Программа по дополнительной образовательной услуги «Волшебная сенсорная комната»
материал

Программа по дополнительной образовательной услуги «Волшебная сенсорная комната»

Цель программы - сохранение и укрепление психофизического здоровья и стабилизация эмоционального состояния детей с помощью мультисенсорной среды.

Задачи программы: 

  • стимуляция сенсорных процессов;
  • коррекция психоэмоционального состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения, преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности);
  • развитие познавательной активности;
  • облегчение социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnaya_sensornaya_komnata.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Г.Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ДС № 10 «Белочка»

С.А.Головина

Приказ №______ от «___»___________2015г.

Программа по дополнительной платной образовательной услуги

«Волшебная сенсорная комната»

Для детей от 3 до 5 лет

Разработана на основе парциальной программы

(«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья».

В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой)

Автор:  педагог-психолог Аскерова Ф.М.

педагог-психолог Барабанова И.В.

г. Нижневартовск 2020 г.

1. Оглавление                                                                                                           2

2. Паспорт программы                                                                                             3

3. Пояснительная записка                                                                                       4

4. Содержание программы                                                                                      7

4.1  Календарно - тематическое планирование работы с детьми                        7

4.2  Мониторинг освоения детьми программного материала                           19

4.3  Требования к уровню подготовки воспитанников                                      22

5. Контроль за реализацией программы                                                              22

6. Механизм реализации программы                                                                   22

7. Список литературы                                                                                            23        

  1. Паспорт программы

Наименование дополнительной платной образовательной услуги

Программа по дополнительной платной образовательной услуги

«Волшебная сенсорная комната»

Основание для разработки программы

 

Заказчик программы

Родители, педагогический коллектив.

Организация исполнитель программы

Участники образовательного процесса: педагоги, дети,  родители.

Целевая группа

Дети 4-6 летнего возраста,  посещающие детский сад

Составители программы

Педагог-психолог МБДОУ ДСКВ № 10 «Белочка»

Аскерова Фатима Магсад кызы

Барабанова Ирина Валерьевна

Цель программы

Сохранение и укрепление психофизического здоровья и стабилизация эмоционального состояния детей с помощью мультисенсорной среды.

Задачи программы

- стимуляция сенсорных процессов;

- коррекция психоэмоционального состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения, преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности);

- развитие познавательной активности;

- облегчение социальной адаптации.

Ожидаемые результаты

- Приобретение навыков произвольной саморегуляции;

- снижение мышечного и эмоционального напряжения,  уровня тревожности, замкнутости, агрессивности;

- повышение умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;

- развитие умения взаимодействовать в группе.

Срок реализации программы

2020-2021  учебный год.

  1. Пояснительная записка

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

В настоящее время фактор сохранения здоровья становится наиболее значимым среди основных ожиданий от сферы образования при оценке ее качества. Многие исследователи считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов,  на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста. Учитывая это, в последнее время, в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы. Здесь с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности.  Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор».

Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны. Предполагается, что в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Польза от систематических сеансов релаксации признана современной наукой. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления, в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап: Лечь удобно и расслабиться.

2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому,  погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Эффективность использования сенсорной комнаты  заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

Учебный план дополнительной программы «Волшебная сенсорная комната» разработан в соответствии с:

- «Требованиями к организации режима дня и учебных занятий»,  инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 04.03.2000, №65/23-16  «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях»;

- письмом МО РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- Уставом МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка».  

Тематический план составлен с учетом:

- возрастных особенностей развития детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;

- направленности работы;

- индивидуальных особенностей развития детей.

Образовательная деятельность социально–адаптивной направленности основывается  на практических  рекомендациях  группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты - В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой.

Формы работы: элементы когнитивно-поведенческих техник психокоррекции, элементы техник телесно-ориентированной терапии.

Методики работы:

1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Оборудование сенсорной комнаты:

  • Пуфики-кресла по количеству участников.
  • Мячи-гиганты, мячи-ежики.
  • Пузырьковая колонна.
  • Светящаяся сеть.
  • Ковер «Млечный путь».
  • Проектор светоэффектов «Солар».
  • Музыка для релаксации и визуализации.

Количественный состав групп. Оптимальное количество участников не более 8 человек, включая взрослых. Продолжительность занятия 20-25 минут. Количество занятий – 2 раза в неделю. Форма проведения занятия – групповая.

Качественный состав группы. Дети, воспитывающиеся в МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка». В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.

Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

Принцип комплектования группы и организации работы:

- добровольное участие;

-  недирективность позиции взрослого;

- учет психофизиологических особенностей развития детей.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие основные части:    

 - вводная (ритуал приветствия, игровое задание);

- основная (настрой, релаксация);

- завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

  Требования к специалисту, работающему в сенсорной комнате:

 1. Психологическая компетентность (высшее психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).

2. Наличие знаний и опыта групповой психологической работы.

3. Доброжелательность, открытость в выражении чувств.

      Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой развития ребенка, наблюдением педагогами, педагогом-психологом за поведением ребенка в различных ситуациях, отслеживанием его игровой деятельности.

  1. Тематический план работы с детьми

- Для детей раннего дошкольного возраста

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

«Здравствуйте!»

- ознакомление с оборудованием среды;

- принятие правил работы в группе.

1. Ритуал начала занятия.

2. Знакомство.

3. Игровое задание: «Золотая рыбка»

4. Ритуал окончания занятия.

«Яркие звёздочки»

- помочь освоить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов);

 - способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;

- развивать умение концентрировать внимание и двигательный контроль;

- развивать  восприятие цвета, предметов, образов;

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Выбиваем пыль».

3. «Летняя ночь».

4. Ритуал окончания занятия.

«Море»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

 «Танец рыбок».

3. «Отдых на море».

4. Ритуал окончания занятия.

«Волшебный лес»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

 «Волшебный мостик».

3. «Отдых в волшебном лесу».

4. Ритуал окончания занятия.

«Струйки воды»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Ха!»

3. «Водопад».

4. Ритуал окончания занятия.

«Разноцветная радуга»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

 «Обезьянки».

3. «Радуга».

4. Ритуал окончания занятия.

«К звёздам…»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

 «Клоуны».

3. «Полет к звездам».

4. Ритуал окончания занятия.

«Наши сердца"

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

«Отгадай настроение».

3. «Сердечки».

4. Ритуал окончания занятия.

«Разноцветные рыбки»

- помочь закрепить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов);

- закрепить умение концентрировать внимание и двигательный контроль;

- закрепить навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками.

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

 «Сказочный цветок».

3. «Рыбки».

4. Ритуал окончания занятия.

«Волшебный сон»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание:

 «Под дождем».

3. «Волшебный сон».

4. Ритуал окончания занятия.

- Для детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

«Здравствуйте!»

- ознакомление с оборудованием среды;

- принятие правил работы в группе.

1. Ритуал начала занятия.

2. Знакомство.

3. Игровое задание:

 «Праздник на морском дне»

4. Ритуал окончания занятия.

«На лесной полянке»

- помочь освоить и закрепить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов);

 - способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;

- развивать умение концентрировать внимание и двигательный контроль;

- развивать  восприятие цвета, предметов, образов;

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Фантазируем».

3. «Солнечные зайчики».

4. Ритуал окончания занятия.

«Воздушный шарик»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Звездочеты».

3. «Волшебный звоночек».

4. Ритуал окончания занятия.

«Пушистое облако»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Писатели звездных историй».

3. «Путешествие на облаке».

4. Ритуал окончания занятия.

«Воздушные шарики»

  1. Ритуал начала занятия.
  2.  Игровое задание: «На космическом корабле»  

3.«Воздушные шарики»

4. Ритуал окончания занятия.

«Облака»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «На Северный полюс». 

3.«Облака»

4. Ритуал окончания занятия.

«Драгоценность»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Мысленная картина».

3.«Драгоценность»

4. Ритуал окончания занятия.

«Качели»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Фантазируем».

3.«Качели»

4. Ритуал окончания занятия.

«Бабочка»

- помочь закрепить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов);

- закрепить умение концентрировать внимание и двигательный контроль;

- закрепить навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками.

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Фантазируем».

3.«Бабочка»

4. Ритуал окончания занятия.

«Пчелка»

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание: «Коса»

3. «Пчелка».

4. Ритуал окончания занятия.

  1. Мониторинг освоения детьми программного материала  

Фамилия имя ребенка ________________________________________

Ф И О воспитателя ___________________________________________________

Дата проведения ______________

Параметры диагностики

Уровень

Познавательная сфера

в

с

н

Ориентируется в 2 величинах (большой, маленький) по просьбе взрослого

Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешек, мисочки, формочки

Строит самостоятельно не сложную постройку (4-8 кубиков) по просьбе взрослого

Цветовой спектр

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

в

с

н

Сличение («Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток»)

Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток»)

Восприятие формы

в

с

н

Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают)

Выбор по названию («Покажи, где кубик»)

Разрезные картинки из 2-х фрагментов

Слуховое восприятие

в

с

н

Узнает и называет по голосу животное, муз. инструменты

Пояснительная записка:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги диагностики сенсорного развития детей 20____г.

Познавательная сфера

Условные обозначения

Выявленные данные — май

Кол — во детей

%

+

Высокий

-

Средний

0

Низкий

Цветовой спектр

Условные обозначения

Выявленные данные — май

Кол — во детей

%

+

Высокий

-

Средний

0

Низкий

Восприятие формы

Условные обозначения

Выявленные данные — май

Кол — во детей

%

+

Высокий

-

Средний

0

Низкий

Слуховое восприятие

Условные обозначения

Выявленные данные — май

Кол — во детей

%

+

Высокий

-

Средний

0

Низкий

  1. Требования к уровню подготовки воспитанников      

релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых;

развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у детей зрительно – моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;

повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

развитие воображения и творческих способностей детей и подростком;

коррекцию психоэмоциональных состояний

                               

  1. Контроль за реализацией программы        

Педагог психолог отчитывается 2 раза в год администрации детского сада

                                                     

  1. Механизм реализации программы    

   Программу кружка планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях:

Уровень реализации

Потребитель (участник)

Персональный (индивидуальный) уровень

Ребенок, педагог, родители

Институциональный уровень

Группы детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников.

                                                           

7. Список литературы                                                                                                    

  1. Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию. СПб.: «Альма», 2007.
  2. Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Издательство «ХОКА», 2007. – 416 с.
  3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.
  4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...

Программа дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно...

Аналитическая справка по дополнительной образовательной услуге "Волшебный крючок" и "Юный эколог"

Аналитическая справка по дополнительной образовательной услуге "Волшебный крючок" и "Юный эколог" для детей 6-7 лет на 2021/2022 учебный год....