Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.
консультация

Боброва Вера Владимировна

И.П. Павлов  придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом  с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

И.П. Павлов  придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом  с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

   Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат   связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Согласно данным психологов и физиологов у детей раннего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу две задачи:

  1. Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка
  2. Готовят к владению навыка письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Работа по развитию моторики проходит в течение всего дня: как в ходе режимных моментов, так и в непосредственной образовательной деятельности.

Игры и упражнения, развивающие моторику

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на группы:

  • Самомассаж
  • Пальчиковые игры
  • Продуктивная деятельность

При подборе игр и упражнений учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Один из важных аспектов – это принцип последовательности (от простого к сложному), сначала на одной руке, потом на другой, затем двумя руками одновременно. Все игры проводятся только по желанию детей. Любое достижение ребенка должно иметь положительную оценку.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы.

Традиционные:

Самомассаж

   Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Массаж лица

Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:

  • От переносицы к ушам;
  • От желобка под носом к ушам;
  • От околоушной области лица к подбородку и обратно;

Вибрационный массаж лица.

Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.

Массаж шеи.

Необходимо:

  • Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
  • В области горла гладить попеременно то левой, то правой руками;
  • От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.

Массаж рук.

Поглаживание – воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.

Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.

Вибрация – ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною собрана картотека пальчиковых игр по временам года, лексическим темам. Детям раннего возраста более доступны для понимания народные песенки и потешки, поэтому пальчиковые игры «Ладушки, ладушки», «Сорока, сорока», «Улитка», «Сидит белка на тележке», «Как у нашего кота» и др., являются самыми любимыми и часто повторяемыми.

К пальчиковым играм можно отнести:

  • Игры с мелкими предметами ( пуговицы, пластиковые крышки .)
  • Игры, где требуется насыпать – высыпать, сжимать – разжимать, выливать – наливать.
  • Застегивание и расстегивание молний, пуговиц.
  • Игры с крупами, песком.

Продуктивная деятельность.

Традиционно к продуктивной деятельности относятся - лепка , рисование , аппликация, создание различных поделок. В раннем возрасте они все тесно переплетаются с игрой.  На занятиях кружка можно совмещать самомассаж рук (или пальчиковые игры) с продуктивной деятельностью. Отличительной особенностью кружка является нетрадиционное использование различных материалов и предметов, которые стимулируют умственную деятельность, увеличивают словарный запас, развивают координацию рук, способствуют созданию положительного эмоционального настроя.

К нетрадиционным методам относятся инновационные идеи, нестандартное оборудование.

Самомассаж нестандартным оборудованием.

Для самомассажа можно использовать такие предметы:

  • Массажные мячи
  • Платочки
  • Пластиковые массажные коврики
  • Прищепки
  • Счетные палочки
  • Длинные пластичные бигуди
  • Зубные щетки
  • Резинки для волос
  • Орехи, шишки
  • Шестигранные карандаши

Массажные действия проводятся в сопровождении со стихотворным текстом.

Бежит ежик по дорожке.

Бежит ежик по дорожке,                 Дети катают мячик в руках,

У него кривые ножки,                       делая движения вперед-назад,

Весь иголками оброс,-                     вправо-влево между ладонями.

Жалко ежика до слез.

Горка.

Ехали мы, ехали                           Дети проводят щеткой круговыми движе-

И к горке приехали!                   ниями по правой руке, затем по левой ладони.

На горку – ух!                             Держат щетку в левой руке, проводят

                                                     Ею от ладони до плеча по правой руке,

                                                     Затем меняют руки.

А с горки – бух!                         Держа щетку в левой руке, проводят ею

                                                   от плеча до ладони по правой руке, затем

                                                    меняют руки.

 

Игры, которые лечат

 

Пальчиковая живопись.

Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Пальчиковая живопись помогает выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, радость, обиду, боль. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Малыши могут довольно долго заниматься раскрашиванием предметных силуэтов пальчиками, создавать оригинальные работы. Наши ребята могут рисовать как отдельно пальчиками , так и ладошками. У детей раннего возраста хорошо развито воображение, они   способны быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать. Так например, мы разукрашивали пальчиками силуэт бабочки, рисовали ладошками солнышко.

 

Работа с соленым тестом

Соленое тесто – приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним намного легче обращаться чем с пластилином или глиной.

Работа с соленым тестом оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Лепка из этого материала позволяет ребенку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Лепка из соленого теста – одна из техник арт-терапии. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему. Дети раннего возраста с огромным удовольствием мастерят поделки из соленого теста: «Угощение для гостей», «Пряник  для мамы», «Разноцветные улитки».

Игры с песком.

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

-развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;

В играх с песком ребята выполняют такие упражнения:

1.Скользят ладошками по песку. Такие же движения можно выполнять ребром ладони.

2.Делают отпечатки ладошками, кулачками, пальчиками.

3.Рисуют пальчиком по поверхности разные предметы.

4.Закапывают или находят различные небольшие игрушки.

Используемая литература.

О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

 Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат...

Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли ...

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста"

Мелкая моторика — это способность человекавыполнять мелкие и точные движения кистямии пальцами рук в результате скоординированныхдействий трех систем: нервной, мышечной икостной. Развитие мелкой...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста" (с презентацией)

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. ...

23.10.2021 Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...