Методика заучивания наизусть
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В методике развития речи детей дошкольного возраста особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений:
- расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь;
- вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах;
- развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Следует учитывать то, что при разучивании стихотворений воспитатель должен:
- вызвать интерес у детей к стихотворению и желание знать его;
- помочь понять содержание и трудные слова;
- обеспечить запоминание;
- научить выразительно читать перед слушателями;
-воспитывать любовь к поэзии.
Но заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. Поэтому в младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
1)простота и четкость ритма;
2)краткость самого стишка и отдельных строк;
3)простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. Наличие знакомых детям образов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст (5-6 раз) и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
В среднем дошкольном возрасте также рекомендуется использование игрового приема, наглядного материала, но заучиваются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться элементы сравнения, метафоры, эпитеты, (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый),смысл которых необходимо довести до понимания детей Большая роль отводится созданию поэтического настроения, пониманию смысла художественных образов.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам произведения, совершенствуются умения осмысленно,отчетливо,ясно и выразительно читать стихотворение наизусть,проявлять инициативу и самостоятельность.
В методике развития речи детей А.М.Бородич предлагает следующую последовательность разучивания стихотворения.
-В начале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.
Т.е. примерным общим планом разучивания стихотворения является:
1) вступительная реплика воспитателя (или небольшая беседа);
2) чтение воспитателем всего текста,
3 повторная беседа
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
В старшем дошкольном возрасте может использоваться следующая последовательность:
- 1) Мотивация
- 2) Название жанра, автора произведения
- 3) Выразительное чтение воспитателем
- 4) Беседа о стихотворении
- 5) Повторное чтение с установкой на запоминание
- 6) Воспроизведение стихотворения детьми
- 7) Деятельность детей после заучивания (рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему)
Методы и приемы, помогающие лучшему запоминанию:
-Зрительный (Использование опорных картинок)
-Слуховой (Выразительное чтение, слухоречевая опора на рифму)
-Двигательный (Подкрепляем запоминание движениями к тексту)
- Игровой(выполнение игровых действий с предметами во время чтения);
Используется:
- договаривание детьми слов, которые рифмуются;
- чтение стихов-диалогов по ролям;
- драматизация;
мнемотаблицы, которыеособенно эффективны при разучивании стихотворений. Способ мнемотехники можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это неверно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стихотворения, помогает воспринимать его по двум органам чувств- зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. В старшем возрасте достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
На формирование выразительности чтения направлены следующие приемы:
-образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
-оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Заключение
В итоге, можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов:
- Все стихотворенияразучиваются с детьми педагогом.
- Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8-10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.
- Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на утреннике, чтобы участвовать в сюжетно-ролевых играх, рассказать маме или папе на праздник и т.д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
в целом художественная литература, поэзия и, в частности заучивание стихотворенийявляется не только важным источником развития поэтического слуха дошкольника, его этических и нравственных понятий, но и средством обогащения образной речи ребенка, расширения его кругозора, увеличения словарного запаса что позволяет детям легко общаться со взрослыми и сверстниками и впоследствии успешно обучаться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
В методике развития речи детей дошкольного возраста особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений:
- расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь;
- вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах;
- развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Следует учитывать то, что при разучивании стихотворений воспитатель должен:
- вызвать интерес у детей к стихотворению и желание знать его;
- помочь понять содержание и трудные слова;
- обеспечить запоминание;
- научить выразительно читать перед слушателями;
-воспитывать любовь к поэзии.
Но заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. Поэтому в младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
1)простота и четкость ритма;
2)краткость самого стишка и отдельных строк;
3)простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. Наличие знакомых детям образов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст (5-6 раз) и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
В среднем дошкольном возрасте также рекомендуется использование игрового приема, наглядного материала, но заучиваются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться элементы сравнения, метафоры, эпитеты, (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый),смысл которых необходимо довести до понимания детей Большая роль отводится созданию поэтического настроения, пониманию смысла художественных образов.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам произведения, совершенствуются умения осмысленно,отчетливо,ясно и выразительно читать стихотворение наизусть,проявлять инициативу и самостоятельность.
В методике развития речи детей А.М.Бородич предлагает следующую последовательность разучивания стихотворения.
-В начале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.
Т.е. примерным общим планом разучивания стихотворения является:
1) вступительная реплика воспитателя (или небольшая беседа);
2) чтение воспитателем всего текста,
3 повторная беседа
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
В старшем дошкольном возрасте может использоваться следующая последовательность:
- 1) Мотивация
- 2) Название жанра, автора произведения
- 3) Выразительное чтение воспитателем
- 4) Беседа о стихотворении
- 5) Повторное чтение с установкой на запоминание
- 6) Воспроизведение стихотворения детьми
- 7) Деятельность детей после заучивания (рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему)
Методы и приемы, помогающие лучшему запоминанию:
-Зрительный (Использование опорных картинок)
-Слуховой (Выразительное чтение, слухоречевая опора на рифму)
-Двигательный (Подкрепляем запоминание движениями к тексту)
- Игровой(выполнение игровых действий с предметами во время чтения);
Используется:
- договаривание детьми слов, которые рифмуются;
- чтение стихов-диалогов по ролям;
- драматизация;
мнемотаблицы, которыеособенно эффективны при разучивании стихотворений. Способ мнемотехники можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это неверно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стихотворения, помогает воспринимать его по двум органам чувств- зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. В старшем возрасте достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
На формирование выразительности чтения направлены следующие приемы:
-образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
-оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Заключение
В итоге, можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов:
- Все стихотворенияразучиваются с детьми педагогом.
- Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8-10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.
- Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на утреннике, чтобы участвовать в сюжетно-ролевых играх, рассказать маме или папе на праздник и т.д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
в целом художественная литература, поэзия и, в частности заучивание стихотворенийявляется не только важным источником развития поэтического слуха дошкольника, его этических и нравственных понятий, но и средством обогащения образной речи ребенка, расширения его кругозора, увеличения словарного запаса что позволяет детям легко общаться со взрослыми и сверстниками и впоследствии успешно обучаться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-113250-1545241410.jpg)
Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».
Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-144765-1355322743.jpg)
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-254271-1486128297.jpg)
заучивание наизусть
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, счита...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-34290-1442582930.jpg)
Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова "Перед сенокосом" по лексической теме "Лето", "Растения луга".
Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова "Перед сенокосом" с помощью предлагаемой автором мнемота...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/21/picture-1047359-1532137422.jpg)
Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.
В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-1030125-1554555353.jpg)
Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17377822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17377835","...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-1030125-1554555353.jpg)
Консультация по теме: «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах....