Конспект дидактических игр "Игры с переливанием воды и пересыпанием круп"
план-конспект занятия (младшая группа)

ЗЕРНИКОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

Группа раннего возраста 2019-2020 г.

МАДОУ ЦРР - д/с №2 г. Магадан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_perelivaniem_vody_i_peresypaniem_krup.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с переливанием воды и пересыпанием круп.

Конспект занятия «Пересыпь крупу и найди игрушку»

Цель: Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую, познакомить детей с понятием «крупа».

(манная, рисовая, фасоль, горох, пшено).

Научить детей работать с крупой.

Воспитывать интерес к играм с крупой, аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие, мышление.

Материал: Разные виды круп или песок, ложка, совок, различные емкости, мелкие игрушки.

Ход игры:

Показать детям банки с крупой, сообщить, как называется каждая крупа, дать детям в руки, чтобы они посмотрели (баночки с крупой прозрачные).

- Ребята, это рис, горох, манка, фасоль, пшено.

- Ой, ребята, кто это пищит за дверью? Да это мышка. Давайте ее пустим в группу, чтобы она не замерзла. Что случилось? Ребята мышка рассказала мне историю, которая с ней приключилась.

- «Жила мышка- норушка в поле. Она была очень запасливая. Всю осень она собирала свои запасы. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Но однажды в норку залетел ветер, и все запасы перемешались. Давайте поможем мышке разложить зернышки и крупу в банки, коробочки и пакеты».

Предложить детям при помощи ложки, пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками).

- Ну вот, какие мы молодцы! Теперь запасы хорошо сохранятся. И мышке хватит на всю зиму.

Еще можно предложить детям игру «Найди игрушку»

В начале игры объяснить ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки пошевелить пальцами. Затем предложить ребенку опустить руки в крупу:

- «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.

Подобную игру можно проводить в песочнице.

Переливания и игры с водой

Дети с самого раннего возраста очень любят играть с водой. Часто любые игры с водой относят к упражнениям Монтессори-педагогики, однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся объяснить значение переливаний и игр с водой в Монтессори-педагогике и возраст, когда их следует предлагать детям.

Нам придётся сразу удивить многих родителей. Игр c водой ни в группе малышей, ни в группе 3–6 в классическом Монтессори-классе (мы имеем в виду классы, организованные по стандартам АМИ) вы не найдёте. Есть некоторые упражнения практической жизни, предполагающие использование воды (такие, как переливание из стакана в стакан, стирка, мытьё рук, посуды, стола и т. п.). В чём же отличие таких упражнений от игр с водой?

Упражнения практической жизни с водой

Всё очень просто, эти упражнения несут функциональное значение: обучить ребёнка определенному навыку практической жизни. Каждое из упражнений практической жизни имеет свою презентацию, определённый набор материалов, мало отличающийся в зависимости от группы, и предлагается детям определённого возраста.

Вот как проходит презентация классического переливания из стакана в стакан.

Возраст: от двух лет.

Материал: 2 кувшина, повёрнутые ручками друг от друга. В правом кувшине вода. Маленькая губка или тряпочка для вытирания подноса.

Презентация:

  1. Предлагаем ребёнку принести поднос с материалом.
  2. Снимаем губку с подноса и кладём слева.
  3. Берем правой рукой ручку левого кувшина, а левой рукой поддерживаем кувшин. Поднимаем и переливаем воду в пустой кувшин.
  4. Держим кувшин, пока вся вода не выльется, последнюю каплю промокаем губкой.
  5. Говорим: «Перелили, а теперь посмотрим, сухой ли поднос».
  6. Составляем кувшины с подноса и проверяем. Если поднос мокрый, протираем губкой.
  7. Ставим кувшины обратно на поднос так, чтобы вода опять оказалась в правом. Кладём губку между кувшинами.
  8. Предлагаем ребёнку повторить работу.

Обратите внимание, что данный материал не подходит для детей младше двух лет. Дети младшего возраста часто используют материал не по назначению, пробуют разливать воду, пьют из стакана или даже из кувшина.

Остальные упражнения практической жизни с водой также подходят для детей старше двух и даже трёх лет, когда у ребёнка появляется острая необходимость совершенствовать движения рук. К ним можно отнести:

  • мытьё рук;
  • стирка;
  • мытьё стола;
  • мытьё фруктов и овощей;
  • аранжировка цветов.

Все эти упражнения являются классическими упражнениями для групп 3–6. Однако многие рекомендованы уже с двух лет.

Некоторым детям упражнения в переливании из кувшина в кувшин и прочие упражнения с водой не подходят и в более позднем возрасте. Только знакомый с ребёнком педагог или родитель может решить, предлагать или нет материал ребёнку. Следует соблюдать простое правило: если ребёнок использует материал не по назначению, значит он ещё не готов к работе с ним. Тогда лучше убрать материал на время. Не позволяйте ребёнку пить из кувшина для переливаний или поливать цветы. Спокойно заберите материал и объясните: «мы пьём из стакана», «чтобы поливать цветы, мы можем использовать лейку».

Что же можно предложить детям до двух лет? Полезны ли им занятия с водой или их следует исключить вовсе?

Практически всем детям нравятся игры с водой. Они нравятся и старшим детям, и малышам.

Игры с водой для малышей 2–3 лет

Для малышей до 2–3 лет игры с водой не имеют отдельного значения, не являются упражнениями практической жизни. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, имеют огромный терапевтический эффект: успокаивают ребёнка, снимают излишнюю возбужденность и обычно очень нравятся абсолютно всем детям. Кроме того, эти упражнения являются подготовительными для упражнений практической жизни. Поэтому, хотя такие упражнения не являются классическими Монтессори-упражнениями, скорее всего они принесут только пользу, особенно в домашних условиях. К таким упражнениям нет строгих правил презентации, ребёнок может работать так, как больше нравится ему.

Вот что вы можете предложить малышам с 8 месяцев до 2–3 лет:

  • большой таз с водой и множество сосудов разной формы для переливаний;
  • водяная мельница в тазике;
  • 2 таза с водой и половник для переливания воды;
  • различные предметы для переливания: губка, резиновая груша, шприц, воронка, пипетка и т. п.;
  • взбивание мыльной пены венчиком;
  • миска с плавающими шариками и сито для их вылавливания;
  • ложка (половник, щипцы), миска с водой и мелкие предметы для вылавливания;
  • тряпочки для вытирания воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике (манной крупой) в 1 младшей группе

Цель: ознакомление дошкольников с нетрадиционной техникой изображения (манной крупой), создание интереса к данному виду творчества.Задачи:-познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощ...

Конспект упражнения в практической жизни «Переливание воды» Возраст: с 3 лет

Материал: поднос, два одинаковых кувшинчика с ручками: ручка правого кувшина направлена вправо, левого — влево; в правый кувшинчик налита вода; маленькая тряпочка или губка, легко впитывающая воду, ко...

Конспект НОД "Зимний лес" в нетрадиционной технике (манной крупой).

цель: развитие творческих способностей у детей посредством нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы....

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике (пшённой крупой) «Наша каша» в средней группе

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике (пшённой крупой) «Наша каша» в средней группе...

Первая младшая группа №1"Рыбка" Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн» Игра с крупами и орбизами (гидрогель)

Сухие пальчиковые бассейны - это не только весело, но и полезно!Для развития речи, сенсорного развития огромное значение имеет применение сухих бассейнов . «Сухой бассейн»Дидактическо...