Консультация «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через игры с Блоками Дьенеша».
консультация (младшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha_konsultatsiya.docx355.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через игры с Блоками Дьенеша».

                                                                                       

 

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму).  

Блоки Дьенеша

представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Игры –  с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

Игровой альбом «Маленькие логики» разработан для детей 2-3-х лет и представлен играми, способствующими развитию предпосылок логического мышления. Логическое мышление, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту (5-7 лет). Поэтому, мы знакомим малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем. В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:

- представление о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цвете (красный, желтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур;

- расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, желтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, прямоугольные, треугольные)», «все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный», «такой же прямоугольный и синий» и др.

- умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла выражения «такой же по форме»;

- умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»;

- внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;

 - умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).

Знакомство  с логическими блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найти все  фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.

Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

 

Логические игры  и упражнения с  блоками Дьенеша

  • Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  • Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  • Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  • Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  • Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  • Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  • Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  • Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня, экскаватор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом»

На протяжении многих лет я работаю воспитателем в группе детей раннего возраста. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называ...

"Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом"

Статья: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом"  «Тема обобщенного педагогического опыта»Раннее детство – основа общего развития ребе...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Сенсорное   развитие-это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом

Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в перв...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...

Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей  (величина, форма, цвет)....

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом

аннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первы...