) и периферической (спинной мозг) нервной системы (психиатры называют его «детская болезнь»). В зависимости от того, возникает ли оно на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, различают невротическое и неврозоподобное заикание. По течению эволюционное заикание бывает прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим. Эволюционное заикание может иметь как острое, психогенно-реактивное, так и постепенное начало.

2. симптоматическое заикание (у взрослых), возникающее на фоне органического поражения ЦНС (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, поражения сосудов). Выражается она в длительной тонической судороге мышц языка, возникающей как при попытках к речи, так и во время речи. У страдающих афтонгией напряжённый язык то упирается в те или иные части ротовой полости, то высовывается из неё. Речь при этом становится невозможной. Невротические расстройства отсутствуют. Афтонгия многими авторами относится к самостоятельному виду патологии речи.

Факторы, способствующие появлению заикания:

1. биологические

2. психологические

3. социальные

биологические факторы

- общая предрасположенность ребенка к заиканию, обусловленная его развитием;

- особенности индивидуального развития УНС, ранимость речевой функции у детей 2-5 лет;

- раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;

- недоразвитие речи (нехватка словаря);

- перевоспитание леворукости (развивается заикание у 33 % детей);

- половой деформизм (у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек);

- органические заболевания центральной нервной системы, головного мозга;

- патология беременности (механические, химические, эндокринные,  инфекционные заболевания, несовместимость крови плода и матери и другие факторы);

- родовые травмы, асфиксия (удушье).

- соматическое предрасположение (результат перенесенных инфекций, интоксикаций и травм при различных детских заболеваниях).

психологические факторы

- до появления заикания родители часто отмечают у ребенка как нерешительность, робость, неуверенность в себе, пугливость, тревожность (например, страх за близких людей), так и противоположные качества: возбудимость, демонстративность со склонностью к бурным агрессивным вспышкам, негативизм.

 

социальные факторы

- Избалованность (боязлив, скован, неуверен в себе в общении со сверстниками);

- неровное воспитание (возникает двойное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно, такое состояние провидит к фобиям (страхам), что является благоприятной почвой для заикания;

- «воспитание примерного ребенка» (высокие требования, развитие тщеславия, при неудаче возникают депрессии или боязнь);

III. Симптомы (признаки)

А) судороги в дыхательном, голосовом, артикуляционном аппарате.

Судороги делятся по типам (тонические - внезапное резкое повышение тонуса мышц, захватывающего сразу несколько мышечных групп, весь речевой аппарат скован к…ровать, зм…ея; клонические судороги – насильственное многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата к-к-конфета, мо-мо-мо-локо).

По локализации (месту возникновения) – артикуляционные, дыхательные,

голосовые судороги. Обычно бывают смешанные (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д).

По силе выраженности – тяжелая (запинки во всех формах речи и сопряженной, и отраженной ), средняя (запинки в монологической и диалогической речи), легкая степень (запинки в спонтанной связной речи).

Сопутствующие движения - произвольные (ребенок стремится побороть

возникающие судороги, сознательно прибегает к разным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу…); непроизвольные - (спазмы при судорогах иррадируют (распространяются) на другие части тела: зажмуривание, моргание, сжимание пальцев, напряжение мышц шеи …).

При хроническом течении заикания используют повторяющиеся слова или звуки (а, э-э, вот это, это, вот). Такое явление называется эмболофразией, а сами слова – эмболами.

Б) Логофобия - страх перед устной речью, боязнь звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. При этом человек заменяет трудные слова другими, искажая смысл. Но это искажение они не замечают.  Под воздействием страха заикающийся не может произнести эти звуки и слова или особенно сильно запинается на них.

В) Двигательное беспокойство (постоянные, беспорядочные движения конечностей). Чаще встречаются в среднем и старшем возрасте. Нарушения могут возникнуть как самостоятельные или в связи с отменой лекарственного препарата, или в связи с приемом стимуляторов и некоторых антидепрессантов, или при хронической почечной и печеночной недостаточности, беременности, анемии и других заболеваниях.

При синдроме периодических движений конечностей характерны повторные (обычно каждые 20-40 с) подергивания нижними конечностями во время сна.

Г) Расстройство дыхания (причина заикания – расстройство дыхательной функции). Следствием функциональных изменений в центральной нервной системе. Длительность мышечного сокращения и мышечный тонус зависят от состояния регулирующих центров в нервной системе. Если эта регуляция будет недостаточной, то речевой импульс, выходящий из коры головного мозга усиливается, что сопровождается ускорением речи.

Судороги возникают (связаны) с фонетической характеристикой звука (п, т, к) и ритмической структурой слов (запинаются на предударных и ударных слогах, чаще на первом слоге), кроме этого, судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными, например, «тр», «ст», «кр» и т. п. Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре.    

   Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах и словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего.

        Кроме этого, на появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах. Например, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

. Все описанные симптомы непостоянны и изменчивы. Без логопедического воздействия заикание усиливается. Состояние речи с вязано с общим физическим и эмоциональным фоном (усиливается во время болезни, переутомлении, при возбуждении от подвижных игр; колебания связаны также и с погодой, временем года, условиями жизни, питанием).

Этапы

Цель

Содержание работы

Подготовительный этап

– подготовка

речеслухового и

речедвигательного

анализаторов к

правильному

восприятию и

воспроизведению

звука.

 - формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Одним из основных видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками. Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков - сходных с нарушенными по артикуляции (месту и способу образования), но произносимых ребёнком правильно.

Постановка звука

– добиться

правильного звучания

изолированного

звука.

Способы:

По подражанию, с

механической

помощью,

смешанный.

объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

автоматизация

- добиться

правильного

произношения звука

во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

дифференциация

- учить детей

различать

смешиваемые звуки и

правильно

употреблять их в

собственной речи.

постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

        

Проверочная работа

1. С какой целью была предпринята разработка психолого-педагогической

классификации речевых нарушений? – Для коррекции дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

Как называется форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящимся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи? - ОНР

2. в психолого-педагогической классификации в зависимости от степени

тяжести проявления дефекта выделяют 4 уровня ОНР.

3. в клинической (медицинской) классификации дети с ОНР могут быть

условно разделены на 3 основные группы.

4. в какой стране и в каком году впервые было дано научное объяснение такому отклонению в развитии как ОНР? -  СССР, в 50-60-е гг. 20в.

Тест: вариант 1.

Уровень речевого развития

характеристика

1. Первый

3. у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: состоит из звукоподражаний, аморфных слов- корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой.

2. Второй

1. речевые возможности детей значительно возрастают, общение

осуществляется с помощью постоянных, но сильно искажённых

речевых средств

3. Третий

4. Обиходная речь становится более развёрнутой, грубых

лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматические фразы,

неточное употребление некоторых слов.

4. Четвёртый

2. характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и

грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся

несущественными, однако их совокупность ставит ребёнка в

затруднительное положение при обучении письму и чтению.

Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения

низкая, правила грамматики не усваиваются.

2. Из предложенных вариантов ответов выберите наиболее точное определение

понятию «ОНР».

1) ОНР – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным

слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало

развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и

фонемообразования.

2) ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия средств

общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-

грамматического недоразвития.

3) ОНР возникает при наиболее сложных, системных нарушениях – алалии и

афазии. ОНР может отмечаться также при фонационных расстройствах

(ринолалии и дизартрии), когда диагностируется не только нарушения

фонетической стороны речи, но и одновременно недостаточность

фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.

4) При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов,

аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Тест: вариант 2

Уровень речевого развития

Характеристика

1. первый

2. у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой.

2. второй

3. речевые возможности детей значительно возрастают, общение

осуществляется с помощью постоянных, но сильно искажённых

речевых средств.

3. третий

1. Обиходная речь становится более развёрнутой, грубых

лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматические фразы,

неточное употребление некоторых слов

4. четвертый

4. характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и

грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся

несущественными, однако их совокупность ставит ребёнка в

затруднительное положение при обучении письму и чтению.

Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения

низкая, правила грамматики не усваиваются.

2.Из предложенных вариантов ответов выберите наиболее точное определение

понятию «ОНР».

1) ОНР возникает при наиболее сложных, системных нарушениях – алалии и

афазии. ОНР может отмечаться также при фонационных расстройствах

(ринолалии и дизартрии), когда диагностируется не только нарушения

фонетической стороны речи, но и одновременно недостаточность

фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.

2) ОНР – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным

слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало

развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и

фонемообразования.

3) ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия средств

общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-

грамматического недоразвития.

4) При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов,

аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

2. Комплексы упражнений

Младшая группа.

1. «Покажи ручки»

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки убрать за спину.

Вып: «Где наши ручки?», «Вот!» - вынести руки вперёд, и.п. Пов:4-5 раз.

2. «Маленькие - большие»

И.п.: то же, руки внизу.

Вып: подняться на носки, руки вверх, потянуться,- «Вот какие мы большие»; присесть, положить руки на колени, -  «Вот какие мы маленькие» Пов:4-6 раз.

3. «Покажи колени»

И.п.: стоя, руки на поясе.

Вып: «Где колени?» наклониться вперёд, коснуться колен руками «Вот!», и.п.

Пов:4-5 раз.

4. «Чьи ножки?»

И.п.: сидя, ноги прямо, упор рук сзади.

Вып: «Чьи ножки?», «Мои» согнуть ноги в коленях, обхватить руками, и.п. Пов:4-5 раз.

5. « Как умеют прыгать ножки»

Прыжки на двух ногах, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Средняя группа

1. Наклоны головы

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-наклон головы вправо (влево),2- и.п. Пов:4-6 раз

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки к плечам.1- наклон вправо (влево), правую (левую) руку опустить вниз, 2- и.п. Пов:4-6 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: то же. 1- наклон вниз, достать руками пола,2-и.п. Пов:5 раз.

4. «Играем носочками»

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки.

5. «Велосипед»

И.п.: лёжа на локтях. Вращательные движения ногами.

6. «Повернись»

И.п.: сидя на полу «крестиком», руки к плечам.  1-поворот вправо (влево), правую (левую) руку назад, посмотреть, 2- и.п. Пов:4-6 раз.

7. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

 Старшая группа

1. «На носок»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-наклон головы вправо (влево), правая (левая) нога в сторону на носок, поднять правую (левую) руку в сторону; 2-и.п. Пов:6-8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки к плечам. 1-наклон вправо (влево), 2-и.п.,3-наклон вправо (влево) с рукой, 4-и.п. Пов4-6 раз.

 3. Наклоны вниз

И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать пола, 4-и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Играем носочками»

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки.

5. «Ножницы»

И.п.: лёжа на локтях. Крестные движения прямых ног.

6. «Лодочка»

И.п.: лёжа на животе, руки прямо. 1-поднять прямые руки и ноги вверх, прогнуть спину,2-и.п. Пов:6-8 раз.

7. Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-поворот вправо (влево), правую (левую) руку отвести назад, посмотреть на ладошку,2-и.п. Пов:6-8 раз.

8. Прыжки

И.п.: одна нога впереди другая сзади, руки на поясе. Менять в прыжке ноги местами. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Подготовительная к школе группа

1. Наклоны головы

И.п.: о.с. 1-присесть, правую руке в сторону, наклон головы вправо,2-то же влево,3- то же вперёд обе руки,4-то же назад. Пов:4-6 раз.

2. Наклоны в стороны

И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-наклон вправо,2-и.п.,3- наклон вправо с рукой,4-и.п.,5- поворот вправо с рукой,6-и.п. То же влево. Пов:2-4 раза.

3. Наклоны вниз

И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать пола, 4-и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Играем носочками»

И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, упор рук сзади. Поочерёдно ставим на пол  носочки и пятки.

5. «Ножницы»

И.п.: лёжа на локтях.

 Крестные движения прямых ног.

6. «Сядь»

И.п.: лёжа на спине, мальчики руки за головой, девочки прямо. 1-сесть, 2и.п. Пов:6-8 раз.

7. «Лодочка»

И.п.: лёжа на животе, руки прямо. 1-поднять прямые руки и ноги вверх, прогнуть спину,2-и.п. Пов:8-9 раз.

8. Кошечка.

И.п.: стоя на коленях. Прогибать спинку.

9. Прыжки.

И.п.: ноги вместе.  В прыжке смещать ноги в одну и другую стороны. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.