Знакомство детей с народной культурой и традициями
проект (младшая группа)

Крюкова Ольга Владимировна

Развивать и обогощать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_narodnoy_kulturoy_i_traditsiyami.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 121»

       

                 Проект в младшей группе

Тема: «Знакомство детей с народной культурой и традициями»

                                 (01.03.2021-26.03.2021)

                                                               Воспитатели:

                                                                    С. А. Шипулина

                                                                    О. В. Крюкова

     

                   Проект: «Мамин праздник»

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: кратковременный.

Сроки проведения: 01.03.2021- 05.03.2021

Итоговое мероприятие: «Мамин праздник»

Актуальность проекта: 

  Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «8 марта» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

    Праздник «8 марта» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Цель:

Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, маме, желания помогать ей, заботиться о ней.

Задачи:

Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада.

Развивать коммуникативные навыки детей, способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме. 

Поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.

Развивать творческие способности детей через пение, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т.д. 

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, детского сада. 

Предполагаемый результат:

  У детей расширятся представления о значимой роли матери в семье и бабушке; сформируется внимательное, заботливое отношение к своей маме и бабушке; у них проявится стремление помогать им в повседневных делах; сформируется желание радовать свою мам и бабушек хорошими поступками.

              

                   

                Этапы реализации проекта:

  Содержание практической деятельности по реализации проекта.

          1 этап. Организационно- подготовительный

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Подбор методической литературы.

Беседы с родителями о предстоящем проекте.

Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Итоговое мероприятие с детьми.

          2этап. Практическая деятельность

                 Используемая методическая литература

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
  2. «Формирование элементарных математических представлений» 2 младшая группа авт. И.А. Помораева, В.А. Позина издательство Мозаика – Синтез, М., 2015год
  3. «Развитие речи в детском саду» младшая группа авт. В.В. Гербова, Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2014 год
  4. «Ознакомление с окружающим миром» младшая группа авт. О.В. Дыбина Москва, Мозаика - Синтез, 2014 год

5.   «Формирование элементарных экологических представлений» II младшая группа авт. О. А. Соломенникова издательство Мозаика – Синтез, М., 2015год

6.  «Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая группа авт. Т.С. Комарова Москва-Синтез, М., 2014 г.

7.  «Развитие речи» О.С. Ушакова Творческий центр СФЕРА, Москва 2010 год 

8.   «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа авт. И. А. Лыкова. Творческий центр СФЕРА, Москва 2009 год

  Тематический план работы с детьми

1. Беседа «Наши мамы».

2. Рассматривание картин и иллюстраций о профессиях мам.

3. Использование в работе загадок о профессиях.

4.  ООД:

  Рисование

01.03.21. Поздравительная открытка «Цветы для мамочки» (к8, с106)

Программное содержание: упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек.

Аппликация

02.03.21. «Букет цветов для мамочки» (к8, с104)

 Программное содержание: учить составлять композицию из готовых элементов на сложенной форме.

ФЭМП

03.03.21. «Мишка косолапый» (к2, с31)

Программное содержание: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше- меньше, столько- сколько, поровну.

Развитие речи

04.03.21 Чтение стихотворений о маме (к1, с199)

Программное содержание: приобщать детей к поэзии; развивать поэтический вкус, навык точного интонирования несложных песен, исполнения танцевальных движений; воспитывать любовь к маме.

ФЦКМ

05.03.21 «Мамы всякие нужны» (к1, с190)

Программное содержание: познакомить с государственным праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать

                                    Работа с родителями:

1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

2. Консультации для родителей: «История праздника»

3. Проведение итогового мероприятия – праздничный утренник: «Мамин праздник».

     Чтение художественной литературы

«Мамин праздник» Е. Благинина

«Мама, так тебя люблю» Я. Аким

«Мамины руки» М. Родина

«Помощница» А. Барто

 Индивидуальная работа с детьми

  1. Индивидуальная работа по заучиванию стихов к празднику с Вероникой К, Никитой Ч, Вероникой М; 
  2. Совместное изготовление поделок «Подарок для мамы».
  3. Помощь в умении сравнивать две неравные группы предметов способом наложения с Димой П, Машей П, Алисой Б;
  4. Индивидуальная работа по закреплению умения различать и называть знакомые геометрические фигуры с Кириллом Ж, Мишей Г, Никитой Ч;
  5. Помощь в умении правильно держать карандаш Денису Н, Диме П;

Дидактическая игра:

«Золушка».

Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости; знать наполнители ёмкости; развитие эмоционального настроя.

 «Красивый домик для мамы».

Задачи: учить детей создавать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарный запас по теме.

«Собери разрезные картинки».

Задачи: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.

Итоги проекта: Расширен кругозор детей о празднике 8 марта. У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке праздника.

    «Беседа о маме»

Цель: 1. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме. Закрепить знание стихов о маме, пословиц. Использовать в своей речи ласкательные слова, слова – определения. Воспитывать желание сделать для мамы что-то хорошее, приготовить ей к празднику подарок. 
2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (художественное слово, фотографии, свои рисунки). 
3. Закреплять умение использовать в работе клей, бумагу.
4. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. 
5. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. 
Материал для работы:
Цветной картон, салфетки для рук, цветная бумага, клей, ножницы, ватные диски.
Предварительная работа: Беседы с детьми о маме, о ее труде дома и на работе, о празднике День 8 марта. Рассматривание портретов мам. Разучивание стихов и пословиц о мамах. 
Ход занятия: 
Воспитатель.
 Ребята, какой скоро праздник будет отмечать вся наша страна? 
Дети. 8 марта. 
Воспитатель. Правильно, Международный женский день 8 марта. 
Сейчас я вам прочитаю стихотворение об этом дне, которое написала О. Высоцкая.
В марте есть такой денек 
С цифрой словно кренделек. 
Кто из вас, ребята, знает, 
Цифра, что обозначает? 
Дети
 хором скажут нам: 
Все вместе дети говорят: «Это праздник наших мам!» 
   Воспитатель. Ребята, все вы очень любите своих мам. А какие ласковые слова вы говорите мамам, как вы их можете ласково назвать? 
  Дети называют ласковые слова: Мамочка, мамулечка, мамуся, лапушка, маменька и др. 
   Воспитатель. Как можно назвать маму, определить какая она? 
   Дети. Добрая, ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая, приветливая, хозяйственная и др. 
    Воспитатель. Вот сколько ласковых и добрых слов можно сказать о маме. 
А сейчас я вам прочитаю пословицы о маме? 
- Птица рада весне, а дитя матери; 
- При солнышке тепло, при матери добро; 
- Без матки пчелки пропащие детки; 
- Куда мать, туда и дитя; 
- Любящая мать – душа семьи и украшение жизни; 
- Материнская молитва со дна моря достанет; 
- Мать всякому делу голова; 
- Мать кормит детей, как земля людей. 
  Воспитатель.
 Вот как много пословиц о маме. А сейчас расскажите, как вы помогаете мамам дома? 
Рассказ детей о своих домашних обязанностях и о помощи маме. 
    Воспитатель. В этот праздничный день мам поздравляют, дарят им цветы, подарки. Давайте и мы с вами подготовим для них сегодня подарки. Но сначала послушайте стихотворение

 «Подарок маме». 
Мы подарок маме                       Можно вышить ей платок, 
Покупать не станем                   – Можно вырастить цветок, 
Приготовим сами,                      Можно дом нарисовать, 
Своими руками.                          Речку голубую…
                          А еще расцеловать 
                          Маму дорогую! 
         Физкультминутка. 

Воспитатель. Предлагаю детям начать работу над подарком. Напоминаю им с чего необходимо начать свою работу: 
- из картона сделать фон и вырезать из цветной бумаги стебельки, и листики, - из ватных дисков сделать лепестки,
 - наклеить на картон.
В конце занятия: 
Воспитатель. Предлагаю рассмотреть все получившиеся подарки. Теперь их можно подарить своим мамам. 
Занятие заканчивается стихотворением 
«Мама»: 
  Маму любят все на свете.

Мама – лучший друг.

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг.

Мамы много сил, здоровья 
 Отдают всем нам,

Значит правда, нет на свете 
 Лучше наших мам.

Если, что-нибудь случиться, 
 Если вдруг беда, 

Мамочка придет на помощь, 

Выручит всегда! 

Проект «Знакомство детей с народной культурой и традициями»

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: кратковременный.

Сроки проведения: 09.03.2021- 26.03.2021

Актуальность проекта: 

  Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства.

Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

 Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Цель проекта:

1. Расширять представления детей о народной игрушке.

2. Знакомить детей с народными промыслами.

3. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

4. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Задачи:

1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (прялкой, веретеном, русской печкой).

4. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.)

5. Знакомить детей с народными промыслами. 

 Ожидаемый результат.

- Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;

- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;

- Расширить представление о народном искусстве;

- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;

                         

                        Этапы реализации проекта:

        Содержание практической деятельности по реализации проекта.

          1 этап. Организационно- подготовительный

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Подбор методической литературы.

Беседы с родителями о предстоящем проекте.

Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта.

Совместная итоговая аппликация с детьми.

           2этап. Практическая деятельность

                 Используемая методическая литература

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
  2. «Формирование элементарных математических представлений» 2 младшая группа авт. И.А. Помораева, В.А. Позина издательство Мозаика – Синтез, М., 2015год
  3. «Развитие речи в детском саду» младшая группа авт. В.В. Гербова, Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2014 год
  4. «Ознакомление с окружающим миром» младшая группа авт. О.В. Дыбина Москва, Мозаика - Синтез, 2014 год

5.   «Формирование элементарных экологических представлений» II младшая группа авт. О. А. Соломенникова издательство Мозаика – Синтез, М., 2015год

6.  «Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая группа авт. Т.С. Комарова Москва-Синтез, М., 2014 г.

7.  «Развитие речи» О.С. Ушакова Творческий центр СФЕРА, Москва 2010 год 

8.   «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа авт. И. А. Лыкова. Творческий центр СФЕРА, Москва 2009 год

Тематический план работы с детьми

  Лепка

09.03.21. «Угощение для друзей» (к1, с195)

Программное содержание: развивать умение детей выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность.

23.03.21 «Веселая неваляшка» (к6, с70)

Программное содержание: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но различной величины, плотно прижимая части друг к другу.

Аппликация

16.03.21. «Салфетка» (к6, с73)

 Программное содержание: учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними; развивать чувство ритма.

 Рисование

15.03.21. Знакомство с дымковской игрушкой (к6, с53)

 Программное содержание: познакомить с народными дымковскими игрушками; обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки.

22.03.21. «Украсим дымковскую уточку» (к6, с58)

 Программное содержание: учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета.

 ФЭМП

10.03.21. «Автомобили и гаражи» (к2, с32)

 Программное содержание: совершенствовать умение сравнивать две группы и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько- сколько, больше- меньше; закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

17.03.21. «Птички» (к2, с33)

Программное содержание: упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько- сколько, больше- меньше; закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

24.03.21. «Поможем героям сказок» (к2, с34)

Программное содержание: закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами; упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

   Развитие речи

11.03.21 Звуковая культура речи: звук [ф] (к1, с180)

Программное содержание: учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком.

18.03.21 Чтение русской народной сказки «Гуси- лебеди» (к1, с150)         Программное содержание: познакомить со сказкой; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.  

25.03.21 Звуковая культура речи: звук [с] (к1, с186)

Программное содержание: отрабатывать четкое произношение звука упражнять в умении вести диалог.

   ФЦКМ

  12.03.21 «Кто живет рядом с нами?» (к1, с201)

 Программное содержание: познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детенышей по описанию; воспитывать заботливое отношение к домашних животных.

  19.03.21 «Тарелочка из глины» (к4, с34)

Программное содержание: знакомить детей со свойствами глины, структурой ее поверхности.

  26.03.21 «Бытовые природы» (к1, с207)

Программное содержание: формировать понятие «бытовые приборы»; учить дифференцировать бытовые приборы по их назначению: утюг гладит, пылесос собирает пыль, стиральная машина стирает.

                                       Работа с родителями:

1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

2. Консультации для родителей: «Народные промыслы», «Народная игрушка», «Народные традиции в воспитании детей», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка»

3. Участие в конкурсах: «Мир чтения и фантазии», «Мир заповедной природы»

                      Чтение художественной литературы

Э. Успенский «Матрешки»

Я. Дубенский «Мы разные»

С. Есенин «Береза»

«Дымковская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

«Ой, свистулечка какая…»

«Богородская игрушка»

М. Бородицкая «Глиняная свистулька»

«Чем знаменито Дымково»

         Рассказы

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

         Русские народные сказки

«Волк и семеро козлят»«Лиса и заяц»«Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка»

         Потешки:

«Котенька – коток»«Катя - Катя – катюха»«Пошёл котя на торжок»

         Заклички:

«Солнышко»

Скороговорки: «На дворе трава…», «У осы не усы…», «Течет речка, печет печка…».

Колыбельные: «Баю – баюшки, прибежали заюшки…», «Ночь пришла, темноту принесла…», «Ой, лю – ли, лю – ли, лю – ли.».

                       Индивидуальная работа с детьми

  1. Индивидуальная работа по закреплению звука (ф, с) с Андреем С, Никитой Ч, Вероникой М; 
  2.  Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине с Димой П, Машей П, Алисой Б;
  3. Индивидуальная работа по закреплению умения различать и называть знакомые геометрические фигуры с Кириллом Ж, Мишей Г, Никитой Ч;
  4. Закрепление приемов лепки с Вероникой К, Максимом Е, Алисой О;
  5. Помощь в умении правильно держать карандаш Денису Н, Диме П;
  6. Помощь Захару С, Егору С, Льву Т в умении набирать краску на кисочку, снимать лишнюю краску.

Игра:

1.Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Олени и пастухи», «Коршун и наседка».

2.Дидактические игры: «Кувшин доброты», «Русские матрешки», «Народные промыслы», «Народное творчество», «Декоративное домино», «Герои русских былин».

3. Сюжетно – ролевые игры: «Семья: В гости к бабушке Варваре», «Русская ярмарка», «Путешествие в прошлое». 

   РППС

  1. Центр двигательной деятельности: мячи, скакалки, обручи, кегли
  2. Центр книги: выставка книг: «Русские народные сказки», «Федорино горе», «Лисичка со скалочкой»
  3. Центр музыки и театра: пальчиковый театр «Русские народные сказки», матрёшки. Внесение в музыкальный центр деревянных ложек, свистулек, бубна, колокольчиков, бубенцов, рубеля.
  4. Центр художественного искусства: кисточки, баночки, раскраски с изображением игрушек, раскраски «Русские народные сказки», краски акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры
  5. Центр природы и экспериментирования: детские лейки, грабельки для рыхления почвы
  6. Центр игротеки: лего, конструктор настольный, настольно-печатные игры
  7. Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья: В гости к бабушке Варваре», «Русская ярмарка», «Путешествие в прошлое».
  8. Центр конструктивных игр: кирпичики, конструктор

                          3 этап. Заключительный.

- Дети познакомятся с предметами старинного русского быта.

- Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками.

    Итог:

1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.

2. Обогатили словарный запас детей.

3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.

4. Повысили интерес родителей к занятиям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Проект "Знакомство дошкольников с народной культурой и традициями"

Проблема: какие бывают народные традиции и народная культура.Актуальность темы: недостаточность знаний детей младшего дошкольного возраста о народной культуре и традициях....

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Знакомство детей с народной культурой и традициями в старшей группе № 3 «Почемучки»

В 2020 году в в МКДОУ Детский сад п. Кедровый  прошли тематические недели: «Знакомство с народной культурой и традициями» (октябрь месяц), «Народная культура и традиции» (...

старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"...