Доклад на тему: «Общение как социально-психологический механизм межличностного взаимодействия» 2021год
материал

Ветряк Наталья Владимировна

Взаимодействие личности и общества происходит в процессе социализации. Этот процесс основывается на том, что общество передает социально-исторический опыт, а личность усваивает этот опыт, который передает общество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Общение как социально-психологический механизм межличностного взаимодействия»

 Взаимодействие в структуре общения :

Взаимодействие личности и общества происходит в процессе социализации. Этот процесс основывается на том, что общество передает социально-исторический опыт, а личность усваивает этот опыт, который передает общество. Интерактивная сторона общения представляет собой условный термин, который обозначает характеристику определенных компонентов общения. Эти компоненты связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.

Взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, это воздействие порождает их взаимную обусловленность и связь. Поэтому причинная обусловленность является главной особенность взаимодействия, при котором каждая из взаимодействующих сторон будет выступать как причина другой и как соответствующее следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что в свою очередь является определяющим для развития объектов и их структур. Психологические отношения представляют собой результат непосредственного контакта между людьми, которые участвуют во взаимодействии. Эти люди, должны обладать способностями, выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, вследствие чего осуществляя переживание и выражение индивидами или группами людей своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми или группами. Поэтому взаимодействие и психологические отношения основываются на правильном и исходном понимании всех других психологических феноменов[1].

В процессе осуществления общения люди не только передают друг другу знания об окружающей действительности, различными способами, а так же делятся своими умениями и навыками, которые являются необходимыми для успешной реализации предметных действий.

По мнению А.А. Леонтьева, общение представляет собой процесс образования и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного различными средствами контакта между людьми, как правило, эти люди имеют какие-либо психологические отношения. Реализация такого рода контакта дает возможность изменить осуществление совместной деятельности в процессе согласования личной деятельности всех участников общения[2].

Техника общения является способом предварительной настройки человека на общение с окружающими, контроль над его поведением в процессе общения. А приемы общения представляют собой предпочитаемые средства общения, которые включают вербальное и невербальное общение.

Коммуникативная компетентность, чаще всего понимается, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими людьми. В состав компетентности входит совокупность знаний, умений и навыков, которые способствуют обеспечению эффективного общения. Коммуникативная компетентность предполагает наличие умения изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению[3].

На начальном этапе общения, техника коммуникативного общения включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, которые способны привлечь партнера. А так же включаются действия, направленные на его предварительную настройку, и на определенное восприятие получаемой и передаваемой информации. В ходе общения люди применяют различные виды техники и приемы разговора, которые основываются на использовании обратной связи.

Каждая жизненная ситуация, в которой оказывается человек, диктует свой определенный стиль поведения и действий. В каждом отдельном случае человек способен по-разному «подать» себя, и в том случае, когда эта самоподача будет не адекватной, осуществление взаимодействия будет затруднено.

Существуют три основных стиля действий:  ритуальный, такого рода стиль чаще всего бывает, задан некоторой культурой. Суда можно отнести стиль приветствий, вопросов, которые задаются при встрече и характера ожидаемых ответов; манипулятивный; гуманистический.

Разбиение единого акта взаимодействия в процессе общения на такие составляющие, как позиции участников, ситуация и стиль действий, способствуют наиболее тщательному психологическому анализу сам процесс взаимодействия людей. Это дает возможность связать взаимодействие людей с содержанием всей их деятельности. Чаще всего взаимодействие рассматривают как форму организации какой-либо конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, является принятой в отечественной психологической науке, и определяет некоторые критерии для социально-психологического исследования.

При конкретизации содержания различных форм совместной деятельности учитывается определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые осуществляют участники взаимодействия. На основе этого выделяют возможные формы взаимодействия людей:

- в первом случае каждый из участников, делает свою часть, обшей работы самостоятельно, независимо от других. Такая форма взаимодействия называется «совместно-индивидуальная деятельность»;

- «совместно-последовательная деятельность», в этом случае общая задача всего коллектива выполняется последовательно каждым участником взаимодействия;

- «совместно-взаимодействующая деятельность», в этом случае рассматривается одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными участниками взаимодействия[4].

Реализация общественных отношения, осуществляются во взаимодействии с той реальной социальной деятельность, частью которой является. Межличностные отношения тоже осуществляются во взаимодействии. Межличностные отношения определяют тип взаимодействия, который, как правило, возникает при данных конкретных условиях, и степень выраженности этого типа взаимодействия.

Барьеры, возникающие в процессе общения, являются уже чисто психологическим феноменом. Барьеры общения возникают в ходе общения коммуникатора и реципиента. Здесь речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на всю информацию, которую он передает. Известно большое количество приемов, способствующих повышению эффективности общения и преодолению коммуникативных барьеров. Приведем некоторые из этих приемов:

- прием «имя собственное». Этот прием основывается на произношении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к личности собеседника, способствует утверждению человека как личности. Так же вызывает у собеседника чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, таким образом, формируется аттракция и расположение к партнеру;

- прием «зеркало отношений» основа этого приема заключается в доброй улыбке и приятном выражении лица, которое само за себя свидетельствует о том, что «я - ваш друг». У собеседника имеются понятие, что друг является сторонником и защитником. На основе этого возникает чувство защищенности у клиента, что в свою очередь, образует, положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию;

- прием «золотые слова», суть этого приема заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, которые могли бы способствовать эффекту внушения. Таким образом, происходит своего рода «заочное» удовлетворение необходимых потребностей в совершенствовании, что соответственно ведет к образованию положительных эмоций и подразумевает расположенность к собеседнику;

- прием «терпеливый слушатель», основывается на терпеливом и внимательном слушание проблем собеседника. Применение этого прима способно привести к удовлетворению одной из самых важных потребностей каждого человека - потребности в самоутверждении. Соответственно удовлетворение потребности в самоутверждении естественным образом, ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение собеседника;

- прием «личная жизнь», характеризуется привлечением внимания к «хобби» и увлечениям партнера по общению, что способно повысить его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями[5].

Характерная для системы межличностных отношений эмоциональная основа, вырабатывает различные оценки, ориентации и установки партнеров, а так же осуществляет «окрашивание» процесс взаимодействия людей. Но в тоже время эмоциональная окраска взаимодействия, хоть положительная, хоть отрицательная не способна полностью определить факт наличия или отсутствия взаимодействия. Но и при условии «плохих» межличностных отношений в группах, которые задаются какой-либо социальной деятельностью, взаимодействие будет обязательно существовать. От уровня развития группы, и от той определенной системы социальных отношений, в которых происходит существование этой группы, зависят межличностные отношения и то, в какой мере они будут «подчинены» той деятельности, которую выполняет группа. Все взаимодействия являются «одинаковыми» по форме своего проявления.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние играют важную роль в процессе общения. В большинстве случаев общение осуществляется по принципу «здесь и сейчас» учитывая те чувства, желания и физическое состояние, которые партнеры по общению испытывают в настоящий момент. В процессе общения, люди стремятся понять друг друга, чем ближе отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл сказанных слов.


[1] Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. Тверь: Печать, 2008.-С.154.

[2] Психология для студентов вузов/ Под ред. Е.И.Рогова. [Текст] - М.: ИКЦ Март, 2009.-С. 102

[3] Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. [Текст] - Тверь: Печать, 2008.-С.154

[4] Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Дека, 2008.-С.175.

[5] Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Дека, 2008.-С.170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг межличностного общения

Социально-психологический тренинг межличностного роста...

Доклад на тему: "Общение воспитателя с ребенком"

опыт работы по теме "Установление эмоциональной отзывчивости у детей"...

Доклад по теме: «Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»

ДокладТема: «формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»...

Социально- психологические механизмы общения и их характеристика.

В данном материале раскрываются социально- психологические механизмы общения и дается их характеристика....

Консультация для воспитателей «Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились поня...

«Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...