Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Приложение

  1. Планирования методической темы педагога

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности

воспитателя Пискуновой В.А

в группе № 10 младшего возраста  на 2016 – 2017 уч. год

Название методической темы: приобщение детей младшего возраста к устному  народному творчеству.

Цель: развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

 Задачи:

  • Познакомить с устным народным творчеством: потешки, прибаутки, сказки, песни, пословицы, поговорки.
  • Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
  • Развивать нравственные качества личности дошкольника.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

                                                                                               СЕНТЯБРЬ

               Тема: «Что летом родится зимой пригодится»

 Народные приметы, пословицы и поговорки о лете и

урожае.

Разучивание слов к играм.

Чтение сказок: «Война грибов с ягодами»6

Р.н хороводные игры3

Беседы, проблемные ситуации,  чтение.

Выставка книг в книжном уголке с пословицами и поговорками.

Индивидуальные

беседы; родительское собрание.

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Изучение методической литературы: Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» : Учебно-методическое пособие 2-е издание СПб 2008г. Русский фольклор (сост.  Аникин М 1985г.), Журнал «Воспитатель ДОУ»

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

ОКТЯБРЬ

Тема: «Октябрь – капустник»

Беседа о характерных для октября

явлениях природы,

народных обычаях.

Беседа с детьми «Откуда хлеб    

пришёл?»

Заучивание слов песенки «Как у бабушки козёл…»1.

Разучивание слов к подвижным играм.

Театрализация сказки «Заяц – хваста» (кукольный театр) (показ воспитателя).

Чтение сказок:

«Лёгкий хлеб»;

 «Крылатый, мохнатый да масленый»7.

Чтение прибауток.

Подвижная народная игра «Жмурки»;

Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Теремок».

Беседы, игровые ситуации, проблемные задачи, чтение.

Организация выставки картин с изображением старинных орудий труда, ярмарок. Выставка русско – народных сказок в книжном уголке.

Индивидуальные беседы по тематике.

Выставка книг для родителей «В гостях у сказки».

Маршрут выходного дня «Музей хлеба» (Лиговский проспект д. 73).

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Подготовка план-конспект открытого занятия

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Тема: «Ноябрь – полузимник»

Рассказ о народных приметах ноября.

Беседа «Своя

хатка - как

родная матка».

рассказ о

жилище

русского

народа8.

Разучивание слов к играм. Разучивание считалочки «В этой маленькой корзинке»2.

Драматизация потешки «Ай туки, туки, туки, застучали молотки».

Чтение сказок: «Лисичка со скалочкой»; «Лисичка сестричка и серый волк»;

«Лиса и журавль»7;

Прослушивание колыбельных песен (аудиозаписи)8.

Народная игра «Дударь»3. Хороводная игра «Огородная хороводная»3.

Беседа «Чтоб не стать козлёночком» (по мотивам сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Беседа, чтение, сюжетные игры.

Выставка в книжном уголке «Русско – народные сказки про животных».

Индивидуальные беседы по тематике. Папка – передвижка на тему «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры».

Маршрут выходного дня «Петербургский музей кукол» (ул. Камская д. 8)

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Подборка музыки

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Декабрь

Тема: «С Новым годом со всем родом!»

Беседа о

традициях

празднования

нового года8.

Разучивание слов песенки «Как на тоненький ледок…»1.

Разучивание слов к играм.

Д.и. «Укрась избушку узором».

Предпосылки к сюжетно – ролевой игре «Встреча гостей».

Беседа по безопасности «Если ты дома один» по мотиву сказки «Волк и семеро козлят».

Чтение народных сказок: «Снегурочка и лиса», «Два Мороза»6.

Народная игра «Два мороза»3. Русско – народные хороводные игры.

Утренняя гимнастика по мотиву сказки

«Морозко».

Беседы, чтение,

театрализация,

рассказы.

Чаепитие с родителями «Встреча Нового года».

Выставка картин, фотографий с русскими избами, внутренним убранством.

Беседы по тематике. Папка – передвижка тема «Важность соблюдения традиций в семье».

Маршрут выходного дня «Новогодняя ёлка».

Домашнее задание «Традиции празднования Нового года в моей семье» (фотоотчёт).

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Подборка дидактических и наглядных материалов


Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

          ЯНВАРЬ

Тема: «Январь – просинец»

Беседа о характерных особенностях января (приметы, пословицы и поговорки)1.

Познакомить детей с русско – народным традиционным

костюмом (сарафан,

рубаха,

кокошник,

юбка, платок,

опоясок)8.

Разучивание народной календарной песни «Зима»2.

Разучивание слов к народным играм.

Хороводы под народные песни (аудиозаписи).

Пляска с ряженьем «Барыня».

Посиделки с русскими играми – забавами.

Слушание рождественских колядок.

Чтение сказки «Каша из топора»7.

Раскраски «Народный костюм».

Народные игры: «Баба - яга костяная нога».

Беседа «Как полезна каша».

 Беседа, рассказ, чтение, прослушивание аудиозаписей.

Выставка изображений с народными костюмами.

Выставка детских работ (раскраски). Организация выставки кукол в народных костюмах.

Организация гардероба для ряженья в кукольном уголке.

Консультация для родителей «Роль народных игр в развитии ребёнка». Папка – передвижка «Значение скороговорок и чистоговорок в развитии речи детей».

Родительское собрание «Сказка для всех!» (театрализация родителями группы сказки для детей).

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Проведение конкурсов, выставок с детьми и родителями.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Февраль – бокогрей»

Беседа о приметах февраля. Рассказ о русских

былинах и их

героях4.

Беседа «Ой,

ты

Масленица!»8

Разучивание весенних народных закличек2.

Разучивание слов к играм.

Моделирование ситуации «Расскажи мне сказку».

Проживание праздника Масленица.

Чтение отрывков из былин «Добрыня Никитич и змей Горыныч».

Рассматривание иллюстраций к былинам В.Васнецова «Богатыри».

Народная игра

 «Золотые ворота».

Беседа «Богатырское здоровье» по мотивам русских былин.

Беседы, чтение, проблемные ситуации.

Гулянье «Маслиница».

Выставка изображений с празднованием масленицы. Выставка в уголке книги: «Русские богатыри».

Выставка изображений интерьеров русской избы.

Консультация для родителей «Мама, прочитай мне сказку!» Индивидуальные беседы.

Папка – передвижка «Сказкотерапия».

Маршрут выходного дня: посещение народных гуляний «Масленица».

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Публикация материала в сети «Интернет»;  публикация методических материалов.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

МАРТ

Тема: «Март – протальник»

Беседа о приметах и поговорках ранней весны.

Беседа «Нет

милее

дружка, чем

родная

матушка»

(пословицы и

поговорки о

матери)1/4.

Разучивание слов  заклички «Иди весна, иди красна»2.

Моделирование ситуации «Сказка для мамы».

Драматизация закличек про весну (по показу воспитателя).

Чтение сказок «Сердце матери», «Семилетка»8.

Прослушивание русской народной песни «Иди, Весна, иди, красна!»

Р.н. «Золотые воротца»; «У медведя во бору»; «Горелки»3.

 

Беседы, разговоры, чтение. Выставка совместных с родителями работ «Жаворонки».

Выставка изображений с убранством русской избы. Альбом  «Русская изба». Выставка совместных с родителями работ «Жаворонки».

Индивидуальные беседы по тематике. Консультация «Русская мудрость о воспитании», «Семья и семейные ценности».

Гость группы «Сказка от родителя».

Домашнее задание «Испечём жаворонки».

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Проведение открытых мероприятий, развлечений по теме.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

 

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

АПРЕЛЬ

Тема: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о

празднике

Пасха.

Знакомство с

традициями

празднования

Пасхи.

Рассказ о

приметах

апреля.

Заучивание слов к потешкам.

Разучивание стихов о Пасхе.

Рассказ по иллюстрациям «Светлая Пасха».

Игра – драматизация «Баю, баюшки, баю, Машеньку мою».

Хоровод «Во поле берёзонька стояла…»

Театрализация сказки «Курочка Ряба» (настольный театр) (показ воспитателя).

Чтение небылиц8.

Рассматривание иллюстраций «Празднование Пасхи».

Слушание аудио записей народных песен.

Р.н. «Кошки – мышки», «Салки – догонялки»3.

Соревнование «Яйцо в ложке»; «Катание яиц»4 и т.д.

Утренняя гимнастика по мотивам русских былин.

Беседа, рассказ, театрализация, чтение.

Празднование Пасхи (стихи, игры, соревнования).

Выставка в книжном уголке книг о Пасхе. Иллюстрации «Празднование Пасхи».  Альбомы «Кто на Руси народ смешил».

Театр Петрушки.

Индивидуальные беседы по тематике.

Маршрут выходного дня: «Российский этнографический музей» (ул. Инженерная д.4/1).

Соревнование родителей с детьми «Пасхальные гулянья».

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Создание картотек, потешек.

Создание настольных дидактических игр по русским народным сказкам.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

                      МАЙ

Тема: «Весна красна цветами»

Рассказ о празднике «Лялин день».

Рассказ «Оберег»8, познакомить детей с

оберегами и

их защитной

функцией.

Разучивание слов песни «Ой ты Груня, ты, Груняша».

Разучивание слов к играм.

Театрализованные этюды «Встречаем весну – народные гулянья».

Рассказывание майской сказки с показом картинок «Лялин день»8.

Прослушивание песни «Ой ты Груня, ты, Груняша».

Чтение сказки «Поди туда не знаю куда»6.

Р. н. игры: «Ляля»;

«Солнышко – вёдрышко»3.

Утренняя гимнастика по мотиву сказки «Поди туда, не знаю куда».

Беседа, чтение, рассказ.

Конкурс – выставка «Лучший оберег».

Выставка иллюстраций «Народные гулянья – встреча весны». Альбомы: «Народные промыслы». Выставка «Наши обереги».

Индивидуальные беседы по тематике. Домашнее задание «Сделаю оберег вместе с мамой».

Родительское собрание «Наши достижения».

Формы самообразования

(КПК, семинары, изучение литературы, участие в конкурсах и т.п.)

Создание библиотеки красочных книг по художественной литературе с разными жанрами фольклора.

Презентация проекта « Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста.»

                                                   

                                                                       Список использованной литературы:

  1. Аникин В.П.  Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор – М.:Учпедгиз, 1957 – 238 с.
  2. Картотека русских народных потешек
  3. Картотека русских народных игр
  4. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
  5. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52.
  6. Народные русские сказки. Из сборника В.Афанасьева  – М.: Правда, 1982 – 576с.
  7. Русские народные сказки. Составитель В.П. Аникин – М.: Правда, 1985 – 574с.
  8. Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:"Знакомство с устным народным творчеством".

Планирование по самообразованию и методической теме "Знакомство с устным народным творчеством" образовательной деятельности в подготовительной группе...