Проект "Встречаем Пасху"
проект (подготовительная группа)

В данном материале содержится информация о подготовке детей и родителей к празднику Светлой Пасхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пасха878.81 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад № 38» г. Воткинска Удмуртской Республики

                                                                Проект

                             по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

                             по ОО «Познавательное развитие»

                                                        Тема: «Пасха»

                             в подготовительной к школе группе «Знайки»

                                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                                        Вахрушева Наталья                                                                                                                                                            

                                                                                                                              Витальевна

                                                                    2021 г.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети, родители, воспитатели

Сроки проекта: Апрель

Проблемы:

    1.У детей не достаточно сформированы представления о традициях празднования

         Пасхи.

     2. Наблюдается разобщенность  детей  с родителями.

3. Недостаточно дети владеют практическими навыками и умениями.

Цель:   В атмосфере сотрудничества формировать у детей знания о традиции празднования праздника Светлой Пасхи. Совместное общение детей и родителей в подготовке к празднику Пасхи.

Задачи:

Обучающие:  Дать представление детям о символах Пасхи. Знакомить детей с художественными произведениями поэтов и художников. Учить составлять узор, используя разные элементы орнамента и подбирать фон.

Развивающие: Развивать внимание, речевую и познавательную и двигательную активность. Совершенствуем  умение детей, работать по технологической карте в приготовлении пасхальной выпечки. Способствуем умению самостоятельно украшать пасхальное яйцо.

Воспитательные: Воспитываем у детей желание познавать традиции о праздновании народных праздников. Формируем желание продолжать работу в детско-взрослом сообществе.

       В мировой истории народы осуществляют духовно – творческие свершения. Каждый народ привносит в культуру «своё», и каждое достижение народа является общим для человечества.

Россия – родина для многих. Но, для того чтобы считать себя её сыном, необходимо ощутить её духовную жизнь, жизнь своего народа, и утвердить себя в ней. Нашим детям предстоит жить в 21 веке, и они должны её знать культурную, духовную историю своего прошлого. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, и стать началом, порождающим жизнь.

Сейчас в современном мире мы начинаем по новому относиться к истории, традиции, праздникам, обычаям, в которых народ нам оставил всё самое ценное, просеянное сквозь сито веков. Но, как донести народную мудрость до ребёнка? По мнению Т.В. Луниной в народной педагогике, то есть в семье складывается первые впечатления и представления ребёнка об окружающем мире. Поколениями передавались традиции из уст в уста, от старых к малым. В настоящее время в современных  психолого-педагогических исследованиях в области семьи и детско-родительских отношений наблюдается разобщённость. В исследованиях Е.П. Арнаутовой, говорится о создании совместной работы и оптимизации общения педагога и семьи.

Традиционные формы работы с семьёй, которые раньше рассматривались, как устойчивые и неизменные собрания, консультации, беседы начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь по существу, выступая в качестве проводника современности. И выделяют такую форму, как публичная деятельность, которая способна научить, родителей навыкам общения со своим ребёнком. В своей деятельности мы всё чаще используем интерактивные формы работы с семьёй: а именно: проводим онлайн-консультации, мастер-классы, презентации, фото - выставки и тд.

Основной целью нашей работы стало совместное общение детей и родителей в подготовке к празднику Пасхи.

Решались такие задачи:

-Формировать умение детей и родителей общаться на основе сотрудничества.

-Сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса.

-Передавать опыт микро-культуры семьи.

Проблема исследования:

Влияние метода познавательно-исследовательской деятельности на формирование представлений о традиционном  празднике светлой  Пасхи у детей.

Гипотеза:

Использование методов познавательно-исследовательской деятельности в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов у детей и обогащает их познание об окружающем мире, тем самым способствует формированию  знаний о традициях русского народа.

За основу работы была взята программа «Приобщения к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. Разработали тематический план работы.

Работа велась в два этапа:

1. Предварительная работа

2. Практическая часть.

3. Заключительная часть.

Первый этап включает в себя предварительную работу с детьми и родителями, для того, чтобы у них имелись элементарные знания о праздновании  Пасхи.

В ходе предварительной работы для родителей была оформлена консультация для родителей, изготовлены шпаргалки – букеты для родителей на тему «Пасхальные игры», разработан сценарий досуга. Привлекали родителей для создания познавательно-развивающей среды в группе. Родители оказывали помощь в сборе информации и иллюстративного материала. Также предварительная работа велась с детьми. Так, готовясь к занятию «Пасха». Детям рассказали о том, что весной встречают Пасху – это праздник солнца, тепла к нему готовят особую еду: куличи, крашенные яйца. Затем была оформлена выставка яиц. Дети принесли яйца из дерева, глины, фарфора, пластмассы, шоколада получилась интересная коллекция. На занятии по рисованию дети учились раскрашивать яйца. В ходе такой работы дети узнали, что яйца расписывают узорами, которые пришли из древности. Это изображение солнца, воды и месяца. Так, у детей сформировались элементарные представления о праздновании Пасхи.

В ходе работы мы использовали разные методы и приёмы, а также технологии.

Так, свою работу мы представляем в виде «Пасхального модуля», который оформлен

символами Пасхи.

         

                 

 Каждый символ Пасхи имеет свою историю, поэтому детям мы постарались рассказать подробно о значении данных символов в преддверии  христианского праздника. Символами пасхи принято считать всё, что выражает обновление

Обновление – пасхальные ручьи

Свет – пасхальный огонь

Жизнь – пасхальные куличи, яйца.  

           

Методами достижения поставленной цели и задач является:

Использование метода познавательно- исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий:

  • Внедрение методов исследовательской деятельности в образовательную и свободную деятельность детей.
  • При развитии у детей поисковой активности.

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремления к открытиям, любознательность и потребность в  духовных основах. Известно, что ребёнок  усваивает прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам. Это и легло в основу,  работы с детьми по приобщению детей к традициям русского народа в праздновании светлого праздника Пасхи. В своей работе мы объединили познавательно-исследовательскую деятельность ребёнка с речевой, познавательной, художественной, коммуникативно-игровой и трудовой деятельностью.

        Практическая работа с детьми проводилась по образовательным областям

Образовательная область

Методы и приёмы работы

Темы образовательной деятельности.

      Сроки

проведения

1

ОО Речевое развитие

Наглядное моделирование

Составление рассказов

Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

«Как мы праздновали Пасху»

Понедельник

2

ОО Художественно-  

       эстетическое развитие

Нетрадиционное рисование «Сухая кисть»

Рассматривание картин, иллюстраций.

«Верба»

«Пасхальные игры»

Вторник

3

ОО Познавательное

       развитие

Экспериментирование

Занимательная математика

Опыты и эксперименты

с яйцом.

Игры с «Колумбовое яйцом»

Среда

4

ОО Социально –

       коммуникативное

       развитие

Игровые технологии

Дидактические  игры «Готовим праздничный стол»

Настольные игры «Разрезные картинки». «Угадай ребус»

Подвижные игры «Самое крепкое», «Катящееся яйцо», «Горка»

Четверг

5

ОО Физическое развитие

Мастер-класс

Работа в уголке кулинарии

(готовим кулич, творожную пасху)

Пятница

                                     

В заключении для детей был организован праздничный досуг «Встречаем Пасху»

      У русского народа с давних времён, существует праздник, к которому готовят, крашенные  яйца. Искусство, декоративного оформления,  поверхности яйца красивыми орнаментами восходит своими истоками к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения. Яйцо – это символ жизни. Яйцо – символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца к жизни на Земле. Расписное  яйцо, или  писанки - одна из наиболее ярких страниц славянского  декоративного искусства. К какому празднику расписывают яйцо? Святая Пасха – «праздник праздников и торжество торжеств» - Светлое Христово воскресенье. Слово «Пасха» означает исход, искупление, освобождение. Традиционно, в Пасху, люди встречая друг друга, приветствовали словами: «Христос Воскресе!» и отвечали «Воистину Воскресе!» Многие поэту этому празднику посвятили стихи. У поэта А. Майков, есть стихотворение «Пасхальный звон». Слушание художественных произведений, является одной из составляющих по обогащению  представлений  у детей о празднике.

                                             « Храм Господний озарён,

                                              солнцем золотистым,

                                              льётся колокольный звон,

                                              звон пасхальный чистый.

                                              Зажигает лица он

                                              радостью сердечной.

                                              Ведь поёт пасхальный звон,

                                              песнь о жизни вечной!»

     Художники -  иллюстраторы  написали много разных картин о праздновании Пасхи. Так, дети при рассматривании картин, познавали, как их сверстники в давние времена готовили угощение, испытывая  разное  эмоциональное состояние.

     C:\Users\1\Desktop\2833331_original.jpgC:\Users\1\Desktop\0030at.jpg

                                                                             

       Все люди радуются празднику, приходу весны, возрождению жизни. Всю пасхальную неделю в церквях слышен праздничный перезвон. Звон колоколов слышен повсюду. И для вас, мы тоже приготовили колокольчики. Рассмотрите их, они разные по размеру и у каждого колокольчика свой «голос». Большой колокол звучит – громко, важно. Средний колокольчик – звенит менее приглушённо. Маленький колокольчик звенит легко, весело, как капельки весеннего дождя. Все колокольчики звучат  по - разному.  Звон можно угадать, не глядя на колокольчик. Давайте поиграем, игра: «Угадай, чей колокольчик звенит?»                                                              

      В праздник пасхи есть традиция обмениваться украшенными яйцами. Самые распространённые орнаменты на яйцах – солнечные знаки. В их основе лежит символическое изображение Солнца, как источника тепла, а значит и жизни всего живого на Земле. На нашей выставке «Пасхальное яйцо», вы можете увидеть пасхальные яйца, выполненные из разного материала. Для украшения яиц используют разные материалы. Каждый художественный образ имеет свои особенности, связанные со специальным материалом и способом обработки. А вы хотите украсить яйца? Приглашаем детей принять участие   мастер -  классе,  здесь есть необходимый материал, чтобы украсить яйца на любой вкус и желание. По технике исполнения множество писанок разделяют на несколько видов. Самый простой способ украшения всей поверхности яйца цветными точками или пятнышками. Можно приклеить наклейки или кусочки цветной бумаги. А умельцы используют восковой метод. С начало воском изображают элементы, которые в будущем орнаменте сохранят природный цвет яичной скорлупы. Затем яйцо окрашивают в любой цвет, после этого рисуют воском по скорлупе. Затем яйцо слегка нагревают у печки, свечи или в бане, чтобы сошёл воск и расписное чудо готово! А потом положить на полку до праздника, чтобы подарить или обменяться. Чтобы приступить к работе с начало определим,  какой орнамент будем наносить, через пособие  «Кольца Луллия», благодаря которому вращая кольца дети наглядно могли увидеть и подобрать  узор к определённому фону, затем дети выбирают материал и приступают к работе. По окончании работы рассматриваются и оформляем выставку «Пасхальный подарок»

В Пасху украшали не только яйца. На праздничный стол готовили пасху и куличи, а ещё пекли булочки «жаворонки». Хотите увидеть, как это было? Для этого приглашаем вас, в уголок  кулинарии. Чтобы правильно приготовить блюдо нам понадобиться специальная одежда, посуда, продукты и технологическая карта поэтапного приготовления блюда. Дети выполняют работу последовательно, приобретая навыки сотрудничества и умения радоваться своим результатам. Затем дети жаворонков выкладывают на противень, и взрослые уносят противни на кухню выпекать. Ну, а пока наше  угощение  готовиться предлагаем рассказать, как проводили пасхальные игры, участниками которых могли быть, как дети, так и взрослые. Игры передавались из поколения в поколение и занимают значимое место. В них выражается культура и быт, представления о нормах поведения. Многие игры на Руси были связаны с праздниками. Так, с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гулянья с разными играми и хороводами. Одним из хорошо известных пасхальных развлечений было катание «крашенок». Для этого использовали специальные лоточки с желобом. Игроки усаживались друг против друга на расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Народные игры привлекают детей своей доступностью, занимательностью игровых действий, ярко-выраженной, эмоциональной окрашенностью. Ну, а пока мы играли, пасхальные жаворонки готовы.

В конце приглашаем детей и взрослых к праздничному столу, где с удовольствием и радостью дети и взрослые прославляли праздник Светлой Пасхи.

 Работа  над проектом, создала хороший микроклимат между всеми участниками. Как интересно нам было делать всё вместе: творить, узнавать новое, делиться информацией, впечатлениями, что – то создавать. Дети стали внимательными, у них вырос творческий потенциал, любознательность, умение помогать, исследовать. Не трудно представить, сколько нового узнали дети о празднике Пасхи! И самое главное мы помогли детям и родителям сотрудничать и работать над одним делом.

Мой опыт по данной теме позволяет сделать выводы о том, что работая над проектом это действительно доступное, интересное, увлекательное, и нужное направление детской деятельности, которая позволяет, обогатить знания детей о духовном развитии с его безграничным богатством традиций в праздновании народных праздников, и неисчерпаемой активностью детей познавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасха! Пасха - праздник это!"

Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....

Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы

Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....