План- программа факультатива «Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста » с использованием информационно - компьютерных технологий (ИКТ).
методическая разработка (подготовительная группа)

Марчук Наталия Дмитриевна

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                                                             «Детский сад «Белоснежка»»

                                                                                                                               Утверждаю:                                        

                                                                                                                            Заведующий МБДОУ

                                                                                                                            «Детский сад «Белоснежка»»

                                                                                                                              ___________/  Л.А.Власова

                                                                                                         

                                                                                                                     

 

План-программа факультатива

«Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста »

с использованием  информационно - компьютерных

технологий (ИКТ).

Возраст : 5 – 7 лет  

Срок реализации : 2 года

Руководитель : Марчук Н.Д.

 г. Новый  Уренгой

        2019 год

                               «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,  а на                             завтрашний день детского развития.  Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт  впереди развития»  Л. С. Выготский.

  1. Актуальность .

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют ребёнку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования.

Сегодня ИКТ в воспитательно -образовательном пространстве ДОУ позволяет:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что

вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый

материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности

учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Кроме того, мы как педагоги практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа  должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана, чему соответствуют интерактивные доски SMART имеющиеся в нашем ДОУ.

Занятия с использованием компьютера для детей 3-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей от 3-4 лет не должна превышать 10 минут и для детей 5-7 лет -15-20мин.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:

- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

- возбуждение живого интереса к предмету познания;

- расширение общего кругозора детей;

- возрастание уровня использования наглядности на занятии;

- повышение производительности труда педагога.

Цель:    Повысить мотивацию детей к обучению, расширить элементы наглядно-образного и теоретического мышления, пополнить словарный запас ,преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях.

Задачи:

  • Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений , навыков.
  • Развивать глазомер, мелкую и крупную моторику, навык управления мышкой.
  • Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания.
  • Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах.
  • Развивается воображения и творческих способностей, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Развитие эмоциональной сферы.

Ожидаемый результат:

Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии, позволит существенно повысить мотивацию детей к обучению, ИКТ наиболее шире раскроет способности детей и способствует активизации их умственной деятельности.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 17 занятий.

Продолжительность занятия: 5-6 лет -25 минут, 6-7(8)лет -30 минут

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Тематическое планирование.

     Месяц

                                     Тема

Количество занятий

Сентябрь

Ознакомление с ИКТ, смарт доской.

Знакомство с интерактивным экраном,

песочницей.

           1

           1

Октябрь

Осень. Ознакомление с осенью.

Овощи, фрукты, разложить по корзинам.

«Наша Родина, мой город».

          2          

         

          2

Ноябрь

Найди лишний предмет. Различия.

Деревья.

Прослушивание музыки Чайковского П.И.

Д/и презентация «Найди ошибки».

          1

          1

          1

          1

Декабрь

Зима. Признаки зимы.

Транспорт. Виды транспорта.

Уроки безопасности.

          2

          1

          1

Январь

«Зимние загадки».

Игра –викторина  «Любимый сказочный герой»

          1

          1

Февраль

Презентация «Дикие животные», «Как звери зимуют».

«Домашние животные», «Домашние птицы».

Презентация ко дню защитника Отечества «Наши защитники».

          1

          2

          1

Март

Весна. Весенние загадки.

«Мама дорогая», «У меня есть бабушка».

Дидактическая игра – презентация «Цветы»

Одежда. Виды ,сравнение.

          1

          1

          1

          1

Апрель

Презентация «Насекомые»

Видеоролик «Обитатели террариума».

Презентация «Как растер цветок».

Д/и – презентация.

          1

          1

          1

          1

Май

Презентация «Мир! Труд! Май!».

Просмотр видеоролика «Была война…»

Дидактические игры презентации

          1

          1

          1              

 

         Месяц

Тема занятия

Количество занятий

Октябрь

Выделение признаков предмета

2

Формирование понятия «функция»

2

Ноябрь

Сравнение признаков

2

Формирование понятий «часть-целое»

1

Разбиение группы на подгруппы

2

Декабрь

Выделение подгруппы в группе

1

Соотнесение элементов двух групп между собой

2

Упорядочение предметов

1

Январь

Закономерность в расположении предметов

2

Последовательность событий

2

Февраль

Разбиение действий на этапы

1

Формирование понятия «алгоритм»

2

Кодирование действий условными знаками

2

Март

Формирование понятия «логическая операция «И»

1

Формирование понятий «истинное и ложное высказывание»

1

Формирование понятия «отрицание»

2

Апрель

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками

1

Задачи на смекалку

1

Развитие творческого изображения

1

Май

Повторение. Дидактические игры.

2

     

                                                          Список детей:

  1. Анненкова Кира         (01.06.2014)
  2. Александров Матвей (12.10.2014)
  3. Воронов Андрей        (01.07.2014)
  4. Дубинин Семён          (28.09.2014)
  5. Ибрагимова Карина  (15.09.2014)
  6. Татьянко Виктория    (25.09.2014)
  7. Таранов Михаил        (07.12.2014)
  8. Онышко Артём           (09.09.2014)
  9. Робу Валерия              (06.08.2014)                              
  10. Фратя Илья                 (15.05.2014)
  11. Халитова Марьям      (07.05.2014)                

Используемые материалы:

  1. Сухарева А.В. Компьютер в детском саду //Воспитатель ДОУ. - №4. – 2008. – C. 87
  2. Горячев, Ключ: Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-7 (8) лет. ФГОС ДО
  3. Горячев, Ключ: Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников 5 - 6 лет.
  4. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации и консультации, дидактический материал. Автор/составитель:        Габдуллина З.М.  Издательство:        Учитель
  5. Коч Л.А. Дошколенок + компьютер. Перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет
  6. Омельченко Л.В. CD-ROM. Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет. ФГОС ДО
  7. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
  9. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
  10. http: //www. igraemsa. ru/
  11. www.mersibo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение развития основ компьютерной грамотности у детей дошкольного возраста, отмечается, что внедрение компьютера в жизнь дошкольника основано на требовании при...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ  «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...

Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по основам финансовой граммотности для детей старшего дошкольного возраста...

Публикация на тему: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"

quot;Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"...