Участие в работе методических объединений (мастер-классы, семинары и консультации)
консультация

Дубенская Олеся Александровна

Консультация для воспитателей "Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 124 Дубенская О.А.

 

 Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!

В. Лебедев-Кумач

     Опытные воспитатели наверняка прибегают к помощи музыки на занятиях не только по развитию речи,  но и когда дети заняты рисованием, лепкой, аппликацией. Найдется музыке место и во время других режимных моментов.  Данная консультация о том, как музыкальное искусство может быть полезным на занятиях по развитию речи, будет полезна в первую очередь    молодым воспитателям.

   Сначала предлагаю найти ответ вопрос что объединяет музыку и речь. У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них, пожалуй, самая основная, заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь – это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения.

     Самые первые музыкальные произведения, с которыми знакомится ребенок – это колыбельные, это союз музыки и речи. Быть может, отсюда вытекает тот факт, что дети любят петь. Дети каждый по - своему очень музыкальны.

      Говоря о музыке на занятиях по развитию речи, нельзя обойти вниманием, прежде всего само пение. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

      Пение способствует развитию речеслуховой памяти, что является одной из важных задач занятий по развитию речи. Хороводы, пение под веселые мелодии с незамысловатыми притопами и хлопками мотивируют детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме, являются развлечением для них. При этом дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

    Пение способствует закреплению правильного звукопроизношения, поскольку требует более четкой артикуляции звуков и слов в целом. Иначе слушатели ничего не поймут. Поэтому дети вынуждены стараться произносить все звуки правильно, пропевать окончания слов, гласные. Песни поются увлекательней и из-за рифмы, присутствующей в текстах.  Умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Рифма является основой устной речи, а косвенно -влияет на усвоение навыка чтения, т.к. помогает понять ритмический строй языка, ведь дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги / слова рифмуются, выделять их голосом и интонацией слова.

     Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Конечно же, я ни в коем случае не призываю на занятиях по развитию речи петь и разучивать песни. Однако, замечено, что у поющих воспитателей дети более спокойны, с легкостью воспринимают песенно-музыкальный материал; умеют слушать стихи, без труда находят нужную рифму.

    Необходимо помнить, что музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их.

   Слушание музыки на занятиях по развитию речи помогает более ярко воспринимать нарисованные образы, развивая тем самым воображение детей.

    Кроме того, музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

     Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.

     Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи.

    Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
    Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы.

     Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.

      Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:

  • Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
  • Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
  • Инструментальные произведения;
  • Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;
  • Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
  • Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
  • Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
  • Длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);
  • Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
  • Качественность аудиозаписи музыкального произведения.

2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.

3. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

  • Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!
  • Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
  • Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
  • Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).

      Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.

      Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.

     Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.



Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с календарным фольклором, народными музыкально-дидактическими играми»

        Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.

       Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.

       Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольники знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. С детьми старшего дошкольного возраста на фольклорно-игровых мероприятиях педагоги детского сада стараются использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Эти мероприятия часто проводятся в «Русской избе», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами, костюмами.

          Неизменный интерес на играх-мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду в соответствии с комплексно-тематическим планированием систематически проводятся мероприятия, посвящённые народным традициям и народному творчеству; такие как Осенние посиделки, «Колядки», «Сороки», «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Праздник русской берёзки » выставки народной игрушки и народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.

        В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль эстетического и нравственного воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей, начиная с детского сада.
       Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
     Широкое использование педагогами современных методов, технологий, игр и игровых упражнений позволяет добиться положительного результата в музыкальном воспитании дошкольников, развивает их музыкальный и творческий потенциал.
    Такая форма работы и есть живое погружение в культуру, в самом широком смысле этого слова. У детей воспитывается живой интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения и общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для эмоционального и социального развития.
     В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребёнок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
    Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании.
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
     Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека.
    Свою работу по музыкальному воспитанию необходимо строить на основе народного календаря. Это имеет основную особенность – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах и т. д.
Заклички - учат детей общаться с явлениями природы от которых зависят результаты земледельческого труда.
Попевки и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм.
Дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте.
Обряды - передают глубинную народную мудрость.
Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге - у ребёнка остаётся детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.
    Фольклор волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции к жизненным явлениям, рождает ассоциации.
   Ритмичные звучания фольклоравызывает у него радость, подъем. Грустная музыка заставляет ребенка грустить. Услышав музыку, ребенок чувствует настроение мелодии перерастающей в душевное состояние ребенка.
   Основной целью фольклорных занятий с детьми дошкольного возраста является приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задач несколько, это и образовательные, воспитательные, развивающие.
• Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками(рождество, масленица, пасха и другие).
• Формировать исполнительские навыки в областипения, движения.
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей в театральных постановках традиционных праздников.
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей (побасёнки, скороговорки, потешки и другое)
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
   Основными формами работы с детьмиявляются тематические занятия, занятия интегрированного типа, игры, развлечения, праздники.
   Необходимо использовать на музыкальных фольклорных занятиях наглядные, словесные и практические приемы.
   Вести занятия в форме беседы, слушания русских народных сказок, песен.
Обыгрывать по ролям песни, побасёнки, частушки,дразнилки.Проводить фольклорные игры с закличками.Проводить театрализованные постановки с участием детей русских народных сказок, обрядов (в том числе с привлечением родителей).
   Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шёл к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку.
Фольклорные занятия с детьми дошкольного возраста можно поделить на несколько разделов:
1. Детский музыкальный фольклор.
2. Народная песня.
3. Народная хореография.

4. Народные игры.
5. Игра на детских народных музыкальных инструментах.
6. Инсценировка народных обрядов, сказок.

1. Знакомство с фольклором, детский музыкальный фольклор
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает малыша и напевает на простейший мотив:
баю-бай, баю - бай.
   В детском саду дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими песенками в младших группах.
   В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт.

    В этом может помочь известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус.нар. песни «Я на горку шла»)
1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
(Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошке.)
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
(Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь,
ребёнок гладит ладонь взрослого.)
   Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленям, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста можно использовать такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки):
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки (ножки, носик, глазки)
   Не перегружая слух малышей объёмом материала, использую метод варьирования. На примере как работать над русской народной песней «Зайчик ты, зайчик». На занятие необходимо принести зайчика, объяснить детям, что живет он в лесу и всякий его может обидеть.Дать погладить мягкую шерстку зайчика, дети гладят и жалеют его. Дети показывают как прыгает зайчик.
   На следующем занятии, когда опять приходит в гости зайчик, предложить послушать песенку про него. Спеть песню «Зайчик ты, зайчик». На третьем занятии спросить у детей: «Кто хочет быть зайчиком? У меня есть заячьи ушки!». Надеть детям по очереди ушки и спеть вместе с детьми песню «Зайчик ты,зайчик» (дети вначале только подпевают). На четвёртом занятии предложить поиграть в игру «Лиса и зайцы».
Игрушку «Лису» держит в руках воспитатель.
Детям надеть заячьи ушки.
« Вышли зайки на лужок, роют лапкой корешок»
Дети двигаются как зайцы свободно по залу.
Садятся на корточки и имитируют, как ищет зайка корешок.
«Вот бежит лисичка, рыжая сестричка».
Воспитательница двигается с игрушкой лисой в сторону детей.
Звучит быстрая музыка и дети « зайчики» врассыпную убегают от «лисы».
Такие варианты работы помогают закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.

2. Народная песня.
       В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям с повторяющими словами и имитацией звуков (ку-ка-ре-ку, ква-ква, чик-чирик). Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока», «Лягушечка». По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной темы, не требуют быстрого темпа.
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни; «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём», Появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации.
      В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние колядки, масленичные, весенние заклички).
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации («Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько») С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.
     Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
     В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:
I) Лирические(«Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку», «Уж, как я ль свою коровушку люблю», «А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу».)
II) Шутливо-комические(«Комара женить мы будем», «Дома ли кума воробей?», «Во кузнице», «Шел козел по лесу».)
III) Строевые(«Солдатушки, браво ребятушки», «Из-за леса из-за гор».)
Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе можно проводить совместные занятия с взрослыми и детьми других групп.

3. Народная хореография.
       В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленям, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки.
Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до средней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы, часто с солистом. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.
       В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася».
     Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу
Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.
       В старшей группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.
        В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца: пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька»), с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах. И это надо всячески поощрять в детях.

4. Народные игры.
      Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
       В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.
       В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.
       В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.
       В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

5.Игра на детских народных музыкальных инструментах.
      В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).
     В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.
    В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.
      В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатию детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.

5. Инсценировка народных обрядов, сказок.
Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д. Музыкально – игровые приёмы, используемые в пении, учат детей выразительному пению, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами целесообразно строить в виде игры, маленького сюрприза. Если у воспитателя в руках, например, кошка, то сначала обязательно надо прочитать стихотворение о ней, затем дети могут спеть о ней песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, погремушке), а в конце занятия она может поиграть с детьми в прятки, догонялки. То же самое можно сделать с куклой, мишкой, зайкой и т.д.
    Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой песне или потешке. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
    Огромное значение для развития интереса к музыкальному фольклору играют дидактические игры, которые можно использовать на каждом занятии, начиная с младшего возраста.
      Например, на закрепление знаний детей о поступательном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру “Теремок”. Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи ступенями по этажам, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка:
Музыкальный руководитель (поет):
«Стоит в поле теремок, теремок, как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.»
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
    Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, поет вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
      Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.
      Таким образом, основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка с взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.
    Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театрализованные игры и другое.
     Методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия: подпевание, подхватывание, диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традиции; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение посредством игры, применение аудио- и видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).

  Подводя итог вышеизложенному, остается еще раз сказать, что музыкальный фольклор всегда считался материалом, который позволяет не только решать задачи музыкального воспитания детей, но и воздействовать на ребёнка всесторонне. Использование фольклора помогает положительному переносу знаний, которые дети приобрели на занятиях другого вида, в новых условиях, развивает детское мышление и воображение.



Предварительный просмотр:

«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

      Музыка имеет сильное влияние на эмоциональную сферу человека. То, что мы слушаем, полностью определяет наше настроение (слушая грустную музыку, мы грустим, или слушая танцевальную музыку, нам хочется двигаться физически). Правильно подобранная музыка воздействует на мозг и вызывает выделения гормонов счастья, что улучшает самочувствие и прибавление энергии. Она также вызывает жизнерадостность и оптимизм, снимает стресс и улучшает сон.

      Музыка раскрывает самые потайные мысли и эмоции, даёт возможность выплеснуть их наружу, либо открыться и показать истинное «Я». Музыка же способна изменять наш характер. Доказано, что мы можем направленно менять свой характер, слушая определённую музыку.

  Лечебное воздействие музыки известно ещё с библейских времён. Старый Завет рассказывает о Давиде, который с игрой на арфе устранил меланхолию у царя Саула. Но сегодня музыкотерапия относится к психотерапии, которая не является конкуренцией для школьной медицины. Она не является основным методом лечения, она дополняет его и тем самым значительно улучшает состояние пациента.

      В наше время развивается такое направление как музыкотерапия. Музыкотерапия – это процесс психотерапевтического воздействия с целью улучшения или сохранения здоровья человека. Музыкотерапия — интегративная дисциплина, универсальная система воспитания человека и оптимизации его личностного развития.

     Музыкальная терапия бывает активной и пассивной методикой. Активная терапия подразумевает манипуляции с музыкальными инструментами или пение. Пассивная же обозначает, что человек выступает слушателем.

     Музыкотерапия – это бесценное и доступное средство для улучшения и восстановление психического и физического здоровья.

     Ни для кого не секрет, что в последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью, умственной утомляемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Среди симптомов отмечаются различные нарушения сна, головные боли, возбудимость, метеозависимость,  энурез.  У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации. По данным неутешительной статистики, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья.

 Именно поэтому все более актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных условий  именно в ДОУ.   Не на последнем месте в списке возможных положительных воздействий на психическое состояние детей, стоит музыкотерапия.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкой указываются: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия, включенная в воспитательно-образовательный процесс, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход ребенка из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.  

Уникальность музыкотерапии состоит в том, что она относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка, не имеет противопоказаний и применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

Вот примерные задачи, которые без труда решает музыкотерапия

- Регуляция психоэмоционального состояния детей;

- Регуляция физиологических функций организма;

- Снятие тревожности и психоэмоционального напряжения;

- Профилактика и коррекция агрессивности;

- Поднятие общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения;

- Формирование чувства психологической защищенности.

Но, конечно же, необходимо заранее разработать план проведения музыкотерапии  согласно определенных методических рекомендаций.

Музыкотерапия может осуществляться воспитателем под руководством психолога по результатам диагностики и наблюдений. Психотерапевтическое воздействие оказывают специально подобранные  музыкальные произведения различной направленности.

        Прослушивание музыкальных произведений  может быть включено как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

При проведении музыкотерапии необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания.

Особое внимание должно уделяться не только при выборе музыкального репертуара, но и при выборе исполнителей и солистов, если выбирается произведение вокальное. В связи с этим можно привести один яркий пример того, насколько широко используется музыкотерапия. Так, например, в Германии функционирует единственный в мире психотерапевтический кабинет, в котором успешно проводят лечение больных с помощью голоса Анны Герман. 

Конечно же, музыкотерапия в детском саду имеет существенные отличия в методике применения. И тем, не менее, воспитатель применяя музыкотерапию,  должен учитывать возраст детей. Например, длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех «сеансов».

При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:

- для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;

- для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.

В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.

Прослушивать одно музыкальное произведение в рамках подобранной музыкальной программы рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы дети могут слушать другие ее фрагменты.

Очень важен правильный настрой детей и удобная поза при проведении сеансов музыкотерапии.

Отдельно необходимо рассмотреть формы музыкотерапии

Пассивная музыкотерапия – когда ребенок слушатель. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход с помощью музыки из проблемной ситуации. Метод пассивной музыкотерапии используется в двух вариантах: музыкальная картинка и музыкальное моделирование.

Музыкальная картинка. Ребенок, прослушивая музыку, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря музыкальным звукам, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние.  

Музыкальное моделирование. Используется несколько музыкальных фрагментов: 1-й фрагмент соответствует эмоциональному состоянию ребенка, 2-й фрагмент должен быть противоположен предыдущему и нейтрализующий его, 3-й фрагмент содержит динамичную музыку, способную повысить эмоциональное состояние ребенка, в заключении - музыка для релаксации.

Активная музыкотерапия – когда ребенок исполнитель. Есть несколько видов активной музыкотерапии:

Вокалотерапия – повышение положительного состояния с помощью пения.

Инструментальная музыкотерапия – коррекция эмоционального состояния с помощью игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия – выражение эмоций с помощью движений. Благодаря этой технике ребенок приобретает навыки ритмопластики и релаксации.

Программное содержание подбирается совместно психологом и  воспитателем с учетом  индивидуальных проблем каждой группы.

Чтобы нейтрализовать у ребенка страх, тревогу, неуверенность, предложите ему послушать произведения А. Рубинштейна, И. Штрауса, Ф. Шопена.

Успокоиться поможет музыка Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта.

 Чтобы снять напряжение в отношениях, рекомендуется слушать музыку И. Баха.  

Повысить настроение поможет музыка П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена. А музыка А. Хачатуряна, Ф. Листа, В. Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса.

Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского.

Регулярное проведение музыкотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата.

В наше непростое время важно сформировать вокруг наших детей благоприятный фон. Музыка как универсальный вид культуры и искусства в этом может помочь. С ней можно быть в помещении и на улице, в местах скопления народа и в местах безлюдных. И что немаловажно, к выбору музыки нужно подходить особенно ответственно.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения,участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...