Паспорт проекта. Старшая группа.
проект (старшая группа)

Скараева Алена Заитовна

Тема: "Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности дошкольников к обучению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekt_razvitie_melkoy_motoriki.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

в старшей группе

 «Развитие мелкой моторики как один

из показателей готовности старших

дошкольников к обучению в школе»

                                             Разработала воспитатель:

                                                                   Скараева А.З.

                                                                   

г.Тейково

2020г.

Тема: «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности старшего дошкольника к обучению в школе»

Паспорт проекта:

Автор проекта: воспитатель высшей категории Скараева Алена Заитовна.

Тип проекта: исследовательский.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Направленность:  практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Радуга», родители, воспитатель группы.

Место реализации проекта: МБДОУ №3«Светлячок».

Сроки реализации проекта: 1 сентября 2020 года – 31 декабря  2020 года

Актуальность проекта: 

     Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для  дошкольного образования.

     Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

     Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

     Во-вторых, в моей группе часть детей имеет  проблемы в речевом развитии. Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей дошкольного возраста.

В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: процесс развития мелкой моторики рук детей.

        Предмет изучения: комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

  • соответствии с целью были определены основные задачи: 

  • Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
  •  Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  • Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Формировать и совершенствовать пространственные представления.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

  • изучение и анализ уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей старшего дошкольного возраста;

  • педагогическое наблюдение;

  • моделирование педагогической деятельности;
  • статистические методы обработки полученных результатов.

Предполагаемый результат:

  • Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки.
  • Дети научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.
  • Повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память. Улучшится речь.
  • Создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики.

 Практическая значимость заключается в следующем:

  1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

  1. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

  1. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

  1. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук.

Теоретическое обоснование.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973),  и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Разработка  тонких, точных движений необходима ребенку  не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Мария Монтессори говорила:  «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием  мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.

Реализация проекта планируется в три этапа:

I этап — подготовительный (сентябрь)

  1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
  2. Подбор диагностического материала.
  3. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  4. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

II этап – основной (октябрь – ноябрь)
Работа выстраивается в двух направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

с родителями – посредством проведения консультаций, родительских собраний, практических семинаров.

III этап – заключительный (декабрь)

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.
  3. Презентация проекта.
  4. Размещение материалов проекта на сайте педагога.

Реализация проекта


I этап — подготовительный
Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • методика «Домик» (Н.И. Гуткина);
  • «Дорожки» ( Л.А. Венгер);
  • графический диктант (Эльконин).


II этап – основной

Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста может осуществляться в системе коррекционно-развивающих  занятий, в индивидуальной работе с педагогом – психологом; в совместной деятельности воспитателей групп и детей.

Развитие общей моторики осуществляю через подвижные игры и игровые упражнения. Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.

Комплекс игр и упражнений предусматривает работу по трем блокам:


I блок. Пальчиковая гимнастика:
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с сыпучими продуктами,
• самомассаж пальчиков,
Пальчиковые игры
 – это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.


II блок. Ручная умелость:

—  штриховка,
— контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
— дорисовка (по принципу симметрии);
— волшебные узоры,
— лабиринты,

— нанизывание бус,

— шнуровка,

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки можно использовать, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

III блок. Организационно-методический
— знакомство с тетрадью;
— ориентировка в пространстве листа;
— графические диктанты;
— копирование.

Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста с родителями осуществляется посредством проведения консультаций, родительских собраний, практических семинаров.

III этап – заключительный

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.
  3. Практический семинар для педагогов.
  4. Размещение материалов проекта на сайте педагога.

Механизм реализации проекта

Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • методика “Домик”, разработанная Н.И. Гуткиной;
  • “дорожки” (по Л.А. Венгеру);
  • графический диктант.

Результаты диагностики выявили, что у 56% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.

Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые условия в группе. В группе создано несколько центров. В центре двигательной активности размещены материалы и оборудование для развития крупной моторики, силы, ловкости детей.

Материалы в центре художественного творчества способствуют формированию творческих способностей детей, закреплению умений и навыков в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность более других развивает координированную работу руки и глаза, точность движений рук, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, что необходимо для успешного обучения в школе.

Познавательный центр – это игры и пособия для закрепления в свободной деятельности учебного материала. «Математическая игротека» - это задания на составление задач, задачи – шутки, задачи – ловушки, графические игры и др. Мелкий счетный материал, игры с нанизыванием предметов на шнурок, графические задания развивают мелкую моторику рук детей.

       Для развития мелкой моторики детей я так же использую:

  • массаж пальцев рук,
  • пальчиковые игры,
  • игры с крупами, пуговицами и бусинами,
  • игры – мозаики,
  • игры – шнуровки,
  • изготовление поделок из глины, пластилина, природного материала,
  • изготовление поделок в стиле оригами,
  • конструирование из бумаги и других материалов,
  • рисование нетрадиционными способами,
  • графические игры (штриховки, прописи, обводки, раскрашивание),
  • различные виды театра.

          Изучив литературу на тему развития мелкой моторики, в своей группе развивающее пространство было пополнено собственными пособиями, играми, видами практической деятельности: игра «Сплети ковер», игра на совершенствование графических навыков  «Дорожки» для магнитной доски, игровое пособие «Мы парикмахеры». Составлена картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики в старшей группе. Картотека схем  для игр с веревочкой, крупами и камешками Марблс – «Выложи по контуру». Картотека схем для выкладывания по образцу счетными палочками и спичками.

       Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей.

      Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
  2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
  3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)
  4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).
  5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

           Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер, что позволяет сделать более увлекательным и интересным процесс познания и формирования умения и навыков, а следовательно приносит больше пользы. Сюрпризный момент – беспроигрышный прием вовлечения детей в игру. В своей работе я использую «Игры с красками», «игры с водой и песком», «игры с бумагой». Они открывают перед детьми новые возможности. Такие игры развивают у детей не только мелкую моторику рук, а также любознательность и познавательный интерес. Работа со строительным материалом также позволяем мне развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза.

           Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов.

Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить , как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Результативность.

Систематическая работа в течение полугода в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился.

В ходе работы над проектом:

  • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

  • Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

  • Подобран диагностический инструментарий по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

Заключение.

Таким образом, в результате проделанной работы я  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, Положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература:

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
  4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
  8. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов – на – Дону:Феникс, 2006г.
  9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
  10. Информационные ресурсы
    http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.
    http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт здоровья старшей группы №6. ГБОУ ЦРР - детский сад №1182 "Журавушка"

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни их детей.Здоровье детей  зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической...

Паспорт участка старшей группы «Морячок»

Паспорт участка старшей группы...

Паспорт проекта младшей группы Тема: «Моя любимая игрушка»

Паспорт проекта младшей группыТема: «Моя любимая игрушка»...

Паспорт проекта Старшей группы «Карусель» на тему: «У бабули в огороде» (Трудовое воспитание)

Трудовое воспитание ДОУ — важное средство всестороннего развития личности дошкольника по средствам ознакомление с трудом взрослых, приобщении детей доступной трудовой деятельности....