Выступление на педсовете. Здоровьесберегающие технологии. Тема «Мои части тела».
учебно-методический материал (старшая группа)

Катасонова Юлия Владимировна

Цели: Формировать представления детей о строении человека. Воспитывать желание быть здоровым.

Задачи: 1- развивать у детей представления о себе, своём теле.

               2- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

               3- учить определять и правильно называть части тела. 

               4- закрепить знания о назначении отдельных частей тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_tela_cheloveka.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Мои части тела».

Цель: Формировать представления детей о строении  человека. Воспитывать желание быть здоровым.

Задачи: 1.развивать у детей представления о себе, своем теле; активизировать диалогическую речь; развивать творческое мышление, внимание, воображение, фантазию,  произвольную память.

2.воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

3. учить определять и правильно называть части тела;Закрепить знания о назначении отдельных частей тела.

Материал:  картина  изображение человека и части тела

Ход образовательной деятельности

  Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

 Воспитатель: Как вы думаете,  кто это?

Человек.

Воспитатель: О ком мы будем говорить?

- О человеке.

Показ плаката со строением тела человека.

Воспитатель:  Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку.

( воспитатель вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела)

Воспитатель: А как вы думаете, части тела важны в жизни человека?

Дети: Да.

 Тема: «Зачем человеку глаза?»

Цель:Помочь детям понять зачем человеку нужны глаза?

Задачи:
1. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
2.Познакомить со строением глаза уточнить представления детей о том, что человек должен беречь своё зрение ,что все части глаз выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Воспитатель: Глаза –это один из важнейших органов чувств человека. Ребята а как вы думаете почему? (выслушивает ответы детей)
Да, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. С помощью глаз человек видит предметы , цвет ,размер ,форму перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении ,ориентироваться в пространстве и во времени.

Воспитатель:
Посмотрите друг другу в глаза, что вы видите?
(дети смотрят и обсуждают)
Маленький цветной кружок, черную точку посередине. Этот кружок называется – радужная оболочка, у одних он коричневый, у других –зелёный, у кого-то голубой. А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть. Ребята, а что у нас есть над глазками? (брови) А как вы думаете зачем нам нужны брови?(слушает ответы детей)

Воспитатель: Правильно и для красоты и для удобства.  Потечёт пот со лба, его остановит густая изгородь бровей (показывает на плакате). Но если вдруг несколько пылинок попадет на роговицу ,их тот час смоет непрерывно мигающее  веко и реснички (показать на плакате).

 Ребята, как вы думаете, если же в опасной близости появится какой – нибудь   предмет перед глазами, что произойдет?(ответы детей)

 Веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!

Воспитатель: вызвать ребенка и  неожиданно хлопнуть ладошками перед глазами. Что случилось с вашими глазами?
Дети рассказывают о реакции своих глаз.

Эксперимент «Я назову, а ты покажи»

Цель: Создание условий для того, чтобы опытным путем показать значение глаз для жизни человека

Материалы и оборудование: Два одинаковых набора предметов, платок

Опыт  проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию взрослого дети должны показать определенный предмет.

Вывод: Когда глаза завязаны, задание выполнить нельзя.

Примечание: если ребенок выбрал предмет правильно, задается вопрос: как ты смог выполнить задание, ведь ты не видел игрушку? (на ощупь, с помощью рук)

Воспитатель: Но несмотря на то что наши глаза могут себя защищать сами с ними случаются разные беды, поэтому нам нужно о них заботиться.

- Нельзя тереть глаза грязными руками
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
- Нужно есть продукты с витаминами
- Нужно тренировать глаза ,делать упражнения для глаз
- Нужно гулять на свежем воздухе

«Для чего нам нужен нос?

Цель: 

продолжать знакомить детей с частями тела, их функциями. Объяснить значение, функции носа, показать, что все органы взаимосвязаны. Побуждать детей к самостоятельным суждениям, умению анализировать акты, делать выводы, рассуждать. Активизировать словарь детей. Развивать фразовую речь. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Словарная работа: 

Обогащение: переносица, ноздри, нюхач.

Активизация: дышать, запах.

Оборудование: атрибуты к дидактической игре «Узнай по запаху».  

Ход занятия

Ребята, помогите мне, пожалуйста, закончить стихотворение:

Где купили вы, синьор, этот красный помидор?  Вот невежливый вопрос, это собственный мой…(нос)

Ребята, а как вы думаете,  для чего же нам нужен нос? (спросить 3-4 детей).

Все живые организмы дышат. Дышат растения, животные и, конечно, человек. И пока человек живет, он непрерывно и днем и ночью дышит. Нос нужен нам для дыхания. А еще для чего?

- А что случилось бы с человеком, если у него не было бы носа? (спросить 3-4 детей). Если человека лишить возможности дышать - он умирает. Ребята, а давайте мы с вами сейчас попробуем подышать ртом. Что вы чувствуете? Да, неприятно, горло пересыхает, першит.

Дети, посмотрите друг на друга. У нас у всех разные носы и носики. У кого-то  - маленькие, у кого-то - побольше, у кого-то - горбинкой, у кого-то - как кнопочка.

Нос – это важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. А как вы думаете, почему он является фильтром? (спросить 2 – 3 детей). А почему печкой? (спросить 2 – 3 детей).  А почему сторожевым постом? (спросить 2 – 3 детей).

-Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. В носу имеется 2 ноздри (показываю на себе: правую и левую ноздрю). Найдите у себя эти ноздри. Между ноздрями находится переносица. Чувствуете? Давайте посмотрим на рисунок, где изображен нос. Воздух попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Эти реснички постоянно шевелятся, как травка на лугу, когда подует ветер. А для чего нужны нам реснички в осу? (спросить 2 – 3 детей). К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки.

Попробуйте вытереть нос платком после того, как пройдете по пыльной дороге. На платочке будет темное пятно. Это как раз та пыль, которая осела на реснички носа. А что же будет с нашими легкими, если мы будем дышать через рот? Наши легкие станут пыльными, мы чаще будем болеть. Нужно обязательно дышать через нос, особенно зимой. А почему? (спросить 2 – 3 детей). Да, действительно, мы можем заболеть, т.к. будем вдыхать холодный воздух.

- Зимой мы вдыхаем холодный воздух. Попадая  в нос, этот воздух согревается и становится теплым. А как вы думаете, что с нами случится, если мы будем дышать ртом? (спросить 3 – 4 детей). Да, мы можем быстро простудиться.

Ребята, а если мы все-таки заболели и наши носики перестали дышать. На этот случай при себе у нас должен быть носовой платок. Ребята, а у вас есть носовые платки? А вы все умеете ими правильно пользоваться? Чтобы правильно прочистить нос, сначала нужно прочистить одну ноздрю, потом другую.

Наш нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. А почему? (спросить 2- 3 детей). Да, действительно, почувствовав запах испорченной еды, наш нос сообщит мозгу, что есть эту еду ни в коем случае нельзя.

Запахнет в воздухе  дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что, где загорелось. Донесется из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и мама понимает: пирог готов, пора его вынимать.

Есть даже такая профессия – нюхач – это человек, который очень остро чувствует запахи цветов, трав и их оттенки. Люди этой профессии участвуют в создании ароматных шампуней, кремов, мыла, духов.

А ваши носы чувствуют запахи? Вспомните, как пахнет в вашей квартире (2 – 3 детей спросить), в больнице (2 – 3 детей), в садике (2 – 3 детей).

Ребята, а вы часто играете в подвижные игры, много бегаете, прыгаете?

Покажите мне, как изменяется ваше дыхание после бега. Мы начинаем дышать активнее, в несколько раз  быстрее. А как вы думаете, почему дыхание наше участилось?  (спросить 2- 3 детей). Да, нашим органам после физических нагрузок требуется больше кислорода, поэтому учащается наше дыхание.

3 часть (охрана, защита, уход)

Ребята, посмотрите друг на друга, погладьте свои носики, ведь они такие нужные наши помощники.

«Умный нос»

Цель: Создание условий для того, чтобы определять  по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Материалы и оборудование: Платок, продукты с характерным запахом (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, чеснок, лук и др.), цветок,  флакон из-под духов.

Взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он к ним подносит.

Вывод: Ребенок поясняет, как он определил, что перед ним.  

Вы молодцы, все запахи угадывали и различали правильно.

Ребята, так для чего же нам нужен нос? (спросить всех):

  • для дыхания
  • для красоты
  • для восприятия запаха
  • для очищения воздуха, попадающего через нос.

      Как мы можем беречь нос, ухаживать за ним? (Пользоваться платком, каплями – если заболели; быть осторожными с ножницами, иголками, огнем…)

Что нового вы сегодня узнали о носе.Что особенно вам понравилось?                                                                             Что показалось вам наиболее интересным?

«Для чего нужны руки»

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи: расширять представления детей о значении рук в жизни человека;

познакомить с рассказом Е. Пермяка «Для чего руки нужны»;

закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками — трогает, берет, дает;

воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу.

Ход занятия:

Орг.момент

Дети входят в группу, встают полукругом.

В: - Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Воспитатель задаёт вопросы — загадки)

- Ребята, когда мы с вами сейчас передавали дружбу, крепко держали друг друга за…(Руки)

- Когда чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

- За завтраком, чем чашку с чаем держали? (Руками.)

- А ложку? (Руками.)

- Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

- Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку своей...(Рукой)  Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники. Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками руками.

 Основная часть.

- Зачем всем людям руки? Послушайте рассказ про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

Чтение рассказа «Для чего нужны руки» (по произведению Е. Пермяка).

«Для чего нужны руки»

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- А еще для чего? - спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще?

- Чтобы кошку гладить.

- А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Е. Пермяк.

Беседа по содержанию рассказа

- О чём спросил дедушка Петю? (Для чего нужны руки?)

- Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)

- Ребята, а Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

- А давайте попробуем мы ответить на этот интересный вопрос: «Для чего руки нужны?». Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске.

(Малыш показывает рукой на котенка, мальчик и папа мастерят кормушку, бабушка вяжет, строители строят дома, врачи лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб и так далее).

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

В: - Ребята, так для чего же нам нужны руки? (Для самообслуживания,для игры, труда, работы.)

В: - Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки. Дети, посмотрите на ваши руки. Слава, сколько у тебя рук? А у тебя, Кристина, сколько рук? Вика, скажи, а сколько рук у Насти? (Ответы детей).

В: - Правильно, у каждого из вас по две руки. А как вы считаете, может быть вам и одной руки хватило, а две только мешаются? Смотрите, я могу открыть и закрыть дверь и с вами поиграть тоже могу одной рукой (щекочу детей).

Эксперимент «Значение рук»

Цель:Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям значение рук для жизни человека.

Материалы и оборудование: Конфеты, предметы одежды

В: -  Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя?

В: - Посмотрите, у меня есть предметы одежды.

 один будет надевать вещь (девочка - юбку, мальчик - футболку) при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

В: - Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? А кому было труднее, почему? (Ответы детей)

В: - Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно.

В: - Ребята, что значит беречь руки? (Ответы детей).

В: - Беречь руки - значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте,мыть руки тщтельно с мылом, когда холодно - обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать.

Будем пальчики считать:

 Один, два, три, четыре, пять

 Один, два, три, четыре, пять

 Десять пальцев, пара рук

Вот твое богатство друг!

- Сегодня мы с вами выяснили, что без рук человеку было бы трудно. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают отдыхать.

«Значение ног»

Беседа: «Мои ножки»

Задачи:

  1. Формировать представление о том, зачем нужны ноги.
  2. Познакомить с правилами гигиены и безопасности для ног.
  3. Учить заботиться о здоровье своих ног.
  4. Прививать навыки ЗОЖ

Ход беседы

 Ребята отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем с вами разговаривать

ЗАГАДКА О НОГАХ

Два одинаковых  столба

Идут по дороге,

Мне никак без них нельзя,

Ведь это мои  ….. (ноги

 - Скажите, зачем нужны человеку ноги?

Ноги нужны для того, чтобы передвигаться. Ещё это «подпорки», на которые опирается тело человека. Они соединяются с тазовыми костями с помощью тазобедренных суставов.  Движения в них позволяют садиться и  вставать, поднимать и опускать ноги. А ещё есть на ноге коленный сустав – та самая коленка, которую мы часто разбиваем. В него входит специальная косточка – надколенник. Она, как щит, предохраняет его от возможных повреждений.

Самая главная опора – стопа. Она, будто пружина, сглаживает толчки и сотрясения тела, которые возникают при ходьбе, беге, прыжках. Чтобы хорошо выполнять свое дело, она не должна быть плоской. Чтобы проверить, какая у тебя стопа, поставь ее на бумагу и обрисуй карандашом.

 - Что нужно делать, чтобы ножки были здоровы?

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

  • Нельзя ходить босиком по острым опасным предметам (стекла, колючки, и т.д.).
  • Нельзя носить обувь без каблука.
  • Надо держать зимой ноги в тепле.
  • Летом надо закалять ножки, бегая по песочку или земле.
  • Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.
  • При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу-ортопеду.

 А еще надо делать специальные упражнения для ног.

УПРАЖНЕНИЯ для предупреждения плоскостопия

1. Ходьба на носках.

Хождение на носках несколько минут по комнате.

2. Ходьба по палке.

Ходи по палке, как канатоходец (палка небольшого диаметра и длиной 50 см)

3. Мячик

Сними носки и перекатывай стопой теннисный мячик. Делай это по очереди то левой, то правой ногой в течение 2-3 минут.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ упражнения для ног

1. Лошадки

И.п. – стать, ступни параллельны, руки на поясе

В. – поочередно поднимать правую и левую ногу, согнуть в коленях, опустить их.

2. Велосипед

Лежа на спине, подтяни согнутые в коленях ноги к животу. Попеременно выпрямляй и сгибай ноги, как будто едешь на велосипеде и крутишь педали

(2 минуты).

3. Да и нет

Сидя на полу с выпрямленной спиной, делай движения стопами – сгибание и разгибание («да»), отведение в стороны («нет»), круговые движения

(по 10 раз).

Эксперимент: Значение ног в жизни человека.

Цель: Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям  значение ног для жизни человека.

Материалы и оборудование:Игрушки, лента или тесьма.

Упражнения выполняется в парах:

1. Подойти к столу, взять игрушку. А если нет ног? Как можно подойти к столу? Эксперимент – со связанными ногами попробовать добраться до стола.

2. Один ребенок идет к цели на двух ногах, другой – на одной ноге (вторую подгибает). Затем дети меняются ролями. По окончании выполнения задания они делятся своими ощущениями, отмечают трудности  

Вывод: Человеку  необходима пара ног.

Дидактическая игра:  Части тела

 Рот, нос, голова,

 Уши, щёки, лоб, глаза,

 (просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)

 Плечи, плечи, шея, грудь

 (хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

 Не забыть чего-нибудь

 (разводим руки в стороны)

 Руки-руки — хлоп-хлоп,

 (хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)

 Ноги-ноги — топ-топ,

 (так же ножками в лежачем или сидячем положении)

 Раз сюда и раз туда,

 (повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)

 Это — нет, а это — да.

 (жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)

 Будем пальчики считать:

 Один, два, три, четыре, пять

 Один, два, три, четыре, пять

 Десять пальцев, пара рук —

 Вот твое богатство друг!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для воспитателей к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии"

оздоровительные мероприятия проводимые с детьми в течении  пребывания их в детском саду...

Выступление на педсовете «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Выступление на педсовете: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образования»

Выступление на педсовете:«Здоровьесберегающие технологии в работеучителя-логопеда дошкольного образования»...

Доклад для выступления на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

ТЕХНОЛОГИИПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВОдной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте ...

Выступление на педсовете «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...