ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей 30 мая 2023 г. г. Астрахань
статья

Корсунова Татьяна Евгеньевна

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ, ЛИНГВОДИДАКТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ; Сборник трудов XI международной научно-практической конференции статья:

РАССКАЗЫВАНИЕ – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МЕТОД МНЕМОТЕХНИКИ  

8 июня 2020 г. г. Астрахань

УДК 373.24

Корсунова Т.Е., Тимофеева А.Н.

 ДС № 7 «Аленушка», Знаменск

Аннотация. Дошкольный возраст является основой для закладывания грамотной, четкой речи, которая является важным условием умственного воспитания ребёнка. Развитие связной речи – одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста. Обучение малышей связно, последовательно высказывать свои мысли, рассказывая о событиях окружающей жизни, нужно для развития личностных качеств и полноценного обучения в школе.

Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, воспитатель, непосредственно-образовательная деятельность, связная речь, рассказ

STORY TELLING – EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOLERS THROUGHTHE METHOD OF MEMORIAL TECHNIQUE

 Korsunova T.E., Timofeeva A.N. 

KG № 7 «Аlyonyshkа», Znamensk

Abstract. Preschool age is the basis for developing literate, clear speech, which is an important condition for the mental education of a child. The development of coherent speech is one of the first tasks in preschool children teaching. Teaching of kids in a coherent, consistent way to express their thoughts, talking about the events of life around them, is necessary for the development of personal qualities and full-fledged learning at school.

Keywords: child, preschool age, educator, direct educational activity, connected speech, story  Дети дошкольного возраста с правильной речью, беседуя со сверстниками и взрослыми, могут легко выражают свои желания и мысли. И наоборот, ребята с плохо развитой речью, бедным словарным запасом испытывают трудности в общении, которые накладывают отпечаток на личность ребёнка, делая его застенчивым и нерешительным.

Внимательные родители, квалифицированные воспитатели начинают очень рано детей приобщать к художественному слову, рассказывая им потешки, читая сказки, рассказы, разучивая стихотворения. Но чтобы речь ребёнка сделать правильной и красивой, этого часто бывает недостаточно.

Одним из понятных и действенных приёмов улучшения связной речи в дошкольном образовательном учреждении является обучение детей пересказу, с применением приёмов мнемотехники и схем-моделей.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого языка — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование её для детей дошкольного возраста на сегодняшний день становится актуальным.

Особое место в работе с дошкольниками занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что значительно облегчает детям усвоению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация в форме картинок, символов, цифр, букв, схематичных рисунков т. п. Главное, чтобы изображения были простыми и понятными детям.

 Малыши младшего и среднего дошкольного возраста быстрее запоминают отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная, поэтому желательно показывать им цветные мнемотаблицы. Они помогают дошкольникам запомнить логическую последовательность символов при пересказе сказки или рассказа.

Этапы пересказа художественного текста по мнемотаблице обычно такие: - --- Первый этап: в форме игры воспитатель знакомит детей со сказкой, с ними рассматривает таблицу и разбирает то, что изображено в каждой ячейке. Дошкольники сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа, картинки. Самостоятельно во время обсуждения сказки или рассказа рисуют символы в ячейках.

- Второй этап: Дети пересказывают сказку с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывают вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Большая работа происходит с детьми дошкольного возраста по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице дети схематически могут изобразить персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так: нарисовать куриные ноги, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слёзы — маленькими точками.

Через сказку дошкольники знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью применяются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Знакомство с характерными особенностями времен года происходит через составление сюжетной сказки.

В работе с мнемотаблицами изображаются цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «З»; весна — зелёная, буква «В».

При этом дети знакомятся с условными обозначениями характерные для каждого времени года явлений, например, дождь — косые линии, снег — снежинки, солнце — круг с лучами, дерево — ствол с кроной. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям дошкольного возраста составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «З» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

Использую на занятиях по развитию речи мнемотаблицы, дети учатся составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Обучение построено на общеизвестных содержаниях сказках. Дошкольники сами являются исполнителями сюжета и активными его участниками.

Перед непосредственно-образовательной деятельностью проделывается с детьми большая предварительная работа (педагога и детей):

 – подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

– обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

– подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

 – выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на НОД. В ходе непосредственно-образовательной деятельности детям задаются вопросы: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?».

 В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети дошкольного возраста играют в подвижные игры, словесные игры, слушают музыку, чтение стихов, поговорок, народные приметы, отгадывают загадки и т. д. Главной частью непосредственно-образовательной деятельностью является составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы — модели (из книги «Весёлые встречи» Л. Е. Белоусовой), которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала.

Схемы-модели отличаются немного от мнемотаблиц. Автор книги Т. В. Большева предлагает детям готовые таблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает дошкольникам старшей группы самим зарисовать символы в предложенную схему — модель. Рисунки (значки — символы) и их количество в схеме — модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

– учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

– самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

– закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале непосредственно-образовательной деятельности или в конце. Для закрепления полученных знаний с детьми изготавливаются альбомы по пройденным темам с рассказами и рисунками детей. Они сами придумывают свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Постоянно применяя в работе с детьми схемы-модели и мнемотаблицы, у них появляется желание самостоятельно пересказывать сказки — как на занятиях, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, чем раньше дети будут рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному образованию.

Литература

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
  2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – СПб., 2005.
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно – метод. пос. / Т. Б. Полянская. – СПб. : Детство-ПРЕССА, 2010.
  4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1998.
  5. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5–7 лет / Л. Ф. Тихомирова. – М., 2005.

References

  1. Arushanova A. G. Rech' i rechevoye obshcheniye: Kniga dlya vospitateley detskogo sada. M.: Mozayka-Sintez, 1999.
  2. Bol'shova T. V. Uchimsya po skazke. Razvitiye myshleniya doshkol'nikov s pomoshch'yu mnemotekhniki. SPb., 2005.
  3. Polyanskaya T. B. Ispol'zovaniye metoda mnemotekhniki v obuchenii rasskazyvaniyu detey doshkol'nogo vozrasta. SPb.: Detstvo-PRESSA, 2010
  4. Tkachenko T. A. Yesli doshkol'nik plokho govorit. SPb.: Aktsident, 1998.
  5. Tikhomirova L. F. Poznavatel'nyye sposobnosti detey 5–7 let. M., 2005.


Предварительный просмотр:

ХVII Международная научно-практическая конференция
«ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ»
Статья
30 мая 2023 г.
г. Астрахань

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Т. Е. Корсунова,
МДОУ «Детский сад № 24» ЛО, Волосовский р - н, п. Кикерино


       Подчёркнуто, что необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. Решение этого вопроса находит своё отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Ключевые слова: детская самостоятельность, детская инициатива, развитие самостоятельности

       Во ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного
образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы также является условием, которое необходимо для создания социальной ситуации развития детей.
      Проблема формирования у детей самостоятельности была и остаётся в современной педагогике одной из самых значимых. Волевые качества личности являются важной стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено особое внимание. Очень важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребёнка, является самостоятельность.
      Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, развития внимания, мышления, речи и т. п. Благодаря этому ребёнок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.
      Что такое самостоятельность?
Наиболее популярные ответы:
‒ Это действие, которое человек осуществляет сам, без помощи окружающих.
‒ Способность рассчитывать только на свои силы.
‒ Независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих
чувств и т. д.
‒ Умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью.
‒ Умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самостоятельно.
      Эти определения точно указывают на самостоятельность человека и,
по большому счёту, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, допустим, двух – трёх лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.
      Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков,
она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
      Целеустремленность у малыша проявляется в безудержных инициативах:
 мыть посуду, как мама, или забивать гвозди в стену, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «вспышки»
детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко прекратить или часто переключать внимание ребёнка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
      Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения даёт «Толковый словарь русского языка». В педагогике – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
      В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:
      1. Когда ребёнок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает игрушки; сам идет мыть руки, когда его зовут обедать; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чём-то или благодарит за помощь).
      2. Дошкольник самостоятельно использует привычные способы действия
в новых, необычных, но близких и похожих ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Таня без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Маша сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила гостье, которая зашла к маме, присесть. В детском саду её учили предлагать стул гостям.
      3. Возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает
обобщённый характер и становится критерием для определения ребёнком своего поведения в разных условиях.
      Таким образом, самостоятельность всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка. Чем лучше
и осмысленнее освоил ребёнок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях повседневной жизни.
      Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
‒ создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
‒ создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
‒ поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (проектной, игровой, исследовательской, познавательной и т. п.).
В целях пробуждения у детей инициативности и самостоятельности воспитатели применяют различные методы и приёмы.
      К ним можно отнести:
‒ дидактическую игру;
‒ развитие коммуникативных качеств;
‒ продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка,
аппликация);
‒ самоорганизованную деятельность;
‒ трудовую деятельность;
‒ метод «проектов»;
‒ развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
      Для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо:
‒ предоставлять ребятам самостоятельность во всём, что не представляет
опасности для их жизни и здоровья, помогая им осуществлять собственные
замыслы; ‒ выделять и приветствовать даже минимальные успехи дошкольников;
‒ не критиковать результаты деятельности воспитанника и его самого
как личность;
‒ формировать у ребят привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться различными игрушками и пособиями;
‒ для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности
по указанию воспитанника создавать для него все необходимые условия;
‒ содержать в открытом доступе разные атрибуты к развлечениям;
‒ поддерживать различные творческие начинания малыша.
      Подводя итог можно сказать, что такую черту личности ребёнка, как инициативность и самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста
.

Список литературы:

       1. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – 2-е изд. доп. – Москва : Просвещение, 1985.
      2. Морозова А. С. Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
      3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05. 2023).
      4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 1997. – 670с.
      5. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. –
2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на статью в сборнике Международной научно-практической конференции от 23-25 апреля 2012 года, г. Москва

Статья "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании", опубликованная в сборнике СМИ "НУМИ" материалов Международной научно-практической конференции "Инновационные проце...

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции

Статья "Важность семейного воспитания в процессе развития детей дошкольного возраста"...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...