Семинар- практикум для педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».
методическая разработка

Козырева Марина Георгиевна

«Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН. 

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционным мультисенсорным пособием НУМИКОН.
  2. Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
  3. Представить комплекс игр по формированию элементарных математических представлений у детей с синдромом Дауна по пособию НУМИКОН.
  4. Вызвать у участников семинара желание внедрить в практику работы мультисенсорное пособие НУМИКОН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_attestatsiya.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для педагогов ДОУ на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».

Цель: 

Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН.  

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционным мультисенсорным пособием НУМИКОН.
  2. Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
  3. Представить комплекс игр по формированию элементарных математических представлений у детей с синдромом Дауна по пособию НУМИКОН.
  4. Вызвать у участников семинара желание внедрить в практику работы мультисенсорное пособие НУМИКОН.

Участники семинара: Педагоги ДОУ.

Предварительная работа: 

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута развития и обучения ребенка с синдромом Дауна.
  • Анкетирование воспитателей и педагогов ДОУ «Инклюзивное образование в ДОУ»

Материалы и оборудование: 

  • Презентация для проведения семинара-практикума
  • Мультисенсорное пособие НУМИКОН.
  • Столы, стулья по количеству участников, листы бумаги, ручки, карандаши.

Продолжительность мероприятия- 60 минут

План проведения мероприятия.

1.Организационный момент. Приветствие участников семинара, знакомство с темой, озвучивание его цели и задач.

2.Теоретическая часть. Что же такое система НУМИКОН?

3. Практическая часть

3.1 Представление мультисенсорного пособие по системе НУМИКОН изготовленное своими руками.

3.2 Дидактические игры по системе НУМИКОН используемые в работе с ребенком с синдромом Дауна.

3.3 Практическая работа для педагогов «Создание дидактической игры по ФЭМП» с использованием пособия НУМИКОН.

3.4 Практический показ применения НУМИКОН в работе.

3.5 Использование пособия НУМИКОН в работе учителя- логопеда.

4. Подведение итогов семинара

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Приветствие участников семинара, знакомство с темой, озвучивание его цели и задач.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги мы рады приветствовать вас на нашем семинаре.

На просторах интернета я наткнулась на одну очень точную примету: если встретились 2 воспитателя или педагога, то обязательно начинается семинар! Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе так много воспитателей и педагогов.

- Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна по программе и набору наглядного материала НУМИКОН».

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН.  

Задачи:

1.        Познакомить педагогов с нетрадиционным мультисенсорным пособием НУМИКОН.

2.        Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.

3.        Представить комплекс игр по формированию элементарных математических представлений у детей с синдромом Дауна по пособию НУМИКОН.

4.        Вызвать у участников семинара желание внедрить в практику работы мультисенсорное пособие НУМИКОН.

2. В теоретической части нашего семинара мы познакомимся с понятием и системой работы НУМИКОН, которые можно использовать в процессе формирования самых первых математических представлений.

На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию - в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

Не для кого не секрет, что обучение детей с синдромом Дауна требует особого подхода и внимания

В силу особенностей развития, дети с синдромом Дауна сталкиваются с ощутимыми трудностями в освоении детьми программного материала, в том числе в формировании элементарных математических представлений, это связано с тем, что математические действия требуют высокий уровень абстрактного мышления высоко развитой кратковременной памяти и способность оперировать несколькими понятиями одновременно. Для решения этих трудностей на западе был создан набор НУМИКОН.

Что же такое система НУМИКОН?

Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996- 1998гг. для детей, испытывающие трудности при изучении математики. Набор создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей- способность обучаться на практике, обучаться наблюдая и запоминать, а затем и узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

Система НУМИКОНа разработана с целью, помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок НУМИКОНа помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики, а в особенности, их способность делать вычисления в уме.

Занятия по системе НУМИКОН, стимулируют детей к визуальному восприятию чисел, и пониманию взаимоотношений между ними. Система НУМИКОНа подразумевает одновременное восприятие несколькими органами чувств. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали НУМИКОНа сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей НУМИКОН, создавая из них различные формы, а также играя с тактильной сумочкой, ребенок научится формировать числа руками и глазами. С предметами НУМИКОН можно придумать разнообразные игры. Формы можно доставать из песка, из воды, или «волшебного мешочка». Их легко обрисовывать, раскрашивать через отверстия, делать отпечатки на глине или тесте, а также взвешивать на весах. Их, возможно, составлять в ряд, закреплять на специальной доске (типа «Лего», из них можно выкладывать рисунки на плоскости и составлять из них любые узоры. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующей форме НУМИКОНа.

В системе НУМИКОН все числа имеют зрительный и тактильный образ – они представлены в виде цветной пластмассовой пластинки определенного размера, с определенным количеством отверстий. Диаметр этих отверстий чуть больше толщины пальца ребёнка.

Фигуры НУМИКОНа имеют особенную систему. Мы видим, что отверстия в предметах НУМИКОНа устроены определенным образом, в соответствии числам от 1 до 10. Для каждого числа отверстия организованы довольно простым способом – парами. Когда фигуры НУМИКОНа расставлены в порядке возрастания, дети сразу замечают важные связи между числами. Каждое последующее число на 1 больше чем предыдущее и, соответственно, на 1 меньше чем следующее. Так, на своих занятиях, чтобы решить пример 2 + 1, мы берем синюю форму («двойку», прикладываем к ней сверху оранжевую форму («единицу») и получаем некоторую фигуру, по форме напоминающую «тройку». Чтобы проверить результат, брали желтую «форму» («тройку») и накладывали сверху. И точно были уверены, что получилось три.

Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Важным является то, что дети учатся употреблять знакомые слова «перед» и «после» в математическом контексте, в котором значение может быть несколько иным. Подход НУМИКОН является только частью практики детей с числами. Важно, что в дополнение к упражнениям с НУМИКОН, мы разговариваем с ребенком о счете, практикуем его, а также тренируем различать цифры. Просим ребенка считать различные предметы вокруг, включая отверстия фигур НУМИКОН. Привлекаем внимание ребенка ко всем изображениям чисел вокруг нас в повседневной жизни – номера домов, страниц, телефонов, чисел на дорожных знаках, поздравительных открытках, игрового счета (например, в футболе) и так далее.

Не стоит забывать самое главное, что самый легкий и быстрый процесс обучения достигается в игре

На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений НУМИКОНа. Более того, нужно быть готовым к тому, что многие дети будут экспериментировать, придумывать свои собственные игры и в целом забавляться фигурками, трубочками и доской. Ребенок с головой погрузится в свои эксперименты с элементами пособия НУМИКОН.

В нашем случае учить ребенка с синдромом Дауна с помощью НУМИКОН очень удобно. В игровой форме ребенок с интересом будет осваивать счет, знакомится с цветом. Для ребенка с синдромом Дауна, очень важно тактильное ощущение, держать фигуры руками, крутить их в разные стороны, разглядывать со всех сторон, не боясь, что что-то сломается или порвется, как это часто бывает с картонными карточками и конечно нужно вести все это в системе и постоянно повторять пройденный материал.

Целевые ориентиры работы по системе НУМИКОН с ребенком с синдромом Дауна:

  • Научить осознавать сходство и различие реальных предметов по форме, цвету, размеру.
  • Ориентироваться на словесную инструкцию без демонстрации образца
  • Усвоение ребенком математических понятий- сортировка и группировка предметов.
  • Развитие понятия последовательность.
  • Заучивание числового ряда.
  • Соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);
  • Сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.

3. Практическая часть нашего семинара, представляет собой изготовление мультисенсорного пособия своими руками, краткое описание игр по системе НУМИКОН используемых в работе с ребенком с синдромом Дауна.

3.1. Мини мастер-класс по изготовлению пособия.

Все пособия, представленные вашему вниманию сделаны своими руками, которые уступает только по прочности, но сохраняют все остальные полезные свойства:

Формирует представления о числе.

Активизирует познавательную активность.

Способствует развитию мелкой моторики.

Помогает накапливать сенсорный опыт.

Сейчас мы прилагаем вашему вниманию картотеку дидактических игр.

3.2. Дидактические игры по системе НУМИКОН используемые в работе с ребенком с синдромом Дауна.

Иры подбор по сходству

Цель: умение замечать сходства и различия предметов для развитие учебных навыков.

  • Подбор по сходству реальных предметов (игры- «Чаепитие», «Куклин дом»)

Игра «Чаепитие»

Словарь: кукла, чашка, желтый, большой, маленький.

Ход игры:

Попросить ребенка вместе собрать стол для кукол из форм и штырьков НУМИКОНа. Далее просим малыша рассадить кукол за стол, поставить на стол «чашки» - штырьки. Этой кукле – красную чашку, этой кукле – зеленую. Можно сравнивать с ребенком размер «чашек» с настоящими

Например, «У тебя большая чашка, а у куклы маленькая чашка, а моя чашка больше всех» (обязательно демонстрация предметов, жестами).

  • Подбор реального предмета к его изображению

Показ ребенку изображения детали НУМИКОНа на картинках, затем попросить его найти в наборе точно такую же деталь.

  • Подбор по сходству очертаний

Для этого упражнения понадобится форма НУМИКОН и штырёк. Задача педагога научить ребенка вставлять штырек в форму (построй заборчик мишке), после того как ребенок научится это делать можно усложнять задания, добавляя к штырькам посторонние предметы, не подходящие к отверстиям в форме НУМИКОНа.

  • Подбор по сходству цветов (Игры- «Наряжаем пальчики», «Разложи по цвету», «Полянка»

Игра «Нарядные пальчики»

Словарь: нарядные, надень, пальчики, посмотри, один, два, много, красный, желтый, зеленый

Ребенок следую указаниям педагога, надевает на пальчики штырьки. Можно использовать штырьки одного или разных цветов, один или много, все зависит от того, что вы хотите закрепить с ребенком. Начинать нужно с простых заданий

Например: «Надень штырьки на пальчики. Посмотри, какие они нарядные»

«Надень штырек желтого цвета»

Игра «Поляна»

Словарь: пластилин, разомни, раскатай, нажми, наложи, травка, ягодки, корова, кукла, покорми

Ход игры:

Попросить малыша посадить на полянку (из пластилина, теста) «ягодки» и «травку»- красные и зеленые штырьки втыкаем в тесто или пластилин. Можно покормить травкой игрушечную коровку, зайку, собрать ягодки для мишки, куклы. Все эти действия проговариваем с ребенком: «Ягодки- красные, травка- зеленая. Мишка любит красные ягодки. У нас много травки для зайки, а ягодок мало»

  • Подбор по сходству размеров (Игры- «Строитель», «Куклин дом», «Повар», «Едем в гости»

Начинать игры нужно с понятия «большой» и «маленький», используя формы НУМИКОНа

Игра «Едем в гости»

Словарь: дорога, машина, длинный, короткий, много, мало.

Предложить ребенку выложить из форм НУМИКОНа две дорожки: у зайке- короткую, к мишке- длинную, чтобы съездить к ним в гости на машине. В процессе строительства привлекать внимание ребенка на понятиях «много», «мало», «короткий», «длинный»; «Мы построим длинную дорогу, нам нужно много деталей. А это будет короткая дорога, в ней мало деталей». Потом говорим: «Мишка живет далеко, мы построили длинную дорогу, а зайка близко- дорога до зайки короткая». Затем с помощью жеста ребенок показывает длинную и короткую дороги.

Выбор игры по определенным признакам

Один из важных навыков, который в дальнейшем будет использоваться малышом в усвоении математических понятий- это

  • Сортировка и группировка.

С помощью НУМИКОНа ребенок научится сортировать детали: разлаживать по коробочкам штырьки и формы, постоянно усложняя игру. В процессе таких игр как «Повар» «Куклин дом», «Чаепитие», «Копилка для НУМИКОНа»

  • Чередование цветов

Играя с ребенком в игры используя НУМИКОН которые помогут ему в развитие понятия последовательности, которое необходимо при дальнейшем обучении математике. Для этого можно поиграть с малышом в игру «Сделаем красивые бусы» (нанизывая на шнурок штырьки с НУМИКОНа). Начинать с простого чередования двух цветов, затем постепенно усложняя последовательность, подойдут также подойдут игры «Строитель», «Едем в гости»

  • Принцип соответствия по количеству.

Значение понятий «один» и «два»

Игры-«Строитель», «Едем в гости», «Здравствуй. пальчик», «Куклин дом»

Попросите малыша поместить штырьки в формы 1.2 и 8 НУМИКОНа.

После того как формы заполнены, можно сравнить количество штырьков: «Здесь один, здесь два, здесь- много. Покажи, где много, где один, где два?»

Откладывая посчитанные детали в сторону.

  • Заучивание числового ряда

Для заучивания числового ряда с НУМИКОН можно использовать считалки, в которых используется последовательность чисел.

Например,

Один-два-три-четыре-пять,

хорошо штырьки считать!

 В практической части нашего семинара мы познакомили вас с некоторыми играми по пособию НУМИКОН для развития математических способностей детей с синдромом Дауна, а сейчас мы предлагаем вам уважаемые педагоги самостоятельно продумать и продемонстрировать игру по пособию НУМИКОН.

3.3. Практическая работа для педагогов «Создание дидактической игры по ФЭМП» с использованием пособия НУМИКОН.

3.4 Практический показ применения НУМИКОН в работе.

3.5 Использование пособия НУМИКОН в работе учителя- логопеда.

Выступление учителя логопеда по использованию пособия НУМИКОН в логопедии.

4.Подведение итогов семинара

Сегодня мы познакомили вас с нетрадиционным мультисенсорным пособием НУМИКОН.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» станет хорошим дополнением в работе по формированию математических представлений у детей с особенностями развития. При оценке знаний и умений нужно учитывать факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими различные нозологии: РДА, ОНР, синдром Дауна, ДЦП, ЗПР и т. д.

Сейчас я предлагаю вам дать характеристику технологии нумикон, для этого составить из каждой буквы слова новые слова – эпитеты, словосочетания, поговорки

Н - новая

У - уникальная, удивительная, увлекательная

М – методика, мудрая

И - интересная, интеллектуальная, игровая

К - коллективная, креативная

О - образовательная,  обучающая
Н - новая

Итак, получилось, что нумикон – это….

Я прошу всех подойти ко мне, встать в круг и расправить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на семинар-практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового.
Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:
- Что вы узнали для себя нового?
- Было ли вам интересно?
- Захотелось ли вам использовать данную методику в своей работе?

Уважаемые педагоги! Желаю вам успеха и творчества в  работе по формированию математических представлений у детей с особенностями развития по пособию НУМИКОН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр

      Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы  посредством использования дидактических игр     - Игры с...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...