МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья (младшая группа)

На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание,но и среда в которой пребывает ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_igrovogo_prostranstva_v.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова О.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №607 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В

ДОУ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 Введение

Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. И это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов. Динамический анализ практической ситуации за последние годы свидетельствует о6 увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На развитие личности ребёнка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребёнок.

         Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития детей, т.к. она выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его речевое развитие. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиск средств и методов для полноценного речевого развития детей средствами среды.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей ,куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Групповая комната условно представлена З зонами: рабочая, активная, спокойная. Границы между зонами подвижны и трансформируемы. В группе используется различная мебель, которая подобрана и установлена с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В интерьере группы, в цветовом решении стен преобладают светлые спокойные тона. Каждый ребёнок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятии, исходя из своего эмоционального состояния. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для группы мы стараемся максимально обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребёнок имеет свободный доступ к ним.

Зонирование группового пространства проведено таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом, а материал, стимулирующий развитие познавательных способностей, располагался в разных функциональных зонах. Всё оборудование в нашей группе размещено по секторам (центрам развития), что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. При зонировании помещения нами были сформированы разные центры, где размещены материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечения возможности развития, стимулирования познавательных способностей детей не только в непосредственно- организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно-ролевых, подвижных, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные занятия для себя и чередовать их в течении дня, а воспитателю организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Предметная развивающая среда группы подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Спроектированная предметно-пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования в полном объеме.

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):

1. «маленький художник» или центр творчества детей. Здесь предусмотрена интеграция следующих образовательных областей -

(Художественное творчество), (познание), (социализация),

(Безопасности). В этом центр размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно- прикладного искусства. На стеллаже помещена бумага для рисования

(Не забываем добавлять бумагу разного формата, формы и оттенков), а

Так же шаблоны и раскраски по разным лексическим темам и с учётом интересов девочек и мальчиков. Центр творчества располагается рядом со столами, поэтому дети рисуют, лепят за столами, взяв из уголка необходимые материалы, которые разнообразны и находятся в открытом доступе.

2. «Музыкальны й уголок» - или музыкальных центр. В этом центре интегрируются образовательные области: «художественное творчество», «социализация», «чтение художественной литературы».

Музыка способствует интереса к музыке. В нашей группе это стеллаж, где хранятся музыкальные пособия, настольные дидактические игры. Основное содержание центра составляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты. Так же в этом уголке есть все материалы для театрализованных игр.

З. «в гостях у книжки» или книжный центр представлен в группе книжным стеллажом, где собраны книги для чтения детям и Для самостоятельного чтения читающих детей, рассматривания иллюстраций и репродукций картин, созданных по мотивам художественных произведений. Его главное предназначение дать возможность ребёнку общаться с книгой. Уголок находится в тихом, спокойном месте, где ребёнок может уединиться. Экспозиция книг постоянно меняется и зависит от тематической недели. Здесь представлены портреты детских писателей, детские энциклопедии.

4 «Центр экологии» или уголок природы. Здесь созданы условия для обогащения представлений о многообразии природного мира, воспитания любви к природе. Уголок природы это то место, где дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями. Свои наблюдения мы отображаем в календаре природы. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. Подбор и размещение объектов уголок природы проведено в соответствии с возрастом детей. В уголке помещены только растения. Все цветочные горшки подписаны, для того, чтобы дети знали названия растений и ухода за ними.

5. «Мой Петербург». В нашей группе особое место уделяется нравственно-патриотическому воспитанию детей. С этой целью у нас создан центр по изучению истории и архитектуры нашего города. Это спокойное места, удобное и эстетически оформленное, где дети могут рассматривать иллюстрации, альбомы, книги а Санкт-Петербурге.

Украшением нашего уголка служат фотографии видов нашего города.

Ребята с удовольствием изучают свай город.

б. «Город букв, звуков и цифр» или учебный центр. Поступление в школу важнейший момент в жизни ребёнка. Успехи его учебной деятельности, адаптация к новым условиям зависят от его готовности к школе, поэтому в нашей группе и создан этот уголок. В нём расположены следующие материалы:

- набор картинок «школьные помещения»;

- комплект «скоро в школу» (картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника);

- настольно-печатные игры «Развиваем внимание»,

«Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.;

7. «Дорожная азбука» или центр по правилам дорожного движения.

Особое место в нашем саду уделяется вопросу безопасного поведения детей на дороге. С этой целью в нашей группе создан уголок П, который пользуется у детей большой популярностью. В нем мы расположили макет дороги с моделями машин, светофоры, дорожные знаки. Такие атрибуты, как плакаты с правилами поведения на дороге, знаки дорожного движения, настольные игры, фуражки, жезл, свисток позволяют интересно обыграть различные ситуации, возникающие на дорогах.

8. «Здоровые малыши» или спортивный центр. Спортивный инвентарь расположен в выкатных тележках. Это кегли, кольцеброс, ленточки, палки, султанчики, мячи разного размера, обручи.

Спортивные дорожки располагаются в спальне и используются для профилактики плоскостопия после дневного сна. Пособия для дыхательной гимнастики регулярно используются нами при работе с детьми. Главная задача физкультурного центра - развитие культуры движений, разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения. При организации этого центра мы учитывали здоровье детей, их интересы и возрастные особенности. При организации игрового пространства в группе мы постарались учесть и гендерный подход. С этой целью было создано два центра - центр сюжетно-ролевой игры для девочек «Мы играем» и центр конструирования для мальчиков «Маленькие строители».

9. Центр конструирования занимает немного места, но он достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы, чертежи построек. Достаточное количество материала позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре или столе. Мальчики строят различные постройки, обыгрывают их. Рядом находится «гараж», где имеются различные машины и макет города с дорогой, дорожными знаками, светофором, что позволяет закреплять знания по ПДД.

10. Игра - отражение опыта ребёнка. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации, реализации возможностей в будущем, они оказывают большое влияние на развитие личности ребёнка, для этих целей в нашей группе выделено место для центра сюжетно-ролевой игры «Мы играем». Атрибутика для игр старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в контейнерах, на которых есть надпись или картинка для узнавания игры. В группе имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» - мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин» «Парикмахерская» подобраны тематические игрушки, необходимые атрибуты.

Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, занавеси, стулья. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей

Учёт возрастных особенностей детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе с учётом ФГОС ДО строилась таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня физической активности. Развивающая среда организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группе порядок.

Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей группы, на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в самостоятельной деятельности, в совместной деятельности со взрослыми, при проведении режимных моментов, в рамках НОД. Созданы тематические «зоны», а «начинка» этого пространства подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.

Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды детьми в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды группы учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Заключение

Все основные компоненты развивающей предметно-пространственной среды нашей группы создают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Они обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

Вывод

Созданная с учётом ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда группы отражает содержание образовательных областей, возрастные особенности детей, обеспечивает нашим воспитанникам чувство психологической защищённости, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащать новыми впечатлениями и стремлением к новым Знаниям, Побуждает к активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию, а для нас воспитателей такая среда позволяет приблизиться к позиции ребёнка организовать его самостоятельную деятельность.

Предметно – развивающая  среда  группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Список литературы

  1. Абузярова л. Предметно-развивающая среда ДОУ.//ребенок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32
  2. Аксарина  Н.М. воспитание детей раннего возраста.-М.,1977
  3. Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами.//Д./в.2004.№1.-с.77-79.
  4. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Дет.сад.управление.2003.-№2-с.5.
  5. Кузнецова К.П.Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь,1975-57с.
  6. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду.м., 1998.-с.93-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОСВопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с вве...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды Д...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС

Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС...

Статья « Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС».

Статья « Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС»....