Статья "Возрастная периодизация детства"
статья (младшая группа)

Акимова Лариса Александровна

Возрастная периодизация является необходимой системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять и в каком возрастной периоде, так как каждый возрастной период отличается своими физическими и психическими особенностями развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная периодизация детства

Детство — это целый мир, в котором функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Переходы между периодами называются кризисами возрастного развития.

Основу педагогической периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает воспитание.

Возрастная периодизация является необходимой системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять и в каком возрастном периоде. Ведь трехлетний ребенок и пятнадцатилетний подросток очень разные, каждый возрастной период отличается своими физическими и психическими особенностями развития.

Педагогическая периодизация:

1. Младенчество (1 год жизни).

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

- младший дошкольный возраст (3-4 года);

- средний дошкольный возраст (4-5 лет);

- старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (7-10 лет).

 5. Средний школьный возраст (10-15 лет).  

6. Старший школьный возраст (15-18 лет).

Я остановлюсь на раннем детстве и дошкольном возрасте.

Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет). В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка. На данном этапе, только закладываются базовые физические навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную активность.

Ведущей деятельностью становится предметная.

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. В этом периоде ребенок начинает познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства им, понятно, еще далеко.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить.

Дошкольный возраст (3–7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности – появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка. В этом возрасте у ребенка формируется «Я», он становится частью общества, активно общается с другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества и впитывает основные нормы его поведения. В таком возрасте ребенок уже способнее активно учиться, правда, в игровой форме.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет нередко называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Развивается кризис 7-ми лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

I -II- III уровни обшего недоразвития речи....

Периодизации возрастного развития детей

Вашему вниманию предлагается работа на тему: "Периодизация возрастного развития детей". Надеемся, что даная работа пригодится вам в работе или в учёбе....

Социализация. Возрастная периодизация.

В работе представлены составляющие процессы социализации, ее средства и механизмы. Работа будет интересна как педагогам так и родителям....

Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.

Родители должны хорошо представлять, что речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом их них элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. В консультации подробно...

Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста.

Презентация может использоваться как информационный и методический материал для родителей. Воспитателям  поможет грамотно и  своевременно выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной ра...

Проблемы современного детства. Периодизация детства и особенности развития детей.

Педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитыва...