Консультация для воспитателей «Элементы эйдетики в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация

Гажа Елена Александровна

Консультация для воспитателей

«Элементы эйдетики в работе с детьми

младшего дошкольного возраста»

.

Задачи:

  1. Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.
  2. Познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления, речи.

3) Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_eydetike.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №12 города Белогорск»

Консультация для воспитателей

«Элементы эйдетики в работе с детьми

младшего дошкольного возраста»

Составила: Гажа Е.А.

Задачи:

  1. Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.
  2. Познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления, речи.

3) Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.

Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Ребёнок младшего дошкольного возраста, как показывают психологические исследования, запоминает очень мало материала, а образная, богатая описаниями речь у дошкольников - явление крайне редкое. Наша роль педагога не только донести нужный материал до детей, но и помочь с легкостью его запомнить и воспроизвести.

В настоящее время в детских садах воспитателями используется большое многообразие инновационных методов для развития воспитанников. С одним из них я вас сегодня познакомлю.

Метод эйдетики, используемый мной в познавательно-речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Но в первую очередь, хочется вас познакомить с понятием «эйдетика».

Эйдетика- в переводе с греческого «эйдос»- означает образ, следовательно, эйдетика- это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами. Любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью, что самое главное, могут воспроизводиться.

Основоположник метода учёный Виктор Урбанчич из Сербии. В 1907 году, он открыл феномен запоминания информации через зрительные образы, и способности воспроизвести информацию через время.

Эйдетика разрабатывалась на протяжении 20-40-х г.в. в Германии, в Марбургской психологической школе Э.Йеншем. Предметом изучения которой был эйдетизм- когда человек в своём изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем вспоминая хоть один образ этой ассоциации, воспроизводит все раннее соединенные образы.

В Советском союзе в 1936 году эйдетика была запрещена и только в 90е годы "вернулась" в страну.

В нашей стране наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С.Выготский и А.Р.Лурия.

Основатель первой школы эйдетики в России для детей и взрослых - Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Эйдетика - это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой и творческой активности. Преимущество использования метода эйдетики в образовательном процессе с детьми – ребенок развивается радостно, восприятие мира становится более позитивным.

Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» - разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. В чем же суть методики?

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана».

Метод эйдетики построен на простом принципе:

 Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции - в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.

Разработанный мною комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми представлен на основе ассоциаций, которые вы можете видеть на экране. Рассмотрим их.

Цветовые ассоциации: детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например:

-Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Дети.

Я подумал про пожарную машину, потому что она красного цвета.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Дети младшего возраста выбирают картинку и обосновывают.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Тактильные ассоциации: для этого вида работы нужно иметь набор тактильных карточек. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, и мн. др. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.

Например: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой карточке?» (Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Ассоциации связанные с геометрическими формами: детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

Предметные ассоциации: этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой или с их признаками. Для использования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каш камень, ракушку, монету, пуговицу.

Например: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?». Или педагог держит монету и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой).

Звуковые ассоциации: в эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков: положить в мешочки различные предметы, порождающих звуки.

Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в других - коробка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что, когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.

Вкусовые ассоциации: детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое, соленое, хрустящий, сочный, твердый, и т. п.

Обонятельные ассоциации: способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена, поэтому привлекать обонятельный анализатор следуют особенно осторожно. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Эти методы с детьми младшего возраста я еще не использую, так как они рекомендованы для старшего возраста.

Свободные ассоциации, связанны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации» следует, что во время занятий можно не использовать предметные изображения. Но для малышей лучше, конечно, использовать наглядность. Начинать можно так:

Воспитатель:

У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?

Дети:

Я подумал про хлеб, потому что цыплята любят кушать крошки хлеба.

Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Игра «Картинки»

Для игры используются любые картинки, каждое занятие, увеличивая по 1-2.

Воспитатель показывает картинки и называет слова, которые ребёнок должен представить. На каждой картинке одно слово. Вначале воспитатель проговаривает картинку, какую ребёнок должен представить.

Воспитатель, показывая картинку с нарисованной тарелкой:

-        представим яблоко. Увидели, как оно катится по тарелке?

Показывая картинку с нарисованным зайцем:

-        Бабочка. Представили, как бабочка села зайчику на ухо и он её сгоняет.

После нескольких занятий достаточно показать картинку и дети назвают слово, которое надо представить. Детям достаточно 1 – 3 секунды, чтобы «увидеть» на картинке то, что было названо.

Игра «Ассоциации»

Для игры подбирают картинки -  ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы…)

Воспитатель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза…). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы…).

После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза…), а по карточкам с ассоциациями малыш рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках. Если ребёнок ещё плохо говорит, то можно его спрашивать – «Где корзина? Где замок? Где ваза?» и ребёнок показывает на заданные карточки.

Игры на развитие тактильной памяти

Здесь нет текста, картинок и контрастных ярких цветов, зато есть разные фактуры. Тактильное восприятие – один из самых первых способов познания окружающего мира. Наш организм реагирует по-разному на всевозможные проявления контакта с кожей, при этом тщательно запоминая каждое новое впечатление на подсознательном уровне.

Материалы: дощечки или картон (5*10см.) с разной поверхностью.

Постепенно их можно дополнять дощечками с другой поверхностью.

Воспитатель берёт несколько дощечек, и даёт потрогать их поверхность малышам, одновременно проговаривая, до чего они дотрагиваются. Например,

Воспитатель предлагает дотронуться до гладкой поверхности, и говорит – «потрогайте, какая гладкая тарелочка». Предлагая дощечку с мехом – «погладьте кошечку, какая она мягкая и пушистая». Или пушистый, как снег; колючий, как еж. После того, как преподаватель предложит все дощечки, дети с закрытыми глазами дотрагиваются до предложенных поверхностей, и называют выбранные воспитателем слова.

Затем дети учатся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).

 Упражнение. «Что принес зайчик?»

Нам понадобится:

•        несколько фигурок животных (от 3 до бесконечности)

•        несколько предметов или карточек с изображениями предметов.

По очереди работаем с каждым животным. Достаю зайчика, говорю: «Привет, детки, вы знаете, что я вам сегодня принес?». Потом показываю им карточку с изображением любого предмета. Например, мячик. Говорю от лица зайки: «Это мои любимый мячик, подержите его, пожалуйста, я за ним еще вернусь». Отдаю детям карточку, а зайца убираю из поля зрения. И так проделываю с каждым животным. Начать можно с трех пар животное-предмет, постепенно увеличивая их количество.

Когда все карточки окажутся у детей, а животные спрячутся, можно начать по очереди их возвращать. «Здравствуйте, дети! Помните меня? Я сегодня что-то у вас оставил, но не могу вспомнить, что это было».

Дальше понятно: дети должны подсказать зайцу, что именно он оставил у них.

Другой вариант этой игры «Кто это принес?»

Также хорошо играть и наоборот: после того, как все животные оставят свои вещи и «уйдут», нужно перевернуть все карточки рубашкой вверх, перемешать и просить детей по очереди открывать каждую карточку. После этого спрашивать их, кто это принес. Увидев мячик, ребенок должен сказать, что их принес заяц и т.д. Детям нравится этот вариант тем что в нем есть эффект неожиданности (никто не знает, какая карточка попадется), но в то же время им бывает сложнее ответить на вопрос, кто это принес, чем на вопрос, что принес нам конкретный персонаж.

Так же малыши с интересом играют в «Ассоциации по дополнению»

Цель игры – Составить пары из предметов, относящихся друг к другу по характерным признакам, побудить детей к ассоциативному мышлению, развивать воображение, память, наблюдательность, умения быстро сосредоточиваться.

Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими. Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться.

Обращаю ваше внимание, что такая ненавязчивая деятельность способствует развитию речи, а также обогащается и активизируется словарный запас детей.

Использование этих и других приёмов эйдетики в ежедневной работе является эффективным, и к тому же интересным способом саморазвития, развития речи у дошкольников, а также развития мышления, памяти и креативности.

Сейчас хочу предложить вам ответить на ВОПРОСЫ

-В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

И еще пример, как правильно запомнить, где ставить ударение в некоторых словах.

Если кто-то вдруг забыл как правильно говорить тОрты или тортЫ – запомнить можно используя такую подсказку: «Долго ели тОрты- не налезли шОрты» или «Толстый, потому что любит тОрты»

Почему надо правильно говорить свЁкла, а не свеклА. Потому что – свЁкр весь вымазался свЁклой.

И, напоследок, я хочу сказать сказать о нескольких важнейших условиях, которые должны соблюдаться, чтоб эйдетика была эффективной:

•        в этих играх нет проигравших и выигравших, мы играем в них исключительно для удовольствия. Дети не должны чувствовать напряжение, что сделают что-то не так;

•        наша задача – привить детям этот способ запоминания информации так, чтоб они пользовались им постоянно.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии  в работе сдетьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...